14 мин.

Руслан Захаров: Возможно, из меня и получился бы Дацюк

Российский шорт-трекист и конькобежец, заслуженный мастер спорта России – о переходе из шорт-трека в конькобежный спорт, нежелании работать в офисе, многочисленных тату, экстриме и любви к хоккею.

 

Гостем традиционной рубрики «VIP-болельщик» cтал Руслан Захаров, олимпийский чемпион, чемпион Европы, многократный призёр чемпионатов Европы, бронзовый призёр чемпионата мира.

«Болею за «Салават Юлаев» и ЦСКА» 

- Считаю, что имею непосредственное отношение к хоккею, потому что спортивную карьеру начинал на уфимской арене, где всё время мы делили лёд как раз с хоккеистами, - вспоминает Руслан. - С детства я болел за «Салават». И с моим товарищем Андреем Зубаревым, с которым учились в школе в параллельных классах, почти в одно время начали заниматься спортом. Оба стали олимпийскими чемпионами: он – в хоккее, я – в шорт-треке. В следующем сезоне Андрей будет играть в «Спартаке».

Между прочим, в своё время, когда я тренировался в составе сборной по шорт-треку под руководством французского специалиста Себастьяна Кроса, мы часто занимались в хоккейных коньках, делали разные упражнения, даже пытались играть с клюшками. Скажем так, хоккей имитировали. Нелёгкая штука. Коньки-то короткие. Заваливаешься на них в разные стороны. А у нас лезвия длинные. Кататься гораздо легче. Хотя, конечно, везде нужен навык. Но меня почему-то сильно в хоккей не тянуло. Может, потому что никогда не был габаритным спортсменом.

- В хоккее это ведь не самое основное…

- Согласен. Но в любом случае я мало видел игроков ростом 170 сантиметров и ниже. Все ребята достаточно мощные. Между прочим, конькобежец и мой тёзка Руслан Мурашов начинал карьеру как раз в хоккее. Так вот, он выше меня на полторы головы.

- Зато ты бы мог стать техничным нападающим.

- Имеешь в виду, таким как Павел Дацюк?.. Возможно… У него, кстати, недавно был день рождения, исполнилось 42 года. Видишь, за хоккеем слежу: читаю новости, смотрю матчи, интересуюсь статистикой…

Небезразличны и другие виды спорта, например, скелетон, который нравится больше, чем бобслей, где довольно часто происходят допинговые скандалы. Это меня отталкивает. Презираю людей, которые имеют к ним отношение. Кстати говоря, с Леной Никитиной - бронзовым призёром Олимпийских игр по скелетону – мы живём по соседству.

Ещё люблю велоспорт, что неудивительно. Ведь мы, конькобежцы, проезжаем на велосипеде в год около 8000-10000 километров. Хочешь не хочешь - увлечёшься.

- Ждёшь начала хоккейного сезона?

- Конечно. Всю жизнь я болел за «Салават Юлаев». Даже ездил однажды специально из Уфы в Казань на матчи плей-офф. И сейчас продолжаю наблюдать за игрой уфимской команды.

И ещё переживаю за армейцев Москвы, ведь последние пятнадцать лет представляю ЦСКА в звании старшего лейтенанта. И, вообще, мне очень нравится болеть за сильных. Мой друг Вячеслав Кургинян - член сборной по шорт-треку и участник Олимпийских игр - работает сейчас в школе технического катания по хоккею. Так вот, он говорит, что ребята, которые приходят к нему из школы ЦСКА, выделяются среди всех – держатся на льду более уверенно.

- Экс-конькобежец Иван Скобрев уже не первый год работает в московском «Динамо» тренером по ОФП. Приглашал тебя на матчи?

- Да. А вообще мне интересно смотреть хоккей как на стадионе, так и дома в компании сыновей. Помимо Вани Скобрева, я хорошо знаком с Алексеем Селивёрстовым - тренером по ОФП «Витязя». Мы оба из Башкирии.

Вообще мне нравится чемпионат КХЛ. Единственное, на мой взгляд, ему нужно добавить в зрелищности. Людям, пришедшим на стадион, должно быть весело и до игры, и после. Проводили бы побольше матчей на открытом катке. Допустим, в Омске или Красноярске. Народ точно соберётся.

- Насколько ты разбираешься в нюансах хоккея?

