В НХЛ часто не касаются кубков за победу в конференции. Этому суеверию всего 23 года, и оно даже не работает
Большинство людей не задумывается о происхождении суеверий, а уж тем более – об их смысле. Например, кубковая борода, моду на ношение которой ввела династия «Айлендерс» начала 80-х, перестала быть хорошей приметой: когда все твои соперники и все участники плей-офф соблюдают традицию, очевидно, что она не сработает для 15 из 16.
Но как появилась эта традиция хотя бы более или менее широко известно. А вот о чем большинство не знает – так это о том, когда появилась традиция не прикасаться к промежуточным трофеям, которыми награждаются победители конференции. В массовом сознании она приобрела статус олдскульной и стала символом того, что для игроков есть только один приз – Кубок Стэнли. На самом деле у этого странного обычая нет ни истории, ни хотя бы доказательства того, что примета работает.
Для начала отметим, что таких традиций в других американских лигах нет. Более того, в НФЛ и МЛБ победа в конференции сама по себе является почетной, но это связано со статусом составных частей этих лиг, которые фактически замкнуты сами в себе (в бейсболе у Американской и Национальной лиг даже правила разные). В НБА некоторые победители конференций тоже не трогают предварительные трофеи, но никакого суеверия нет – например, чемпионский «Голден Стэйт» и пока еще чемпионский «Торонто» спокойно брали трофей в руки.
Свои названия трофеи конференций НХЛ сохраняют еще со времен расширения лиги в 1967-м, когда впервые появилось разделение на дивизионы. Из «Оригинальной шестерки» слепили Восточный дивизион, а приз Принца Уэльского, который до этого был призом чемпиону всей регулярки, стал трофеем лучшей команде дивизиона. Для новичков из Западного дивизиона придумали трофей Кларенса Кэмпбелла, который на тот момент был президентом лиги уже больше 20 лет.
В 1974-м дивизионы стали называться конференциями, которые получили названия по именам вручаемых призов. В 1981-м трофеи из регулярочных превратились в награды финалистам. В 1993-м конференции снова стали называться географическими именами. Все это время капитаны команд без всяких суеверий брали «промежуточные» трофеи в руки, а некоторые – как Марио Лемье – спокойно катались с ними на арене. Например, вот видео из 1993-го (по непонятным причинам заблокированное НХЛ после покупки прав «Яндексом», нужен VPN) – капитан «Монреаля» Ги Карбонно принимает трофей, передает его другим игрокам, которые абсолютно не стесняются нарезать с ним круги на льду монреальского «Форума».
А изменил все Эрик Линдрос.
25 мая 1997-го после победы «Филадельфии» в пятом матче финала Востока над «Рейнджерс» Уэйна Гретцки на лед, как обычно, выставили стол с кубком. Еще сравнительно молодой Билл Дэйли ждал капитана «Филадельфии», чтобы вручить ему приз королевских кровей – а Линдрос даже трогать его не стал.
«Мы сделали три шага, а четвертым должно стать чемпионство», – объяснил скандальный капитан. Тренер «Флайерс» Терри Мюррей поддержал его: «Это было превосходно. Ты должен пройти через многое, чтобы взять трофей, который реально значим. Тот трофей, который ты хочешь поднять над головой и праздновать с фанатами – не этот. Эрик дико хочет побеждать».
Параллельно на Западе капитан «Детройта» Стив Айзерман спокойно принял трофей Кэмпбелла. «Филадельфия», которая подходила к финалу фаворитом – во многом благодаря тройке ЛеКлер – Линдрос – Реннберг и всего трем поражениям в плей-офф – позорно проиграла финал 0-4, выжав за четыре матча лишь шесть шайб.
Настоящая традиция из перфоманса Линдроса получилась не сразу. С 1998-го по 2004-й лишь 3 раза из 14 победители конференций не касались трофея (»Баффало»-1999, «Анахайм»-2003 и «Тампа-Бэй»-2004) – как можно заметить, два из трех финалов были проиграны. С учетом финала-1997, команды, которые не касались трофеев за победу в конференции, уступили в трех финалах из четырех командам, не боявшимся их трогать.
А вот после локаута расцвела во всю ширь – с 2006-го и «Эдмонтона» трофей Кэмпбелла вообще перестали трогать. На Востоке какое-то время думали и создавали плюрализм, но с 2011-го к трофею Принца Уэльского тоже не прикасались.
Ломают странное суеверие две главных звезды эпохи – Кросби и Овечкин. Первый в 2008-м не взялся за трофей и проиграл финал – и, кажется, понял, что это бессмысленно. Через год он потрогал трофей, потом сделал то же самое в 2016-м и 2017-м – каждый раз «Питтсбург» становился чемпионом. Кросби комментировал это так: «В начале 90-х «Питтсбург» брал трофей в руки и побеждал. В 2008-м мы не трогали его и проиграли. У каждой команды разные обычаи: кто-то избегает этих трофеев, мы же поступаем иначе».
Через год сразу два капитана нарушили странное суеверие: впрочем, и для «Вашингтона», и для «Вегаса» выход в кубковый финал уже был историческим достижением, поэтому для них промежуточные трофеи были вполне себе историческими. Овечкин, правда, потрогал приз чуть позже, чем Дерек Энгелланд на Западе, потому что его финал конференции затянулся на семь игр. Александр, конечно, не праздновал победу так, как сделал это в июне – но, например, принес трофей конференции домой и сфотографировался на его фоне с женой.
Наша табличка подтверждает простой факт: в девяти случаях, когда команды принимали разные решения – трогать кубок или нет – шесть раз (66,6%) победила команда, которая трогала приз конференции. А это значит, что Стивен Стэмкос и другие игроки «Тампы», которые не побоялись трогать приз Принца Уэльского, даже увеличили свои шансы на победу.
Кучеров всегда думает только о хоккее. Это сделало его гением, но мешает брать трофеи
Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Al Bello, Robert Laberge