Cекреты Дацюка и Бэбкока, агрессивный прессинг: поговорили с канадским тренером, который побеждал Россию на ЧМ, а сейчас осваивает КХЛ
Знакомимся с Биллом Питерсом.
В КХЛ редко приезжали тренеры из НХЛ в расцвете сил, востребованные в главной лиге мира. Из таких примеров можно вспомнить разве что Пола Мориса, который год поработал в «Металлурге», где пересекался с Малкиным и Мозякиным.
Скорее всего, Билл Питерс не приехал бы в Россию еще долго, если б прошлой осенью не случился скандал, когда тренера убрали за слова о «нигерской музыке», якобы сказанные им 12 лет назад. «Калгари», в котором Питерс всего за полгода до скандала выиграл 50 матчей в регулярке, быстро расстался с тренером. И после такой истории ему оставалось только искать работу в Европе.
В апреле Питерс приехал в «Автомобилист», который как раз весной расстался с Андреем Мартемьяновым. Первый сезон канадца пока получается дико противоречивым: после шикарного старта (конечно, там было много легких соперников, но и топ-клубы попадались) последовала 10-матчевая серия кошмаров с двумя играми по 2:7. Сейчас клуб потихоньку выбирается из кризиса, но легкости начала сезона пока еще не видно.
Канадский тренер сохранял абсолютную невозмутимость на пресс-конференциях, а голосом Питерса «Автомобилист» отмечал голы – строчка «Крепче за баранку держись, шофер», которую с сильным акцентом тренер пропел в рамках командного караоке ко Дню автомобилиста, в обработке превратилась в нечто напоминающее ранние альбомы Rammstein.
Мы с Питерсом поговорили еще 10 ноября, но так получилось, что интервью выходит только сейчас, когда его команда успела побывать на вершине, свалиться с нее и снова начать карабкаться вверх. Из него вы узнаете:
• какие особенности у коронавирусной подготовки;
• каким Питерс видит стиль новой для себя лиги (спойлер – вовсе не пассивным);
• как реализация большинства зависит от игры на вбрасываниях;
• чем хороши лидеры «Автомобилиста» – Трямкин, Дацюк и Голышев;
• как Дацюк играет так много даже в 42 года;
• что особенного в Майке Бэбкоке;
• сколько еще мог бы играть Никлас Лидстрем;
Адаптация к КХЛ: агрессивный прессинг и много времени для тренировок
– Американских тренеров в России всегда просят сравнить стиль в КХЛ и НХЛ. А что, если сравнить КХЛ и АХЛ?
– Я здесь не так давно, но КХЛ – очень хорошая лига, действительно вторая в мире. Здесь очень много талантливых и сильных игроков – и ветераны с уже состоявшимися карьерами, и молодежь, как можно было увидеть в этом сезоне.
Если говорить про стиль игры, то лиги на самом деле учатся друг у друга, частично перенимают его. В Северной Америке становится больше команд, которые ставят на владение шайбы, а клубы из Европы и КХЛ проделали большую работу по построению игры в обороне – сократили количество потерь, стали более ответственно подходить к сменам; это заметно. И в КХЛ есть команды, которые стараются действовать в более североамериканском стиле.
– Весной вы говорили, что таких длинных тренинг-кемпов, как в КХЛ, у вас еще не было. Может быть, что-то получилось отработать лучше, чем с командами НХЛ?
– 55 дней – это продолжительность лагеря в нормальном сезоне. Мы должны были сыграть 10 контрольных игр, но вышло только пять (три на Мемориале Ромазана и две с «СЮ» – Sports.ru). Конечно, из-за пандемии получился крайне необычный тренировочный лагерь, было много вызовов. К сожалению, много парней переболело коронавирусом во время предсезонки, их пришлось изолировать на разные сроки – от 10 до 17 дней.
В обычных обстоятельствах лагерь был бы намного длиннее, мы сыграли б на турнире в Челябинске, провели больше контрольных игр. Продолжительный лагерь дает возможность проверить больше игроков, особенно в ситуации, когда у нас есть команды в ВХЛ и МХЛ.
На Мемориал Ромазана мы взяли более сорока игроков – фактически это два полных состава. В первой игре мы выставили молодой состав, во второй – более приближенный к первому матчу сезона, потом смешали их. У нас было две основных тренировочных группы – в одной парни из основы, в другой молодые игроки ВХЛ и МХЛ.
Была возможность заложить базу на новый сезон – и даже учитывая сложности, с которыми мы столкнулись из-за пандемии, проделали неплохую работу.
