«Автомобилист» – самый бестолковый олигарх КХЛ. Потратил больше 8 миллиардов за 5 лет, но стало только хуже
Хроника провала и семь смертных грехов.
Пять лет назад, весной 2016-го, «Автомобилист» выиграл 30 матчей в регулярке, набрал 92 очка и занял седьмое место на Востоке. В плей-офф «Авто» достойно закусился с будущими чемпионами из Магнитогорска (2-4). Сезон был воспринят как несомненный успех, потому что летом 2015-го финансирование клуба было урезано, но Андрей Разин сделал с тем составом максимум.
Весной 2021-го «Автомобилист» выиграл 30 матчей в регулярке, набрал 92 очка (в переводе на трехочковую систему) и занял седьмое место на Востоке. В плей-офф «Авто» достойно закусился с «Авангардом» (1-4). Результат почти тот же, но есть нюанс. Сразу после окончания сезона-2015/16 «Автомобилист» перешел под контроль структур УГМК, которые обещали светлое будущее и очень скоро.
Оказалось, что будущее от прошлого не отличается ничем, кроме потраченных денег – причем, судя по всему, потраченных бездарнее всего в КХЛ. Правда, обсуждают сейчас не это, а душераздирающие крики о «вершителях хоккейного правосудия», после которых хохотала почти вся лига. И, кажется, все это заявление было сделано ради одного – отвлечь внимание от провального сезона и неудачной пятилетки.
Для тех, кто все пропустил, ультракороткое содержание предыдущих серий: хотя «Автомобилист» получил новых боссов в 2016-м, бюджет увеличился не сразу – смена власти произошла в апреле, и деньги на сезон-2016/17 давал еще старый спонсор. Топ-клубом «Автомобилист» начали называть только весной 2018-го, когда в одно межсезонье в Екатеринбург направились Найджел Доус, Стефан да Коста и Дэн Секстон – звездные для КХЛ легионеры.
Последние три сезона «Авто» заканчивал в топ-4 Востока, но вылетал сначала в первом раунде, потом во втором, потом снова в первом. Крайними сделали двух главных тренеров – сначала клуб не продлил контракт с Владимиром Крикуновым (весна-2018), а в прошлом году, после вылета от «Сибири», с Андреем Мартемьяновым, которого не спас и исторический для «Авто» сезон-2018/19.
Ну а новый сезон «Автомобилист» начал с Биллом Питерсом – и весной явно недоволен этим назначением был только давний ненавистник всех канадских тренеров Александр Кожевников. Питерс приехал с очень хорошим резюме: две золотых медали ЧМ, помощник Майка Бэбкока в сборной на Кубке мира, 50 побед в сезоне с «Калгари» – но одно слово, сказанное десять лет назад, почти гарантированно закончило его карьеру в НХЛ.
Старт сезона у Питерса, как и почти у всех его предшественников, вышел замечательным: 15 побед в 20 играх, огромное количество заброшенных шайб, первое место на Востоке. Докопаться до результата можно было и тогда: например, его во многом делало первое звено (Макеев – Дацюк – Голышев), вместо ясного игрового стиля команда полагалась на индивидуальную игру форвардов, а оборона, несмотря на трех неплохих новичков, не стала более надежной.
И неудивительно, что после первой паузы на Евротур команда просто развалилась, проиграла 10 матчей подряд и почти во всех выглядела просто убитой физически. И хотя с победами потом выправилось (с аутсайдерами очки «Авто» терял редко), по стилю все осталось без изменений – форварды чаще всего просто брали шайбу, заезжали в зону, а там уж делали с ней то, на что хватало мастерства. Когда хватало на многое, голы приходили, но во второй части сезона это случалось редко.
Вот очень показательное сопоставление первых 20 и оставшихся 40 игр «Авто» в этой регулярке:
Особо интересно то, что произошло с большинством. Сначала казалось, что уход Константина Шафранова в «Авангард» клуб пережил безболезненно – все-таки 25%, которые были на старте сезона, отличные цифры. Но большинство деградировало вместе с командой – и тут опять же вопрос, насколько оно зависело от формы Дацюка и его друзей в начале года.
