«Роснефть» ушла (но все же вернулась), фонд «Урал» чуть не разорился, клуб должен лиге 215 млн. Разбираемся в проблемах «Салавата»
Обновление: «Роснефть» возобновила финансирование «Салавата». Об этом заявил глава республики Башкортостан Радий Хабиров. К моменту появления материала этой информации не было, а пресс-служба компании «Роснефть» не ответила на запрос редакции Sports.ru.
У «Салавата Юлаева» отличная осень: команда – в топ-4 Востока, двух воспитанников выбрали в первом раунде драфта НХЛ-2020, а тройка финских легионеров выжигает вообще все живое. Но все поводы для радости перевешивает один негативный фактор – клуб остался без главного спонсора и уже получил субсидию от местных властей. Что будет дальше – неизвестно, ведь «Башнефть» (дочерняя компания «Роснефти») перечисляла на нужды местной хоккейной системы около 2 млрд рублей в год.
Информация об этом появилась в СМИ после родительского собрания в школе «Салавата» – родителям объявили, что «Роснефть» теперь не перечисляет деньги на поддержку хоккейного клуба, и «Салават» переходит на бюджетное финансирование. По этой же причине в уфимской команде ввели платные тренировки для детей.
При этом в начале 2019 года президент республики Башкортостан Радий Хабиров рассказывал, что нефтяная компания будет выполнять все прежние обязательства по финансированию клуба.
«Башнефть» привел в клуб бывший президент республики – его сын контролировал топливные предприятия Башкортостана
Муртаза Рахимов – бывший президент республики и одна из главных фигур в истории «Салавата». В 1998 году после его указа была образована «Башкирская топливная компания» (БТК), в которую вошли крупнейшие республиканские предприятия топливно-энергетического комплекса. Все акции компании принадлежали республике, а топ-менеджером был назначен сын главы Башкортостана – Урал Рахимов.
В 2002 году Рахимов-старший разрешил продажу акций БТК – их выкупил ряд фирм с непримечательными названиями, а год спустя эти фирмы передали акции в новую компанию «Башкирский капитал», которую возглавил все тот же Урал Рахимов.
В 2005-м 30% акций башкирского ТЭК выкупила компания АФК «Система» – сделку оценивали в 600 млн долларов, а к 2009 году «Система» завершила поглощение и довела свою долю до 100%. Суммарная стоимость оценивалась в 2,5 млрд долларов.
Муртаза Рахимов
Деньги, полученные от продажи предприятий ТЭК, разместили на банковских счетах, а доходы, которые получены от размещения капитала, направили на различные социальные проекты – в том числе финансирование хоккея, к которому Рахимов-старший был неравнодушен.
В первой половине нулевых «Салават» считался крепким середняком уровня нынешнего нижегородского «Торпедо» – финансирование было, но деньгами в Уфе не сорили. После продажи предприятий ТЭК многое поменялось: в 2007-м в городе появилась современная «Уфа-Арена», в строительстве которой принимали участие как федеральный центр, так и республика с привлечением денег местных предприятий. Например, «Башнефть» перечислила 500 млн рублей, а логотип компании был на форме команды-чемпиона, которая выиграла золото Суперлиги в сезоне-2007/08.
Деньги от продажи нефтехимических предприятий сделали «Салават» одним из главных олигархов КХЛ – именно в этот период клуб вытащил из НХЛ Радулова, платил Сергею Зиновьеву и Кириллу Кольцову 7 млн долларов на двоих, пригласил тандем Быков-Захаркин и выиграл долгожданное чемпионство.
Проблемы с финансами начались 5 лет назад – государство решило вернуть «Башнефть», фонд «Урал» чуть не разорился, а министр экономического развития получил 8 лет колонии
Первое серьезное потрясение в жизни «Салавата» произошло в 2015 году – фонд «Урал» приостановил финансирование клуба, школы и всех команд системы.
Причина – дело «Башнефти». В 2014 году компания перешла в собственность Росимущества, поскольку суд признал незаконными сделки по приватизации нефтяных компаний, которые были проведены в 2002 году. Это те самые сделки, в результате которых Урал Рахимов приобрел главные предприятия ТЭК в республике. Поскольку АФК «Система» не имела отношения к этим сделкам, ее признали добросовестным приобретателем актива, а суд постановил взыскать компенсацию с продавца – компании «Урал-Инвест». В результате этого решения АФК «Система» получила право взыскать с «Урал-Инвест» больше 70 млрд рублей. Так как ООО «Урал-Инвест» было основным донором фонда «Урал», то финансирование различных социальных проектов в республике Башкортостан было приостановлено. На данный момент фонд все еще функционирует, но давно ушел от спонсорства клуба.
На главу ООО «Урал-Инвест» Урала Рахимова было заведено уголовное дело – он скрывался в Австрии, которая решила отказать в выдаче Рахимова властям Российской Федерации «из-за политических мотивов в уголовном преследовании».
