Как построить команду КХЛ с помощью драфта… НХЛ
Как построить команду КХЛ с помощью драфта… НХЛ
Я почти серьезно :)
Вот смотришь на первое звено минчан – Иргл-Пивко-Лайне и понимаешь, - а ведь неплохо получается у них. Каждый занят своим делом на льду – габаритные Либор и Теему хорошо ощущают себя у бортов, скоростной и техничный Иргл то и дело угрожает воротам соперника своим кистевым броском, не отстает от него и Лайне - уже не один пушечный выстрел Теему заставил капитулировать чужого вратаря. Нельзя не отметить сумасшедшую скорость финна – только дай ему разогнаться, совершить очередной «набег» – и дело швах для чужой обороны – скоростной террор in the making, так сказать. А сколько эффектных отборов шайбы на бэкчеке Теему нам подарил! Пивко в своей зоне также неплохо помогает, в экстренной ситуации пару смен в этом сезоне откатал и на позиции защитника – да что тут говорить, показатель полезности «плюс-минус» тут всё вам скажет сам за себя. Забивает высоченный чех немного – но голы на последних минутах в матчах с «Атлантом» и «ЦСКА» стоят поболе обычного, уж, я думаю, мало кто с этим поспорит. Иргл хорошо знаком российскому болельщику – теперь порадовал он и многочисленного белорусского своими эффектными финтами, важными голами и прочими хоккейными вкусностями – такими как, например, второй хет-трик за историю выступления минского «Динамо» в КХЛ, в гостевом матче против астанинского «Барыса». К слову, на домашней площадке игроки команды из столицы Беларуси такими достижениями еще не отмечались – есть над чем работать :).
На реализацию большинства чаще всего с первым звеном выходит не кто иной, как Петер Подхрадски – «блудный сын» довольно быстро вернулся и с завидным постоянством штампует очки (хотя очков-то этих мало всегда, больше хочется, еще больше! :) ).
У всех вышеперечисленных игроков такие разные хоккейные судьбы, по-разному складывались их карьеры, но всё же есть, как минимум, еще один факт, который их объединяет помимо того, что все они на данный момент защищают цвета одного клуба и являются, не побоюсь этого слова, лидерами команды.
Теему Лайне, Либор Пивко, Збынек Иргл, Петер Подхрадски – все они были выбраны на драфте НХЛ 2000 года.
Драфт, прямо скажем, не самый сильный. И вряд ли кто-то из тех 200+ игроков попадёт в Зал Славы. Но всё же явил миру горсть мастеров экстра-класса – Габорик, Хитли, зажигает в этом сезоне Хартнелл (хотя, пожалуй, убери Жиру и Ягра – и он с радостью исчезнет из этого списка :)), «Вселенная» Брызгалов, Вишновски, ну и, конечно же, Хенрик Лундквист, выбранный аж в третьей сотне. Сорок два россиянина выбранных в том году – рекорд всех времен. Львиную их долю сегодня можно найти в составах клубов КХЛ.
Первым из ныне «минчан» был выбран Лайне – в начале второго раунда под 39 общим номером права на него за собой застолбила команда «Нью-Джерси Девилз». И достаточно долгое время Теему котировался, как один из топ-проспектов команды, способный заиграть на высоком уровне.
В 1999 году, перед молодежным чемпионатом мира, финну давались такие характеристики скаутами – забивной, но темпераментный форвард. Достаточно высоко оценивались его шансы попасть в НХЛ, ставя его в один список с такими партнерами по сборной, как вратарь Ари Ахонен (сейчас в Магнитке) и форварды Теему Сайонмаа (без понятия, где он, не нашел информации), Саму Исосало (ныне тренирует молодежные команды в Финляндии, не смог закрепиться во взрослом хоккее, завершил игровую карьеру в 2008 году).