Ну а развал клуба в концовке видели все: к непонятной атаке добавился крах обороны, которая спокойно давала обстреливать и Коваржа, и его сменщиков. «Автомобилист» закончил сезон с отрицательной разницей шайб и в девяти играх пропустил 5 и более (для сравнения: за два предыдущих сезона таких игр было восемь).
Билл Питерс с большой вероятностью останется на своем посту и в новом сезоне – кто ж ему будет платить неустойку за выкуп такого контракта? Опустим результат – можно с огромной натяжкой сказать, что тренер не адаптировался к новым условиям (хотя за такие деньги должен сразу влетать), что состав собирал не совсем он (хотя не под всех прошлых тренеров клуба это делалось). Но почему никто из игроков не сделал шага вперед?
Почему Василевский из кандидата в сборную за год превратился в человека, который как будто забыл, как играть в хоккей, и в конце сезона безвылазно сидел в запасе? Почему Трямкин продолжил стагнировать, почему Голышев, который уже «подыскивал дом в Нью-Йорке», получая 70 миллионов в год, забросил 2 шайбы в последних 20 играх? Почему никто из молодых так и не получил место в основе, а уже 24-летние Щемеров и Жукенов получили шанс только в самой концовке?
Все требуют ухода Гросса. Но он не единственный руководитель, к которому есть вопросы
Ситуация в клубе и так более-менее на виду. Но кто во всем этом виноват? В офисе клуба ответ уже нашли: судьи! Отличный универсальный ответ для вообще всех видов спорта, но нас он не удовлетворит. За пять лет при новой власти сменились четыре главных тренера (Разин, Крикунов, Мартемьянов, Питерс), но управленческий дуэт остался тем же: директор Максим Рябков и спортивный директор Олег Гросс. За пять лет новых людей во фронт-офисе тоже не появилось.
Показательный момент: после прихода новой власти Гросса, который был генеральным менеджером, назначили спортивным директором. Казалось бы, кого интересует титулатура? Но еще в 2017-м Рябков говорил в интервью сайту КХЛ, что Гросс только помогает ему в селекционной работе – значит, последнее слово в трансферах теперь все же за директором клуба.
При этом селекция лета-2017 прошла как раз в фирменном стиле Гросса последних лет в Уфе, когда миллиард клубного бюджета ушел на «Мерескиных и Скачковых». Если верить сливу зарплат от «СЭ», Станислав Егоршев получал 50 млн, Кирилл Лямин – 42, Георгий Мишарин – 30. Все эти защитники пришли в «Авто» как раз в 2017-м, и их контракты выглядят завышенными.
Очень показательным был трансфер Игоря Григоренко, который немало поиграл в «СЮ»: форварду выписали то ли 70, то ли 80 миллионов, а перед сезоном клуб расторг контракт – то ли по семейным обстоятельствам (официально), то ли из-за выявленных проблем со здоровьем (неофициально).
Кажется, в первые годы руководства в «Авто» Рябков, как человек, работавший только в баскетболе, еще не брал на себя ответственность – но потом маятник качнулся в его сторону. Показательная история из прошлого сезона: по нашим данным, «Амур», где тогда работал Александр Гулявцев, хотел забрать из системы «Авто» форварда Дениса Мингалеева в скрытую аренду. Директор клуба выставил свои условия: 15 миллионов и полный выкуп прав. На таких условиях «Амур» в сделку не вступил, представители Мингалеева пожаловались Гроссу, который развел руками: полномочий у меня нет. В результате форвард бесплатно ушел играть в минскую «Юность».
Контракт Гросса заканчивается как раз в этом году – и он якобы хотел уйти по ходу этого сезона, но его не отпустили. Возможно, Гросс, популярность которого снижает еще и не особо удачная игра его сына в воротах «Авто», как раз и нужен был, чтобы в случае полного провала сделать крайним? Все идет к этому – инсайды говорят, что спортивный директор в Екатеринбурге не останется.
Максим Рябков
А в каком стиле прошла селекция последних лет? Два с половиной фаната женского баскетбола в стране скажут вам: в стиле баскетбольного УГМК – кидаться на первые попавшиеся звездные имена, пытаться составить из них команду, а если не получается, менять тренера. В клубе был период, когда УГМК десять лет не мог выиграть Евролигу, и главные тренеры менялись почти каждый год.