Дело «Башнефти» сказалось не только на финансировании спортивных проектов Башкортостана – оно в итоге стало причиной ареста министра экономического развития Алексея Улюкаева, которого обвинили в получении взятки в размере 2 млн долларов. Деньги, по версии стороны обвинения, Улюкаев требовал за положительное заключение, которое позволило «Роснефти» выкупить государственный пакет акций компании «Башнефть». По итогам суда министр получил 8 лет колонии строго режима.
Изначально правительство не собиралось продавать «Башнефть» другой корпорации с госучастием (Росимущество владеет 40% акций компании), но уступило и решило продать акции башкирской компании без торгов. Как объяснял Владимир Путин, «Роснефть» – формально не государственная компания, поскольку ее акции принадлежат государству не напрямую. Кроме того, компания предложила самую высокую цену – покупка «Башнефти» обошлась корпорации Игоря Сечина в 330 миллиардов рублей.
«Башнефть» выделяла на хоккей 2 млрд в год. Чтобы закрыть эту дыру, придется урезать бюджет или другие социальные программы
Формально «Башнефть» не считается спонсором «Салавата Юлаева», поэтому на форме игроков нет логотипа компании. Дочка «Роснефти» перечисляла деньги в «Фонд социальных целевых программ», со счетов которого и осуществлялась поддержка клуба. Вот объем финансирования, который получил «Салават» в период с 2015 по 2019 год.
В 2016 году сумма добровольных пожертвований (деньги от фонда) составила чуть больше 500 млн рублей, но по данным «Росстата» в том же году на продаже работ, продукции, товаров и услуг «Салават Юлаев» заработал больше 2 млрд рублей. При этом доход от предпринимательской деятельности – всего 10 миллионов. Скорее всего, 2 млрд рублей – тоже деньги от «Башнефти», которые представили в виде доходов от рекламы (мы подробно разбирали эти случаи на примере отчетности клубов за 2019 год).
Следующее важное пояснение – миллиардные пожертвования выделяются на всю систему клуба, а не только на основную команду. То есть 2 млрд «Салават» получал на содержание основы, ДЮСШ, команд ВХЛ и МХЛ, а также женской команды «Агидель».
А фонд оплаты труда – это зарплаты вообще всех сотрудников клуба, а не только игроков. Безусловно, в процентном соотношении персонал получает сильно меньше главных звезд команды, но не учитывать эти деньги нельзя.
Проблемы с финансами начались еще по ходу прошлого сезона – как раз в момент, когда «Башнефть» прекратила выплаты в «Фонд социальных целевых программ». Суммарные долги «Салавата» составляли 600 млн рублей, а кроме этого клуб взял кредит на 140 млн под залог арены команды ВХЛ.
Еще одна проблема – штраф за превышение потолка зарплат. По данным «Бизнес Онлайн», клуб из Уфы должен КХЛ 215 млн рублей, но акцентирует внимание на том, что сезон не был доигран. По регламенту лиги «Салават», как и ЦСКА, нельзя было допускать к сезону-2020/21, но КХЛ пошла на компромисс. Судя по всему, со стороны «Салавата» это не принцип – в клубе просто нет денег.
Из каких источников были покрыты долги – неизвестно. На сайте в разделе спонсоров и партнеров указаны банк «Уралсиб», компания «Строитэк» и холдинг «Пегаз». Непосредственно на форме есть логотипы двух спонсоров – все тот же «Пегаз» и авиакомпания RusJet. Последняя, видимо, занимается авиаперевозками команды в рамках чемпионата КХЛ.
Скорее всего, ни одно из этих соглашений не закрывает дыру в 2 млрд от «Башнефти». Деньги клуб может взять только из одного источника – все того же фонда социальных целевых программ. Это косвенно подтвердил и президент республики Радий Хабиров – он сказал, что правительство поддержит клуб и решит все вопросы. Так что существует вероятность, что деньги на погашения долгов и финансирование команды в новом сезоне собрали при помощи урезания бюджета на другие социальные программы.
Неизвестно, как долго сможет существовать «Салават» в таком режиме – отчетность за 2020-й будет еще нескоро, а пока остается только догадываться, как сильно клуб зависит от государственных денег из бюджета республики. К тому же, отсутствие сильного спонсора накладывает турнирные ограничения – «Салавату» придется экономить и переключаться в том числе на своих воспитанников, что сказывается на качестве состава и влияет на перспективы в борьбе за Кубок Гагарина.
Клубы КХЛ получают миллиарды из бюджета и госкомпаний. Сами не отбивают даже 20% расходов
В первом раунде драфта НХЛ – четверо русских. Один выбор удивил всю Америку
Фото: vk.com/hcsalavat; РИА Новости/Андрей Старостин, Илья Питалев, Кирилл Каллиников