На чемпионате мира он даже превзошел многие ожидания, после матча с Канадой ему была дана такая характеристика: «Он играл превосходно, намного лучше, чем от него ожидали. Молниеносный, агрессивен в отборе шайбы, хорошие руки и плюс к этому – неплохие габариты. Лайне может уйти рано на грядущем драфте».
После матча со Словакией: «Сильный атакующий игрок, скоростной и играет «по-взрослому». Неведомо по какой причине тренеры не выпускают его в большинстве. Во втором периоде получил травму руки, и после этого ему было в разы сложнее показывать свою игру».
Уже много знакомого нам, пожалуй. Особенно про скорость :). Открывается факт, что Теему еще до хоккея занимался конькобежным спортом – вот оно откуда :). Показательно то, что даже хоть Лайне и не сыграл ни одного матча в НХЛ, множество людей, видевших его в игре, еще десяток лет назад с легким сердцем его называли одним из самых скоростных игроков в мире.
Родным клубом Лайне является «Йокерит», с ним он выиграл чемпионат Финляндии в 2002 году, команда неизменно шла в числе лидеров чемпионата из года в год. Но вот наш герой не мог найти там себе места. Теему постоянно пробовали на разных позициях, переводя с края в центр и даже ставили на позицию защитника, причем место в топ-звеньях для молодого игрока было недостижимо. Да что тут топ-звенья - он банально не задерживался на одной позиции, где мог бы хоть как-то привыкнуть и освоиться. Многие специалисты отмечали, что хоть Теему и чуть не хватает понимания игры и еще предстоит набраться опыта в завершении атак, но, все же, он не заслуживал такого отношения к себе. И, как следствие, в 2004 году Лайне переходит в «Таппару».
Он блестяще начинает сезон и снова возникает на радарах скаутов «Девилз», которым он дал надежду, что он способен быть больше, чем просто скоростной форвард оборонительного плана.
Но во второй половине сезона Теему попросту проваливается, снова его переводят в низшие тройки нападения. В следующем сезоне ситуация повторяется полностью и, по сути, в 2006 году «Девилз» перестают верить в то, что Лайне сможет вырасти в two-way форварда уровня НХЛ, каким его видели в перспективе в 2000-ом году.
Почитав высказывания болельщиков на хоккейных форумах середины 2000-х, в которых упоминается Лайне, можно выделить основную мысль – «очень много таланта, но так мало «сердца»».
Наверняка, многих наших болельщиков это немного удивит, не правда ли? :)
Дальше был еще один неплохой сезон в «Таппаре», потом хороший сезон в «ТПС», потом переезд в Швецию, который, наверняка, пошел на пользу. Ведь переход в «Динамо» воспринимался местными болельщиками, как переход топ-игрока (а может даже и звезды :) ) шведской лиги, наравне, например, с переходом Тернберга в Нижний и Патрика Закриссона в «Атлант» (куда, кстати, активно сватали Теему).
Под 89-ым общим номером был выбран командой «Нэшвилл Предаторс» Либор Пивко.
Пожалуй, о нем не так много говорили вплоть до того же молодежного чемпионата. Главной звездой той чешской сборной был, несомненно, Мартин Гавлат (можно еще, конечно, вспомнить Йозефа Вашичека и Милана Крафта), но неплохо отметились и «наши» Либор Пивко и Збынек Иргл (о котором мы еще немного поговорим).
Пивко, кстати, был выбран уже «возрастным» игроком для драфта – будучи двадцатилетним. Это, в принципе, и было одним из главных его плюсов – он был, так сказать, «отшлифованней» и, несомненно, опытнее других проспектов, к тому же, его немаленький рост – также неплохое преимущество. За его плечами был сезон в высшей чешской лиге – Экстралиге, где явно был не профаном – 11 голов и 11 передач в 40 матчах – неплохая статистика для молодого игрока. Но больше всего скаутов он впечатлил именно на чемпионате мира (что ж, логично, учитывая, сколько их там обычно) – в семи матчах на его счету оказался гол, две передачи и +3 по полезности. Самыми главными плюсами Либора отмечались его катание и скорость. Его возраст также открывал ему двери в майнор-лиги, куда его настойчиво приглашало руководство «Нэшвилла», чтобы наблюдать за его развитием вблизи.
