6 мин.

Судьбу Кубка Стэнли решили спецбригады: «Тампа» лишь раз пропустила в меньшинстве

Шикарно отыграли и «5 на 4», и «4 на 5»

Чисто визуально могло показаться, что «Тампа» большую часть финальной серии переигрывала «Даллас» – хотя бы из-за того, что «Старс» значительно реже бросали по воротам Василевского. Но продвинутая статистика говорит о том, что в трех матчах из шести «Даллас» создавал больше опасных моментов, чем соперник. Да и по обычным метрикам видно: в равных составах техасцы забили 12 раз за финал, «Лайтнинг» – 11.

Почему же тогда «Даллас» не вытянул серию хотя бы до седьмого матча?

Во всем виноваты спецбригады: «Тампа» реализовала 7 из 19 попыток игры в большинстве, «Даллас» – лишь 1 из 17. С учетом того, что команды удалялись не так часто, такая сильная разница в реализации и стала решающей.

При этом интересно, что перед финалом никакого преимущества у «Тампы» в спецбригадах не было: у «Далласа» вообще было 26,5% реализации большинства, а у «Лайтнинг» на 9% меньше. По игре 4х5 команды были примерно равны (83,3 и 84%), но в финале спецбригады «Далласа» самоуничтожились – хотя, скорее, они были уничтожены.

Для начала – немного теоретического меньшинствоведения. Успешная игра «4 на 5» в современных условиях может быть только максимально агрессивной, направленной на провоцирование потерь. Узкая пассивная «коробочка» в своей зоне против техничных нападающих просто чревата. 

Посмотрим, например, на «Аризону» два года назад, которая на старте сезона мощнейше рванула, в 14 матчах забросив 9 шайб в меньшинстве – при игре «4 на 5». Пусть их темп не удалось сохранить до конца сезона, но «койоты» все равно вошли в топ-3 лиги. В чем был их секрет? Почти все команды лиги в большинстве оставляли лишь одного защитника на синей – и скоростные Михаэль Грабнер и Брэд Ричардсон летели провоцировать потерю, после которой спокойно оформляли выход «2 в 1» и частенько забивали.

Но показательно, что атакующая сила меньшинства «Аризоны» забарахлила после того, как Грабнер получил травму – оказалось, что бегать в быстрые отрывы в меньшинстве могут не только лишь все. Как тогда говорил бывший партнер Грабнера Франс Нильсен, сам много поигравший в большинстве: «Лучшие убийцы меньшинства в лиге – это умные парни, а не просто тела для блокирования бросков. Они отлично читают игру, прекрасно владеют клюшкой и оказываются в нужном месте в нужное время».

Перенесемся на два года назад. «Тампа» не стала продлевать контракт с Риком Боунессом, будущим соперником по чемпионскому финалу, во многом как раз из-за плохого меньшинства (28-е место в лиге). После этого заниматься игрой «4 на 5» стали сразу два ассистента Джона Купера: бывший главный тренер Бобровского в «Коламбусе» Тодд Ричардс, который непосредственно отвечал за построение нового стиля, а также Дерек Лалонд, который провел разбор ошибок. 

Основные принципы нового стиля были уже понятны: максимально агрессивно играть в зоне, встречать соперника высоко, дать еще больше скорости. В прошлом году это помогло «Тампе» стать лучшим клубом по игре в меньшинстве, но этот сезон начался с проблем – исполнители стали подводить. Логично, что на дедлайне «Тампа» взяла Коулмэна и Гудроу – скоростного и боевитого парня для постоянного прессинга и человека, который бы мог выигрывать точку 

Давайте посмотрим на меньшинство «Тампы» через один эпизод пятого матча. Пусть Гудроу проигрывает вбрасывание, но моментально выдвигается на синюю, где Хейсканен и Клингберг начинают перепасовку. Давление приводит к потере шайбы, Коулмэн еще закатывается в зону, чтобы чуть попрессинговать. Характерно, что после выброса энергии на старте меньшинства Коулмэн и Гудроу быстро бегут меняться – уже через 15 секунд на лед выходят Киллорн и Чирелли.

