Лучшее звено КХЛ растворилось в плей-офф: его закрыла тройка чекеров «Ак Барса» и добили тренерские ошибки
Провожаем уфимских финнов в отпуск.
В этом сезоне у Теему Хартикайнена неожиданно появился внештатный пиар-агент. Боб Хартли после каждого поражения «Авангарда» от «СЮ», где финский бычок заколачивал парочку шайб, приходил на пресс-конференцию с букетом комплиментов:
13 сентября (2:3, дубль финна): «Никто не может остановить Хартикайнена. Наверное, единственный способ – похитить его коньки. Посмотрите на второй гол, он просто пробился и подвинул всех».
17 октября (3:4Б, гол): «У Уфы очень много бросков, потому что в их составе сильные и габаритные игроки. Все хоккеисты «Салавата» ищут Теему Хартикайнена. У нас нет такого игрока по силе и габаритам. Мы лишь пытаемся его сдерживать».
25 февраля (1:2, дубль): «Я уважаю талант Хартикайнена. Он отличный хоккеист, прекрасный сезон проводит. Итог сделал Хартикайнен, его невозможно остановить. Он один из лучших в лиге. У него два броска – два гола».
Эта похвала создала вокруг второго бомбардира КХЛ (а по очкам за матч в среднем – вообще первого) ореол несокрушимости – если уж сам Хартли такое говорит! И первая тройка «Салавата» – которую очень сложно называть по имени центра «звеном Маннинена», как положено – при всех проблемах «СЮ» все равно казалась фактором, который может перевесить серию в пользу Уфы.
Легионерское звено видеоизменялось (за три года мы увидели три разных его версии), но решало всегда; если не в равных составах, так в большинстве – как в серии с «Автомобилистом» в 2019-м. И тут случилось невероятное: финнов не просто прикрыли, а вообще выключили им свет. Единственные очки в серии с «Ак Барсом» они набрали за четыре минуты до конца четвертой игры при 0:3 в матче и 0-3 в серии.
Дмитрий Квартальнов не придумывал ничего сверхсложного: на атакующую супертройку он ответил супертройкой оборонительной. Действующие лица:
Артем Лукоянов – капитан команды, всю карьеру в КХЛ провел в «Ак Барсе», но стал легендой футбольного «КамАЗа», за который сыграл несколько минут в настоящем матче ПФЛ. Самый острый язык команды, который в свое время сказал про Хартикайнена: «У него нет задачи драться, он тоже хороший игрок и мастер. Они могут поболтать, чтобы вывести игрока из себя. Вот один вывел, его наказали уже. В следующий раз будет знать, что нельзя много болтать».
Михаил Глухов. Когда стало известно, что игрок четвертого звена получает 40 млн в год, генменеджер «Ак Барса» Рафик Якубов не стал отпираться. Он сказал журналистам: «Он не бомбардир, но универсальный солдат. Он может сыграть и с краю, и в центре, всегда готов бороться за шайбу, закрывать броски. За одну смену может поймать на себя три броска». Лучше и не скажешь. Глухов, как и несколько других чекеров, пострадали, когда Казань ужималась ради подписания Доуса – но немного, процентов на 10.
В домашних играх их центрил Александр Бурмистров, который умудрился сначала слишком рано уехать в Северную Америку, а потом слишком рано из нее вернуться. В Уфе вместе с Глуховым и Лукояновым вышел Михаил Фисенко, который год назад вроде как вернулся в «Авангард», а потом остался дома, чем вызвал гневный спич Александра Крылова «Ни в одном другом чемпионате условный Фисенко не получил бы 45 млн».
Чтобы показать, насколько сильно казанская Grind Line накрыла финскую, можно посмотреть на бросковую статистику: Маннинена и Ко просто раскатали. Да, далеко не всегда североевропейская тройка превосходила соперника по моментам – но важен тот факт, что «Ак Барс» по сравнению с другими клубами вообще ничего не позволил им создать
А какими методами это происходило? Посмотрим на видео.
Вот самая первая смена второго матча в Казани. Финны выигрывают вбрасывание, но затем Глухов у борта успешно играет против Гранлунда. Через несколько секунд человек-оркестр Глухов (№12) летит накрыть уже Маннинена, который тоже отправляется на лед обезшайбленным – между этим уместился прессинг Маннинена Бурмистровым. Хотя шайбу «Салават» вернул, они в итоге отбрасываются – ведь возможности контратаковать фактически нет.
Следующая смена финнов: Хартикайнен получает передачу, его моментально накрывают сразу два соперника – шайбу финн теряет. Хотя «СЮ» потом закрыл зону, атака захлебывается – и остаток минутной смены первое звено проводит уже на своей половине.
Sports.ru планировал выпустить большой текст про силу Хартикайнена – но по понятным причинам он не понадобился. Опрошенные эксперты говорили, что к Теему надо применять двойной отбор – и «Ак Барс» частенько это практиковал, сильно снижая опасность финна.