Сам Либор в итоге никуда не спешил, видимо, посчитав, что в Чехии ему будет лучше. И остался дома еще аж на три года. В сезоне 03-04 он уехал в АХЛ, где показывал хорошую игру; раз за разом, он был в числе кандидатов на «поднятие», хотя и сыграл всего один матч за основную команду. Вообще, стоит отметить, что «Нэшвилл» в этом плане довольно строг и даже своих топ-проспектов в первые сезоны заставляет набираться опыта в юниорских лигах и АХЛ до упора. Например, в сезоне 2005-06, по итогам которого Пивко стал вторым бомбардиром «Милуоки Адмиралс», его партнерами по команде были Пекка Ринне и Ши Уебер – два ключевых игрока (да я без них вообще «Предаторз» не представляю сейчас :) ) нынешнего «Нэшвилла», успел поиграть и с партнером Уебера – Райаном Сутером. Список можно продолжать и дальше.
Многие болельщики и специалисты отмечали его хорошую игру на обоих концах площадки, плохую игру «на точке», имел успех при игре в меньшинстве. Пророчества, что станет он толковым игроком третьего-четвертого звена – не сбылись.
И, вроде бы, добротную игру показывал Либор, но дальнейшие перспективы были туманны. А, скорее, просто не было предоставлено шанса. Обмен в «Питтсбург» толком ничего не дал, Пивко не хотел и дальше прозябать в АХЛ – в итоге выбрал вернуться домой.
Пятый сезон, после возращения из Америки, в «Пардубице» закончился в «Нефтехимике». Что было дальше – мы уже знаем.
В пятом раунде, под 134 общим номером командой «Майти Дакс оф Анахайм» был выбран Петер Подхрадски.
Петр начинал свою взрослую карьеру в «Словане» из Брастиславы – команда, которая всегда была в числе фаворитов и молодежь особо не жаловала. В своё время, он был единственным игроком за три сезона моложе двадцати лет попавшим в основной состав команды. Что, в принципе, принесло определенные плоды – в 2000-ом году он принял участие на чемпионате мира в составе взрослой команды. В том же 2000-ом году хоккейные специалисты наперебой твердили о его большом прогрессе - Петр уверенно выглядел в силовой борьбе с более мастеровитыми и опытными игроками, к тому же успешно помогал своей команде и в атаке.
Он получил огромную порцию критики после провального для него матча с Канадой на чемпионате мира – но по итогу отнеслись многие к этому снисходительно, ведь у Подхрадски был козырь на руках – его возраст, а защитнику нужно чуть больше времени, чтобы «повзрослеть».
После сильного в целом сезона, для игрока его возраста, он был выбран на драфте командой из Калифорнии – «Майти Дакс оф Анахайм». Кстати, буквально двумя пиками ранее «Миннесота» выбрала небезызвестного Максима Сушинского.
Петр ничего ждать не стал и сразу уехал за океан. Скауты «Анахайма» полагали, что выбор словака может оказаться очень ценным, и что многие упустившие его из виду команды сделали это безосновательно. В их выкладках значились упоминания о хорошем потенциале молодого европейца в атакующей игре.
Что было дальше? Три довольно серых сезона в «Цинциннати», фарме «Анахайма». Игру Петра характеризовали, как «солидную, но незрелищную», «он не даёт поводов беспокоиться о себе, но и не заставляет восхищаться», «просто выполняет свою работу», «надеемся, что он сможет сделать в скором времени шаг вперед».
Как видим, в Америке у Петра был «застой». По крайней мере, всё выглядит так. Уже в предлокаутный сезон Подхрадски возвращается в Европу. Сначала Чехия, потом домой в Словакию, где он в итоге и «выстреливает». Болельщики вовсю его расхваливают, называя его одним из сильнейших игроков в лиге на своей позиции.