– У нас принято жаловаться, что в КХЛ очень пассивный стиль игры. Вы с этим согласны?
– В нашем дивизионе он весьма агрессивный. Мы прививаем «Автомобилисту» активный форчек, но и другие команды в лиге тоже стараются активно прессинговать, играют в схожем стиле. Они нацелены на атаку, опасны в прорывах. В этом сезоне в лиге выросла результативность – и в том числе благодаря тому, что большинство тренеров ставят агрессивный хоккей.
– Андрей Мартемьянов, ваш предшественник, говорил мне, что многие команды в КХЛ играют одинаково. Заметили ли вы это за короткое время работы здесь?
– Конечно, игровые системы схожие. Сейчас тренерам в профессиональном хоккее доступно огромное количество видеоматериалов, все как на ладони, поэтому большинство команд подражают друг другу.
Вы можете искать какие-то собственные тактические наработки, учитывая уровень мастерства игроков, но из-за широкого доступа к видео они не будут тайной. Например, многие тренеры видят чужие наработки успешной игры в неравных составах и встраивают их в свою систему. Этого невозможно избежать.
– Смена тренерского штаба не повлияла на то, что «Авто» – одна из лучших команд лиги в большинстве. Что является важнейшим фактором при работе в большинстве?
– Нам повезло, что в КХЛ нет бэк-ту-бэков, поэтому у нас достаточно свободных дней, которые мы можем посвятить дополнительным тренировкам. На них мы уже стараемся уделить больше времени для постановки игры в неравных составах, и очень рады такой возможности. У нас есть парни с прекрасной техникой, которые отлично видят площадку, это помогает в большинстве.
Ключевой аспект успеха – игра на вбрасываниях. Если наша команда выигрывает первую «точку» во время двухминутки и сохраняет контроль над шайбой, то не приходится тратить лишнее время на вход в зону. Мы хорошо отработали этот компонент и пока неплохи в нем (даже после спада в середине сезона у «Автомобилиста» 22% реализации лишнего – Sports.ru).
Лидеры «Автомобилиста» Трямкин, Голышев, Дацюк
– Трямкин – уникальный защитник, если учитывать сочетание габаритов и хорошего катания. Каким игроком вы хотите его видеть и каким он может стать?
– Никита – очень важен для нашей команды. С такими габаритами, катанием и отличным первым пасом его ждет светлое будущее. Я знаю, что сейчас он много работает над собой на тренировках, есть некоторые аспекты игры, в которых надо прибавлять. Но, учитывая его размер и скорость, он становится парнем, против которого крайне тяжело играть сопернику.
Плюс игра в тело, уровень физической игры, на которую он способен – это все делает его элитным защитником. Сейчас мы очень довольны им, Никита и Алексей Василевский примерно 95% игрового времени играют вместе в первой паре.
– А кем вы все-таки видите его – домоседом или двусторонним защитником?
– Нет, конечно, он двусторонний защитник – у него есть полная свобода подключаться к контратакам, когда есть возможность. Важная деталь, которая импонирует в его игре – умение сделать качественный первый пас, когда он верно читает эпизод и принимает правильное решение.
Мы не ставим перед защитниками задачи проводить чрезмерно много времени в атаке. У нас очень хорошая группа форвардов – четыре сильные тройки, каждая из которых умеет забивать. При этом, конечно, мы хотим от защитников активного движения шайбы и поддержки в быстрых отрывах.
– Голышев говорит об отъезде в «Айлендерс» после истечения контракта. Насколько велики его шансы пройти в состав, особенно в системе Барри Троца?
– Я думаю, в нашем составе достаточно игроков, которые могут добиться успеха в Северной Америке, если получат такую возможность. Анатолий – отличный форвард, который не боится конкуренции. Некоторые считают, что ему недостает размеров, но при этом он техничен, терпелив в игре с шайбой и хорошо видит площадку.
У них отличное взаимодействие с Дацюком и Макеевым в первой тройке. Это звено, которое опасно против любого соперника, потому что они играют очень ответственно, не дают обыграть себя в обороне. Так что Голли – подходящий парень для моей команды, очень вдумчивый, всегда отдает себя в игре.
– Дацюк играет по 18 минут даже в 42 года. Как в таком возрасте он сохраняет форму и страсть к игре?
– Я думаю, Павел сможет играть еще долго – пока он наслаждается хоккеем. По мере того, как ты продвигаешься в своей карьере, достигаешь новых высот, при этом остаешься продуктивен и получаешь удовольствие от игры, то думаешь: почему бы не продолжать?