Селекция «Автомобилиста» – прекрасный пример того, что команда, построенная из людей, привыкших вылетать в первом раунде, вылетит в первом раунде. «Авто» построен как плохая фэнтези-команда: без духовитых людей из 3-4-го звена, которые бы закапывали шайбу на пятаке, почти без людей с опытом успешной игры в плей-офф, почти без защитников, которые могли бы хорошо двигать шайбу. И если бы комплектация состава была единственной проблемой!
Семь смертных грехов «Автомобилиста»
Клуб не рассчитывает на молодежь. Два года назад «Авто» был в двух минутах от победы в Кубке Харламова. В полуфинале молодежка выиграла у СКА-1946 – сейчас в КХЛ закрепились шесть человек из того состава питерцев. В финале «Авто» чуть не дожал «Локо» – у ярославцев тоже шесть человек в основе. У «Авто» таких игроков нет.
Этим летом систему клуба покинули три лидера той молодежки – Даниил Валитов (основной защитник), Максим Рассейкин (лучший снайпер) и Кирилл Тютяев (лучший бомбардир). И хотя Рябков в интервью потом говорил об «условиях для развития» молодежи, из других клубов КХЛ люди в европейские лиги не уезжают.
В условиях потолка своя молодежь на дешевых контрактах – это не блажь, а необходимость. Но клуб маринует игроков в фарме – да, сейчас отличный плей-офф провел Александр Щемеров, но он был готов играть в основе с самого начала, ему не нужен был еще один сезон в вышке. Однако и ему уже 24 – а более молодые лидеры «Горняка» тоже недовольны ситуацией и хотят покинуть систему.
Клуб не хочет вкладываться в молодежь. У молодежки старенький автобус, который дышит на ладан и легко продувается в поездках. Клуб не хочет вкладываться в тренера по развитию – поэтому главный тренер молодежного состава вынужден отправлять игроков на подкатки к своему знакомому, за которые приходится платить (нет, коррупционного фактора здесь нет).
Клуб не знает будущего и не помнит прошлого. У клубов с более скромной историей, чем «Автомобилист», под сводами арены красуется десяток джерси местных легенд – в Екатеринбурге только два (лучший бомбардир в истории клуба Виктор Кутергин и чемпион мира вратарь Виктор Пучков), причем они законопачены так, что их очень сложно разглядеть. Получается, клуб не помнит даже олимпийских чемпионов Бякина и Шепелева, не говоря уже о других местных легендах.
Клуб не хочет строить четкую структуру. В «Автомобилисте» нет селекционного отдела, многие решения там принимаются как будто наобум. Кажется, что Максиму Березину, который перед приходом в «Автомобилист» был восьмым по игровому времени защитником «Авангарда» и пропускал весь серебряный плей-офф, дали контракт только за то, что он играл в Омске. Почему нет, фэнтези-команды так и строятся.
А ведь пример того же «Торпедо» показал, что этим могут заниматься и люди, которые не стояли на коньках, но давно вовлечены в хоккей. Состав, который частично помог собирать наш бывший автор, ставший скаутом клуба, набрал лишь на очко меньше «Автомобилиста» при бюджете в два раза меньше, хотя селекционная работа в Нижнем началась фактически только в апреле-мае. Но нет, причины принятия решений по подбору игроков остаются загадкой.
Клуб не хочет создавать себе красивую обложку. Можно критиковать тот же «Авангард» за то, что Бузова и Моуринью затмевают сам хоккей – но там стараются и ищут новое, что-то придумывают. Руководство «Автомобилиста» не готово даже расширить штат пресс-службы, в которой работают всего два человека – и сложно даже винить их в чем-то, ресурсов-то толком нет. Вы видели какой-то ролик от «Автомобилиста» к старту плей-офф? Или видели, как клуб использует гигантский маркетинговый потенциал Дацюка? Нет, потому что ничего это и не было.