А еще против него играли весьма жестко. Дмитрий Юдин демонстрирует легальные способы остановить финна, которого за четыре матча так затолкали, что он пошел толкать других – но делал это без изящества и получил дисквалификацию на один матч:
Еще один фактор – Сакари Маннинен провалил игру на точке. Нельзя сказать, что вбрасывания – его сильная сторона, в отличие от Кемппайнена, который в зеленой форме выбивал 60% в плей-офф. У Маннинена в прошлогодней серии с «Авангардом» и в этом году против «Трактора» было чуть больше 40% - в «Зеленом дерби» этот показатель упал до 32%. Конечно, это сильно усложняло задачу зацепиться в зоне.
Ничего сверхсложного «Ак Барс» не предложил – четкая игра в средней зоне, компактное построение на своей половине, классические попытки залезть под кожу – но делал все на настолько высоком уровне исполнения, что и переиграть это было сложно. А Томи Лямся, кажется, и не пытался.
Допустим, в Казани у Квартальнова было преимущество домашнего льда – но даже в Уфе «Салават» все гнал и гнал своих лидеров на смертельное звено Фисенко, даже не пытаясь уйти от наложения или предложить свое в ответ (как, например, Николай Цулыгин использовал звено Кадейкина в прошлых плей-офф).
Конечно, глубину «Салавата» подорвала тяжелая травма Воробьева, полученная им буквально за пару дней до дедлайна, когда замену уже было сложно найти, а еще повреждение Жаркова уже по ходу серии – но Лямся даже не пробовал как-то изменить положение. Финны отыгрывали минутную смену, отдыхали полторы минуты и снова выходили на минуту – не всегда было так, но в критические моменты постоянно.
Распределение игрового времени в решающие моменты – вообще приговор. Хоккей Квартальнова весьма энергозатратен, менять по пять игроков между матчами он уже не может (наверное, и не хочет) – поэтому айстайм размазывал крайне аккуратно.
Например, в четвертом матче самое большое игровое время из форвардов получил Доус (16:36). 10 нападающих сыграли больше 13 минут – у «Салавата» таких было лишь шесть. Уфимские финны же выходили на 22-23 минуты – у «Ак Барса», даже учитывая матч с овертаймом, за всю серию никто не провел на льду больше 19 минут. Конечно, у Квартальнова были совсем другие ресурсы, но это не оправдание такого бездарного использования игроков.
Итог серии подвел бывший игрок «Салавата» Игорь Григоренко: «Да вы просто посмотрите на Теему Хартикайнена, какое лицо у него было: красное, как помидор, глаза из орбит вылезали. Хотя Хартикайнен – конь в плане здоровья. Я сам это знаю. И он из-за ошибки тренера уже задыхался на льду. Как можно столько играть и не давать ребятам передышки? Были моменты, когда они через смену выходили»
Но загнал их не только тренер, но и несколько скромных (пусть и высокооплачиваемых) работяг из Казани.
У ЦСКА взлетает первое звено. Мамин, Окулов и Шалунов – готовая тройка для сборной
В «Что? Где? Когда?» – снова вопрос про хоккей. Сформулирован некорректно, но знатоки справились
Фото: РИА Новости/Дмитрий Мухаметкулов, Павел Бедняков; vk.com/hcakbars; vk.com/hcsalavat
Да, СЮ может спрятать Хартикайнена от одного чеккерского звена соперника, но спрятать его от ТРЕХ чеккерских звеньев соперника можно только в том случае, если соперник допускает проброс и не может смениться.
Затем я убираю Кормье и выпускаю Воронкова. Соперник выпускает Хохрякова.
Затем выпускаю Глухова. Соперник выпускает Картаева.
Затем снова выпускаю Кормье. И Лямса оказывается в тупике. Он хотел наложить Хартикайнена на Доуса, а Доус всё не появляется. Но Лямса решает дождаться и выпускает Кадейкина.
Затем выпускаю Воронкова. И тут наконец Лямса устает ждать и выпускает Хартикайнена. Потому что если он не выпустит Хартикайнена, то я так и продолжу гонять три чеккерских звена по кругу, мне пофиг потому что у игроков хороший запас выносливости.
И вот когда Хартикайнен отыграл смену и ушел с площадки, в следующей смене я выпускаю свежего Доуса. А Лямса вынужден выпустить Хохрякова или Картаева, потому что Хартикайнен и Кадейкин еще не отдохнули как следует. И даже если Доус допустит проброс, Хартикайнен всё равно не может выйти потому что еще не восстановился после предыдущей смены.
И в итоге Лямса понимает что у него очень мало шансов наложить Хартикайнена на Доуса, даже при пробросах.
Вы видите что Хартикайнен едет на смену. И вы тут же выпускаете Доуса. Пока Хартикайнен отдыхает, Доус проводит свою смену. А кого Лямса наложит на Доуса, уже не суть важно. Важно что Лямса уже не сможет наложить Хартикайнена на Доуса потому что вот он Доус уже на льду, а Хартикайнен не может выйти т.к. ему требуется отдых после предыдущей смены.
Если в команде три звена могут исполнять чеккерские функции, то своё атакующее звено можно "спрятать" от атакующего звена соперника, даже если играешь в гостях.
Квартальнову было достаточно после смены Хартикайнена выпускать звено Доус-Да Коста/Галимов-Тихонов, и у Уфы уже никак не получалось наложить звено Хартикайнена на Доуса.
А накладывать звено Хартикайнена на звено Галиев-Фисенко-Воронков тоже не очень перспективно.