Можно сравнить с Мозякиным. Это игроки элитного уровня. Когда наблюдаешь за ними в игре, то отмечаешь, что они умнее всех, кто присутствует на площадке. Они держат свой уровень каждую игру. И почему бы им не играть дальше, когда они понимают игру на таком высоком уровне, при этом имеют отличных партнеров по звену?
– Могли представить, что он доиграет до такого возраста, когда работали с ним два года в «Детройте»?
– Конечно, это было прекрасно видно. Несомненно, состояние здоровья очень важно, но основной движущий фактор – страсть к игре, когда ты остаешься мотивированным и любишь то, что делаешь. Когда у нас был тренировочный лагерь в Рефтинском, даже после изматывающих занятий на льду, после долгих тренировок Павел помогал молодым, подсказывал. В нем до сих пор живет чистая страсть к игре – и это очень приятно видеть.
Питерс и НХЛ: Бэбкок – очень организованный, Годро нравится желанием бороться
– Вы входили в штаб «Детройта» в начале 2010-х. Могла ли команда выиграть еще один Кубок Стэнли, когда в составе были Дацюк и Зеттерберг?
– У этих парней замечательные карьеры, но, к сожалению, время никого не щадит – особенно на уровне НХЛ. Каждый год игра становилась все быстрее и быстрее. В лигу постоянно приходили новые молодые игроки с хорошей тренерской выучкой, которые с первых же матчей становились лидерами своих команд. Когда ты становишься старше, многое влияет на твою карьеру – длина сезона, бэк-ту-бэки, многочисленные поездки. Все это усложняет жизнь ветеранам.
В сезоне-2012/13 мы играли с очень хорошими командами в плей-офф – «Анахаймом», «Чикаго». С «Блэкхокс» вели 3-1 в серии второго раунда, были максимально близки к выходу в финал конференции – но, возможно, где-то в глубине команда уже начала праздновать.
– В «Детройте» вы были тренером защитников, работали с Лидстремом. Мог ли он продолжать карьеру и в 40+ лет?
Ник – один из лучших защитников в истории хоккея, поэтому он может прислушаться к своему телу и сделать правильный выбор, понять, что нужно именно в данный момент. Конечно, он мог поиграть еще – возможно, не в такой важной роли (даже в своем последнем сезоне Лидстрем играл почти 24 минуты за матч – Sports.ru). Если вы встретите его сейчас, то увидите, что он в прекрасной форме и выглядит так, будто может вернуться на лед хоть сейчас. Но игроки лучше знают, когда настает время заканчивать.
– Вы много работали с Майком Бэбкоком. Какие качества делали его лучшим тренером в мире?
– Он очень, очень, очень организованный тренер, который может выжать максимум как из каждого игрока, так и из всего коллектива. Он всегда тщательно готовился к игре, имел проработанный план действий. Этот опыт Майка дает ему преимущество перед многими тренерами в том, что он работал с множеством игроков на протяжении своей карьеры, а также немало тренировал на уровне сборных.
– В вашем первом самостоятельном сезоне в «Каролине» вы работали с Антоном Худобиным. Могли представить, что он станет практически MVP «Далласа» в плей-офф?
– У меня вызывает огромное уважение то, как Антон смог построить свою карьеру и добраться до подобных высот. Впервые мы пересекались еще в юниорской Западной лиге, когда он играл за «Саскатун» (а Питерс был тренером «Спокэйна» – Sports.ru). Уже тогда он показывал класс, и я рад, что он сделал отличную карьеру и не собирается останавливаться.
– Вы свели вместе Ахо и Терявяйнена – и сейчас это одна из лучших связок НХЛ. Что делает их взаимодействие таким классным?
– У них обоих есть элитные навыки – видение площадки и плеймейкерские способности. И в целом финский хоккей в последнее время проделал мощную работу. Посмотрите, сколько наград они завоевали на разных уровнях – и на взрослом чемпионате мира, и на молодежном, и на юниорском. Эта связка тоже росла в хороших условиях, рядом с отличными игроками, и оба добились успеха сначала на молодежном уровне, а теперь и в НХЛ.
– Ваша «Каролина» постоянно была одной из лучших в лиге по продвинутой статистике, но пройти в плей-офф так и не удалось. В чем причина?
– Было задрафтовано много молодых игроков, которые становились ядром клуба – но плоды этого стали видны только сейчас. Помимо этого, им требовалось какое-то время, что привыкнуть к НХЛ, полностью включиться в лигу.
