CПб. Шайба. 65. Часть 6. 1956-58
Продолжим наш, к сожалению, несколько затянувшийся рассказ о 50-х. Сразу скажу, что изначально предполагалось, что будут браться более длительные отрезки, однако материал не позволяет. Быть может, далее получится, ну а пока что - два сезона в одном посте.
Пользуясь случаем, для начала дополним данные по сезону 55-56 информацией о том, что команда Дома офицеров стала базовой для сборной СССР, выступившей на Зимней Универсиаде в польском Закопане, и выступившей успешно (в решающем матче были обыграны чехословаки - 4-1).
В прошлый раз было упомянуто о том, что сезон 55-56 клубы завершили на тогда ещё не крытой арене, а летнем катке в Сокольниках. И на этом же самом катке ленинградские армейцы сыграли и предсезонные матчи. В Сокольниках был организован турнир по олимпийской системе, но с гандикапом: сначала две команды играли между собой, а затем после матча судьи вскрывали конверт, где была обозначена фора в пользу более слабой команды. Армейцы 30 сентября 1956 г. сыграли против своих московских одноклубников - и проиграли 1-7, а фора в их пользу была... "плюс шесть". В результате, ЦСК МО прошёл дальше. Кроме того, 11 октября Дом офицеров сыграл там же против польского ЦВКС. Ленинградцы, пропустив первыми, победили 5-1, но получили втык в "Советском Спорте" от автора отчёта П. Короткова что, мол, сыграли ниже своих возможностей.
На этом же московском льду начался и сам чемпионат страны 1956-57 - в элитном эшелоне сыграло 16 команд. Армейцы в первом матче обыграли Спартак 4-2, правда, как было сказано в "Советском Спорте", в матче были "картины ненужной резкости". Затем они разгромили столичный Буревестник 7-1, однако затем уступили будущим чемпионам, Крыльям Советов, 3-4, и обе команды получили замечание от прессы за недоверие молодёжи (знакомо, не правда ли?). Затем было и поражение от тогда московского Химика 2-3, и разгром от Динамо 0-9.
В общем и целом, повторялась знакомая картина - не хватало сил, чтобы побороться за большее. Опять-таки, не складывались отношения с москвичами - 11-40 в шести матчах и ноль очков. Не лучший сезон выдался и для заводчан, который терял очки и в матчах с аутсайдерами (а в дерби уступили Дому офицеров 1-7 и 1-2) Тем не менее, хотя армейцы на этот раз уже не боролись за медали из-за отрыва москвичей, сумели занять 5-е место с 33 очками в 30 матчах. Авангард стал лишь 11-м с 22-мя очками. Отметим, что в десятке лучших снайперов вновь оказался главный голеадор армейцев Беляй Бекяшев с 24-мя шайбами.
Что же касается кубковых соревнований, то после нескольких лет их проведения было принято решение освободить от них команды мастеров и вплоть до сезона 1960-61 (с оговоркой по сезону 1959-60) последние, в том числе и ленинградские, в них не участвовали. Турнир же в классе Б в сезоне 1956-57 был ознаменован появлением новой студенческой команды с берегов Невы - коллектива Ленинградского Института Инженеров Железнодорожного Транспорта (оговоримся сразу, что в третьем эшелоне - чемпионате РСФСР - ленинградских команд в обоих рассматриваемых сезонах не было).
Об истории хоккейного ЛИИЖТа и о его тренере Евгении Дзеярском в своё время журналист Семён Вайханский написал статью, данные которой тут как раз пригодятся (правда, похоже, туда вкрались ошибки по датам).
Итак... в Электротехническом институте инженеров железнодорожного транспорта в начале 50-х возникла группа желающих осваивать канадский хоккей, что позволило создать команду, заявленную в студенческий чемпионат города. Команда от последнего места за несколько лет дошла до двух чемпионств подряд - 1955 и 1956, правда, к тому времени, Электротехнический институт был присоединён к ЛИИЖТу. А в 1956 г. Ленинграду было предоставлено место в классе Б, где город на Неве в предыдущие два сезона представлен не был. Городской спорткомитет предложил отдать это место ЛИИЖТу, и тогда заведующий кафедрой физвоспитания Александр Лабеза убедил ректорат это место взять, а также выбил финансирование под команду в Центральном Совете ДСО Локомотив.
Первый свой сезон в классе Б инженеры-путейцы провели в 4-й зоне и сразу заняли 2-е место (из 8) с 18 очками в 14 матчах, что позволило им поучаствовать в финальном турнире, проводившимся в Серове. Правда, среди восьми счастливчиков они оказались лишь 5-ми (в 7 матчах), тем не менее, дебют можно было оценить вполне положительно.
В межсезонье ленинградские команды вновь ожидал турнир в Сокольниках, на этот раз уже взятый под крыло "Советским спортом" - собственно, соревнования на приз этого издания стали основными хоккейными предсезонными турнирами (именно так, в множественном числе) советской же эпохи. Снова команды играли по олимпийской системе. Армейцы в 1/8 уступили Торпедо с общим счётом 0-6 (0-4 и фора -2), Авангард переиграл Химик 6-2 (4-2, фора +2), но в четвертьфинале проиграл челябинским одноклубникам 6-7 (3-7, фора +3).