Клуб даже не хочет себя продвигать: несколько лет назад ясный лик Алексея Симакова, который был капитаном «Авто», смотрел на всех с автобусной остановки в центре Екатеринбурга, по городу катался трамвай, оформленный в фирменном стиле, а в ТЦ проходили выставки фото или автограф-сессии. Последнее время клуб как будто просто решил о себе не напоминать.
Клуб просто бездумно тратит деньги. В УГМК с этим все было просто – там есть такие ресурсы, которым позавидуют и иные команды КХЛ. Например, в прошлом сезоне одна из ведущих баскетболисток получала где-то 30 миллионов рублей в год (сравните это с зарплатами в ЖХЛ – 60-70 тысяч рублей в месяц). С такими затратами УГМК выглядел примерно так, как мог выглядеть футбольный «Зенит» в ПФЛ – громил всех подряд с разницей +40 или даже +50.
А в хоккее все сложнее. Большинство матчей плей-офф пропустили четыре игрока (Василевский, Березин, Мамкин и Секстон). Их совокупная зарплата – 150 миллионов рублей, а ведь даже зарплаты одного игрока хватило бы, чтобы поднять все описанное выше – содержать скаутов, расширять пресс-службу, улучшать маркетинг, подлатать инфраструктуру. Но не таков самобытный уральский клуб!
Кажется, менять ничего не будут: в Екатеринбург уже отправляют Принса и Блэкера
В общем, пятилетка «Автомобилиста» получилась такой, как будто там решили собрать абсолютно все стереотипы о плохом управлении топ-клубом. В ранней КХЛ такое было везде – менеджеры тратили только на игроков и забывали обо всем остальном. Если бы большие деньги пришли в «Авто» году в 2009-м, с таким стилем можно было что-то выиграть – но сначала планам УГМК помешало то, что лигу сломали через колено ради сборной, а потом то, что другие клубы стали учиться профессионально работать.
И судя по всему, кардинальных изменений ждать не стоит. Неделю назад Алексей Шевченко рассказал в эфире «СЭ» то, о чем слухи ходили давно – «Автомобилист» уже подготовил списки натурализованных казахстанцев и белорусов из минского «Динамо» и «Барыса» и готовится их подписать весной. Фавориты – Шэйн Принс и Джесси Блэкер.
Шэйн Принс
И если клуб реально будет двигаться в этом направлении, то потеряет еще год или два – дело даже не в том, что североамериканцы не приживаются в Екатеринбурге (и это было еще во времена Леонида Вайсфельда). Те команды, которые ставили на канадцев как на основную силу (»Медвешчак» и «Куньлунь») на двоих выиграли один матч в плей-офф, причем китайский клуб четыре года подряд туда просто не может попасть.
И все описанное выше – это не проблема одного лишь Олега Гросса, который, скорее всего, уйдет и так. Это все вопросы к генеральному директору, о котором в частных беседах все отзываются хорошо, но хороший человек – это не профессия. Максим Рябков стянул на себя слишком много всего (даже хотел быть переводчиком во время интервью Питерса Sports.ru) и, кажется, не вытянул.
Но даже отставка одного Рябкова не решит все вопросы, если клуб не начнет работать как профессиональная организация, построение которой начинается не с «фасада», не с покупки Доусов за 150 миллионов, а с «фундамента» – создания четкой структуры управления, которая не зависела бы от агентов или желания одного директора, создания лучших условий для молодежи, современной работы в медиа.
Давайте посчитаем: бюджет клуба в этом году составлял два миллиарда рублей, в прошлом – тоже, в позапрошлом был чуть-чуть меньше. По сезону-2017/18 есть данные «Чемпионата»: клуб закладывал на зарплаты 1,25 млрд (780 млн гарантированных зарплат, остальное – бонусы, не все из которых игроки выбивали). ФОТ в бюджетах клубов обычно занимает 50% - получается, «Автомобилист» потратил где-то 8 миллиардов рублей ради того, чтобы прийти к тому, с чего начинал.
Заявление клуба, которое появилось после четвертой игры с «Авангардом», очень точно схватывает всю жизнь организации пяти лет, попадает в самую мякотку. Вместо разбора – поиск виновных, вместо побед – надувание щек, а когда виноватых найти не получается, начинается публичный плач.