1

Далее новая пара форвардов быстро разбирается с Клингбергом, который решил зайти в зону на ведении: Чирелли отлично играет в бэкчеке и давлением принуждает шведа принять плохое решение, а Киллорн помогает Клингбергу немного прилечь. Только на 45-й секунде большинства «Даллас» входит в зону и из-за активной игры форвардов «Лайтнинг» вынужден бросать наобум – шайба от стекла снова выходит из зоны. 

1

Проходит минута  большинства. «Тампа» меняется во второй раз и снова выпускает на лед Коулмэна и Гудроу. Первый из них играет в бэкчеке и мешает Клингбергу войти в зону. Тот решает отдать пас Радулову – его уже на входе в зону встречает Хедман и даже как-то слишком легко отбирает шайбу и отбрасывается. В результате всего этого «Даллас» закрепился в чужой зоне лишь на последние 30 секунд большинства. И это был не единичный случай – как говорят великие, «All series. baby. all series!» 

1

А как получилось, что «Тампа» так убивала в большинстве? Важным фактором стало то, что «Даллас» потерял двух своих главных форвардов для игры «4 на 5» – центра Радека Факсу, который получил травму в серии с «Вегасом», а также Блэйка Комо, выбывшего из строя во время второй игры финала. Вторая бригада меньшинства «звезд» стала первой – и эти функции не потянула. Показательно, что в четвертой игре, где «Даллас» пропустил сразу три в меньшинстве, на льду во время пропущенных шайб были Бенн (1-й гол) и Сегин (2-й) – люди, которые обычно не выходят убивать большинство, да и не должны. 

Почти каждый раз, когда «Тампа» забивала в большинстве, она чисто выигрывала вбрасывание, закреплялась с шайбой и спокойно возила уже немолодых бойцов «Далласа» в зоне, часто еще и разгуливая по чужому пятаку. Когда же игроки «Старс» пытались давить – получалось как у Маттиаса Янмарка сегодня: Виктор Хедман как-то издевательски убрал соотечественника, заставив его проехаться по льду. 

1

Хорошее большинство не всегда гарантирует победу в финале – в прошлом году один из финалистов тоже вел по шайбам в большинстве 7:1 – только это был проигравший «Бостон». Более того, большинство вообще редко решало в последних финалах: например, в 2015-м из 23 шайб в финале лишь 3 пришли в неравных составах. Но этот странный сезон пусть и не изменил наши представления о хоккее, но вывел на первый план не то, что обычно находится на виду.  

Ха-ха, Кучерова не остановить! За один вечер сорвал пресс-конференцию, напился из кубка и устроил танцы в раздевалке

В защите сборной России выросла суперзвезда. Сергачев уже очень хорош на обеих сторонах площадки – и станет еще лучше

Бежал от СКА и взял Кубок Стэнли, сыграв 9 минут в плей-офф. Удивительная история Александра Волкова

⚡«Тампа» взяла Кубок Стэнли: Кучеров, Василевский, Сергачев и Волков – чемпионы!

В финале Кубка Стэнли неожиданно стало 7 русских. Тренер «Тампы» достал еще одного из запаса – и он помог с золотым голом

Два сэйва Василевского, которые сделали «Тампу» чемпионом

Василевский божит не только во время матчей, но и после. Очень сердечно общается на рукопожатиях

Вспомните всех русских игроков, которые выигрывали Кубок Стэнли? Тест Sports.ru

Тренер чемпионской «Тампы»: не играл на топ-уровне, работал адвокатом за $250 в неделю и ушел с Уолл-Стрит

Главную личную награду Кубка Стэнли отдали защитнику. Это красиво: награждать не за хайлайты, а за качество игры

Фото: REUTERS/Perry Nelson-USA TODAY Sports; globallookpress.com/Adam Cairns/ZUMAPRESS.com