Вы спрашивали пару вопросов назад про «Детройт» и его несостоявшийся Кубок – в принципе, ситуации тут похожи. Далеко не всегда все идет по вашему плану. Необходимо провести весь сезон на высоком уровне – но, конечно, надо учитывать и какие-то спады, и серии из трудных игр в календаре.
– Одно из самых душераздирающих видео, что я видел в НХЛ – ваша реакция на то, что Брайан Бикелл заканчивает карьеру из-за рассеянного склероза. Вы были настолько близки?
– Да, знаете, это такой момент, когда ты ставишь себя на его место, представляешь себя в его положении. Это было очень трудно – и сама новость появилась из ниоткуда. Для всех, кто был вовлечен в ситуацию вокруг Брайана, это был очень эмоциональный момент.
Он отличный парень, и ты думаешь о том, как все могло бы сложиться – и сложно сдержать слезы в подобных ситуациях. Павел, например, все еще играет в 42, а Бикелл был лишен этой возможности в 31.
– А что делает Джонни Годро особенным игроком? Мало кто верил, что со своими габаритами он пробьется в НХЛ.
– Джонни был великолепным драфт-пиком со стороны «Флэймс» На протяжении всей своей карьеры он доказывал, что может набирать очки везде, в любой лиге – в USHL, NCAA или НХЛ. Джонни всегда нацелен на победу, всегда играет на максимуме. Его уровень мастерства и конкурентоспособности поражает.
Эпилог: Питерс и сборная
– В 2015-м вы входили в штаб сборной Канады, которая разгромила Россию в финале чемпионата мира 6:1. В чем секрет?
– Тогда мы привезли отличную команду, которая становилась лучше с каждым днем. Добавлялись новые игроки после вылета их команд из первого раунда плей-офф. А потом еще и «Питтсбург» вылетел (к команде добавился Сидни Кросби – Sports.ru), это и без того сильную команду сделало еще мощнее.
При подготовке к матчам с Россией нельзя забывать о ее быстрых атаках, отличной игре в большинстве – работа сборной в этих аспектах вызывает уважение. То, как выросли вратари в России – это феноменально. Мы все видели перформанс Василевского в «Тампе» этой осенью, Худобина в «Далласе», как Аскаров играет в России в таком молодом возрасте.
Так что невозможно относиться к сборной России без уважения, она всегда играет жестко, и каждая игра с Россией на международном уровне идет на тонкой грани. И для победы надо быть на правильной стороне этой грани.
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Павел Лисицын; globallookpress.com/Edijs Palens/XinHua, Maksim Konstantinov/Global Look Press, Justin Berl/Icon Sportswire; Gettyimages.ru/Jared Wickerham, Christian Petersen
А так получилось в целом всё довольно предсказуемо. Сгладил все углы, о бывших работодателях и коллегах максимально корректно, о КХЛ и местных тренерских задумках тоже. Видно что не теряет веры, что получится вернуться на родине в обойму тренеров НХЛ.
Ну а так, удачи в работе, больше сильных клубов - интереснее чемпионат. Пожелаем подольше задержаться в КХЛ и передать больше опыта и хоккеистам и тренерам. Было бы интересно посмотреть на игру его команды на 2-3 сезон работы в КХЛ, пока думаю для него много чего в новинку, даже с таким опытом.
Отчасти из-за безысходности, что Гросс и Ко сами не уйдут, перестал ходить на хоккей. Просто нет сил смотреть на это убожество, которое вяло катает шайбу, играет в возню у бортов, стомиллионные звёзды проваливаются в плей-офф, убивают супер талантливую молодежк Авто, не давая им шансов на прогресс и развитие, покупая Березиных, Мозеров и бесполезных легионеров (на фоне Петра Коукала все они смотрятся клоунами).
Весь этот проект УГМК изначально выглядел провальным, т.к. это вам не баскетбол, где конкуренции нет у женщин, и можно пачками себе покупать кубки.
Возьмите Казань — ЗХБ там рулил как хотел, а у них все равно только один кубок за четыре года. Это очень и очень нелегко. Эту дистанцию не получится проскочить просто подобрав Юрзинова-младшего. Эту дистанцию не вывезет один тренер. Ее должна пройти вся организация.
И хотя я не всегда согласен с Никитой, тогда он был прав на все сто. Проблема Авто сейчас совершенно точно не в тренере - но и селекция пока не единственная часть проблемы. Организация в целом не прошла дистанцию топ-клуба, а в каких-то моментах стала и хуже, чем было в 2015-м.