Самое странное – спонсорам как будто наплевать на жизнь команды. Президент клуба Андрей Козицын и его приближенные не так сильно вдаются в дела команды, как, например, Виктор Рашников в «Магнитке» – поэтому контроля за происходящим в клубе меньше, чем в том же УГМК.
Пять лет назад казалось, что после прихода новых спонсоров в клубе наступит золотой век. Но вместо золотого пришел каменный.
У «Автомобилиста» хаос в атаке и проблемы на пятаке. Чего ждать от них в плей-офф?
Овечкин снова забил «Филадельфии» – соперник сам отдал ему шайбу под бросок. До Эспозито – два гола
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын, Нина Зотина; VK/hcavtomobilist; hc-avto.ru; hcdinamo.by
Когда вместо конкуренции искусственные ограничения, квоты и лимиты;
Когда вместо коммерческой основы - государственные дотации и назначения спонсоров;
Когда для лиги главное, чтобы сборная достойно выступила на ЧМ...
Такая лига обречена...
Да, Автомобилист мог бы более качественно осваивать бюджетные средства, руководство - быть более заинтересованным в результатах и т.п.
Только нужно помнить одно, в нашем спорте, главное не победа, а участие.
Люди, которые занимаются осваиванием бюджетных средств, в последнюю очередь будут переживать за каких-то там болельщиков, качество игры или место в таблице.
Если вы посмотрите на все это их глазами, то поймёте, что они очень грамотно работают.
Им приваливает куча денег, им достаточно имитировать деятельность (чем меньше сделал, тем лучше, ведь все равно получишь столько же), параллельно зарабатывая на лимите (выписывая огромные контракты середнякам за откаты), и не подставлять вышестоящее руководство перед общественностью.
Это касается любой нашей лиги, только хоккейная, к тому же, находится в пузыре, освобожденная от «возни в Европе» в виде Лиге Чемпионов и прочего, следовательно там вообще плевать всем на результат, кроме может 2-3 хозяев команд, кто просто «топит» за хоккей
Единственный журналист из Екб, который может и должен писать о родном клубе, дабы донести правду до людей.
Клуб не рассчитывает на молодежь - абсолютно, на молодежку положили огромный и большой болт. Последний раз с молодежкой очень плотно работал, знаете кто? Разин. Тот самый, который костью в горле у УГМК стоял, т.к. мешал пилить деньги и не хотели привлекать его к подбору игроков.
Клуб не знает будущего и не помнит прошлого - я вот это писал на форумах Авто и группе ещё лет 6 назад. Почему убрали со сводов арены джерси легенд клуба - кто помнит, их там висело около десятка, среди них был джерси Субботина. Ответ - да, да, обязательно вернем. Просто забили на это, им неинтересно.
Клуб даже не хочет себя продвигать - вообще смешно, что при Боброве (предыдущий владелец клуба) рекламы клуба было больше, чем при УГМК))))))
Автомобилист образца 2016-2021 - одна из самых позорных версий клуба за всё время выступления в КХЛ. Знаете почему? Именно по цене/качество.
Даже в бедные времена 2010-2012 не было так стыдно, потому что там игроки бились и рвали жилы. За них переживал. Каждой победе радовались. А 6-2 Салавату до сих пор помнят и припоминают уфимцам)) Ну круто же было.
Я и на хоккей перестал ходить. Нет желания болеть за жирных и довольных хоккеистов, которым всё равно на клуб и болельщиков. В особенности дико видеть пофигизм в глазах Трямкина и Голышева, воспитанников.
Самым неравнодушным является, как это не удивительно, легионер, Якуб Коварж. И его скандальное на тот момент интервью было честным, правдивым и провидческим.
Автомобилист медленно закапывает самого себя. Чтобы вылезти из этой ямы, необходимо менять всё руководство.
ХК Автомобилист 2,233 млрд руб (2019), 1,806 млрд (2018)
ХК СКА 7,049 млрд руб (2019), 6,990 млрд (2018)
ХК ЦСКА 6,390 млрд руб (2019), 3,790 млрд (2018)
ХК Ак Барс 5,145 млрд. руб (2019) 6,010 млрд (2018)
Кто-нибудь, объясните, почему автор называет Автомобилист олигархами?