Переезд в Германию – и там снова очень хороший сезон. Как следствие – возвращение в сборную на чемпионат мира спустя 7 лет.
В 2007 – переход в Новокузнецк, потом Нижний, Астана, мы, Магнитка, снова мы. И везде похожие отзывы – «привозит», но хорош в атаке, иногда получает «ненужные» удаления.
Скауты «Анахайма» чуть-чуть не согласились бы - они верили в большую сбалансированность игры своего проспекта.
Наконец, в финале шестого раунда, под 197 номером был задрафтован командой «Нэшвилл Предаторз» Збынек Иргл.
Долгое время был достаточно незаметен, поэтому, как и Пивко, был выбран не со своим годом, а тоже чуть позже. И, как и на Пивко, обратили на него внимание именно на молодежном чемпионате мира. Для многих он стал открытием этого чемпионата, журналисты включали его в свои символические сборные турнира.
В 7 матчах – 2 гола, передача и +3 по +\-. «Он негабаритный форвард, но отлично работает клюшкой, бесстрашный и очень толковый игрок» – такую характеристику он заслужил по ходу чемпионата. «Небольшой, но взрывной и креативный форвард, который, к тому же, не гнушается черновой работы».
«Он непременно должен быть выбран какой-либо из команд в этом году в Калгари».
В итоге, как и упомянуто выше, выбрали его «Предаторз». В Нэшвилле его считали «быстрым и мастеровитым игроком, который отлично подходит под философию команды». В отличие, от Либора Пивко Збынек так никуда и не уехал, оставшись в Чехии. И заставил, уж было, немного разочароваться в себе – из года в год, не показывая видимого прогресса. «Збынеку необходимо вернуть былую уверенность в своей игре». Тоже отдаленно что-то напоминает, не правда? :).
Резкий скачок результативности произошел в сезоне 2003-04, когда Иргл почти в три раза превысил показатель по очкам по сравнению с сезоном предыдущим. Иргл продолжал успешно играть в чешской лиге, и на него снова обратили внимание за океаном – права на него до сих пор принадлежали «Предаторз», однако было довольно ясно, что вряд ли он переберется в Америку. После еще трех успешных сезонов в Чехии, в течение которых он успел провести немало матчей за сборную, в том числе завоевав медали чемпионата мира, Збынек, «транзитом» через плей-офф швейцарского чемпионата, переезжает в Ярославль.
Там он становится одним из лидеров клуба, да еще и снискал почёт болельщиков. Потом непонятки с менеджментом ярославцев, переход в Мытищи, где был яяяяявно не лучший сезон. И вот он игрок минского «Динамо».
После всего этого хочется сказать еще одно – есть еще одна общая вещь у этих игроков. Какая-то мелочь, даже не недостаток, которая помешала провести карьеру на более высоком уровне. У каждого были довольно продолжительные «застойные» периоды, когда их начинали списывать со счетов, стирать с хоккейной карты, – как вам угодно. Не раз отмечалось, что таланта у каждого из них хватает, но Ирглу, наверняка, чуть «насолила» комплекция, Пивко просто не выпал шанс, Лайне «мариновался» в «Йокерите», Петр Подхрадски в «мясорубке» АХЛ остановился в развитии. Но у каждого из них бывали проблески игры топ-уровня, в зависимости от своего стиля. И, поэтому, каждому из них еще есть что доказать, еще не поздно стать хоть чуточку лучше, учитывая какие-то изначальные таланты и способности. И не зря они все здесь, в Минске. Такие разные, непохожие, но имеющие много общего. Играют, по сути, в одном звене. Звено «андерачиверов». Звено, которому здесь доверяют. И в которое хочется верить.
Вот так на нашем довольно длинном пути к Кубку Гагарина (и черт с ним даже, если шансов не так и много :) ) одной из отправных точек стало довольно далекое событие – драфт НХЛ, проходивший 24 и 25 июня 2000 года в довольно далеком Калгари.