Надо сказать, что сезон 1957-58 ознаменовался некоторыми изменениями. Во-первых, 16 команд класса А были разбиты на предварительном этапе на 4 группы, которые играли все матчи в Златоглавой. Во-вторых, армейцы, попавшие в одну группу с челябинским Авангардом, свердловским Спартаком и рижской Даугавой, отныне стали именоваться СКВО (Спортивный клуб Военного Округа). Авангард же оказался в группе с ЦСК МО, командой г. Электросталь и пермским СК им. Свердлова.
Задача перед обеими ленинградскими командами была проста - занять одно из первых двух мест в своих четвёрках для выхода во второй, финальный этап. И армейцы, и заводчане с этой миссией справились. СКВО одержал пять побед (и, соотвестственно, набрал 10 очков, с общей разницей голов 36-8), а матч с челябинским Авангардом был просто отменён... за ненадобностью, ибо и уральцы гарантировали себе выход в восьмёрку. Авангард же ленинградский хотя и получил авоську шайб от ЦСК МО (за два матча - 3-27), но сумел обойти конкурентов, набрав в шести матчах 7 очков.
Впрочем, финальная стадия чемпионата - четырёхкруговой турнир в восьмёрке - сложилась для представителей Северной Пальмиры непросто. Уже первый хоккейный матч в Ленинграде, прошедший 4-го января 1958 г., завершился весьма неприятно - Авангард проиграл Крыльям Советов 0-13. У армейцев же дела и вовсе совершенно не заладились. Из 9 матчей, которые они провели в Ленинграде начальном периоде финального турнира, лишь один они сумели свести вничью. В частности, они дважды проиграли Авангарду (2-4, 3-4), где тренером стал бывший рулевой армейского клуба Анатолий Викторов. Более того, и другие два внутриленинградских матча выиграли хоккеисты Авангарда - 7-2 и 5-3. В итоге, к середине февраля картина выглядела весьма непривычно: заводчане, обычно находившиеся в тени своих земляков, шли аж четвёртыми с 20 очками в 23 матчах (улучшение результатов Викторов ещё в январе объяснял увеличением подвижности игры крайних форвардов и физической формой команды), а вот СКВО плёлся в хвосте с 9 баллами, набранными за 21 игру.
Тем не менее, армейцы сумели по дополнительным показателям всё-таки не оказаться последними в финальной группе, заняв седьмое место с 12 очками. Авангард же закончил чемпионат пятым c 23 баллами. Этот результат стал лучшим в истории заводской команды. Вновь в десятке лучших снайперов оказался Беляй Бекяшев с 25 шайбами, на одну его опередил заводчанин Франц Лапин.
В классе Б вновь Ленинград был представлен ЛИИЖТом. И инженеры железнодорожного транспорта показали во втором сезоне отменный результат. Сперва они выиграли свою 4-ю зону, набрав в 12 матчах 19 очков, а затем уверенно провели финальный турнир в Омске, уступив лишь в последнем, уже ничего не решавшем матче. Сумев до этого оторваться от преследователей из Владимира и Новосибирска, ленинградцы победой над сборной Эстонской ССР 16-0 открыли себе дорогу в класс А, хотя, как оказалось, это был путь ещё не на самый верх, а лишь в "предбанник" элиты.
Успеху этому, очевидно, способствовал кадровый набор, произведённый ЛИИЖТом. В частности, за инженеров-путейцев играл уже упоминавшийся ранее Евгений Субботин. Как вспоминал впоследствии Евгений Дзеярский: "Студенческий чемпионат мы выиграли своими, а когда вышли на всесоюзную арену, пригласили кое-кого из городских клубов. Так оказался у нас Виктор Сорокин, в ту пору слушатель Академии имени Жуковского, а впоследствии известный арбитр, одно время возглавлявший Всесоюзную коллегию судей. Весной 1958 года (на самом деле, 1957 - прим.авт.) когда мы отыграли первый сезон в классе "Б", заняв 2-е место в подгруппе, а затем пятое в финале, я поехал в Москву на финал молодежного первенства страны. Ребята там интересные играли. Ну, например, братья Майоровы и Старшинов - в "Спартаке". Со многими я беседовал, десятерых сагитировал, и они приехали в Ленинград и почти все поступили в наш институт. За исключением ушедшего в армию Павла Козлова, впоследствии многолетнего капитана ленинградского СКА.Очень неплохо играли и студенты-ленинградцы...Виктор Мосягин, скажем, приглянулся киевлянам и после нас еще пять лет выступал в высшей лиге за киевское "Динамо". "Играющим" оказался Григорий Кокорин, приехавший учиться из Боровичей. А вот Ваня Гурлов, когда в ЛИИЖТ поступил, не то что играть - на коньках стоять не умел. Дома, в Арзамасе, у него был только один конек, да и тот деревянный. В 1952 году я начал учить Гурлова хоккейному искусству, и до сих пор мы не расстаемся".
Также по данному сезону стоит отметить, что на чемпионате мира-58, проходившем в Осло, впервые за главную сборную (в итоге, получившую серебро) сыграл представитель ленинградского клуба - Валентин Быстров из Авангарда.