- В курсе того, что есть красная полоса и две синие. Шучу. На самом деле, правила знаю на любительском уровне, а вот сам ни за какую команду не играю. У меня узкий профиль. Каждый должен заниматься своим делом. И потом, это ведь травмоопасно. В моём возрасте не стоит лишний раз рисковать и ставить под угрозу карьеру.

«Жена в тонкостях конькобежного спорта разбирается лучше меня» 

- Почему ты решил связать свою жизнь с таким достаточно специфическим видом спорта как шорт-трек?

- Это произошло благодаря моему первому тренеру Альберту Тимербулатову, который однажды пришёл к нам в школу набрать группу. Я, восьмилетний мальчишка, на тот момент даже не знал о существовании такого вида спорта, как шорт-трек. После двух месяцев занятий в зале удивился, когда услышал о том, что теперь будем кататься ещё и на коньках. Подумал тогда: «О-го, как здорово»! Поначалу мы ведь просто дурачились и веселились, гоняли мячик. В итоге шорт-трек меня очень сильно затянул. Видишь, уже 25 лет не могу остановиться. Но до сих пор получается не всё.

- Неужели? И это говорит Олимпийский чемпион…

- Если бы всё было идеально, наверное, я бы уже давно закончил со спортом. А пока нет морального удовлетворения на все сто процентов. Постоянно хочется становиться лучше, развиваться. Три года назад я перешёл из шорт-трека в коньки. Поэтому приходится ежедневно оттачивать различные технические навыки, совершенствовать их под руководством замечательного тренера - Виктора Сивкова.

После карантина мы уже начали полноценно готовиться к следующему сезону: 2,5 - 3 недели проводим на сборах и неделю дома. Утром выполняю свою работу, после обеда – свободен, нахожусь с семьёй.

От тренировок получаю большое удовольствие и хочу быть в спорте максимально долго - пока позволит здоровье и будут расти результаты. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Когда отправляюсь кататься в лес на велосипеде и вижу, как люди ежедневно по утрам выходят из подъезда и едут в какой-нибудь офис, понимаю, что это точно не моё. Лучше продолжу делать то, что умею – быстро бегать на коньках.

- Если всё же представить, что ты не конькобежец, где бы сумел ещё себя проявить?

- За 25 лет карьеры накопилось очень много практического опыта, который я бы мог передать спортсменам. Всё чаще возникают такие мысли, но пока не готов поменять коньки на свисток с секундомером.

И жена в этом поддерживает. Ей, хочешь не хочешь, а приходится любить то, чем я занимаюсь. Порой кажется, что в шорт-треке и в коньках она разбирается лучше меня, во всяких правилах, тонкостях и нюансах. И после выступлений даёт разные рекомендации и советы. Я слушаю. Это наше общее дело. Если супруга не будет помогать – придётся тяжеловато. В моей дисциплине такая система очков, что я не всегда соображаю, как посчитать, а Ситора знает.

«Невероятные эмоции, когда тебя поддерживает вся страна» 

- Однажды ты получил очень серьёзную травму - порвал ахилл. Не беспокоит она тебя сейчас?

- Нет. Уже всё в порядке. А произошло это сразу по окончании Олимпийских игр в Сочи в 2014-ом году. Я упал на тренировке и получилось так, что один конёк попал под другой. Конькобежные коньки длинные и очень острые.

- Боль, наверное, испытал адскую.

- Терпимую. Может, до конца её не ощутил, потому что находился в шоке. Даже не было крови. Но в итоге проходил в гипсе шесть недель. Слава богу, наша медицина справилась, а точнее отличный врач Наталья Валерьевна Челнокова, до сих пор с ней общаюсь. Она зашила идеально. Затем прошёл реабилитацию, добросовестно выполнил весь комплекс упражнений. Поэтому всё срослось и зажило достаточно быстро.

- Какая победа для тебя наиболее ценна?

- Лукавить не стану, конечно, на Олимпиаде в Сочи. Невероятные эмоции, когда тебя поддерживают не только десять тысяч болельщиков на стадионе, но и вся страна. Это чувствовалось. Тот успех запомнится на всю жизнь. Хочу испытать такое ещё раз. Что ощутил в первые секунды? Не помню. Только то, что вокруг было очень много людей и поздравлений. Не каждому повезёт выступать на домашних Олимпийских играх.

- А почему ты, кстати, перешёл из шорт-трека в конькобежный спорт?

- Просто уже состарился. Тренер объявил, что нужно давать дорогу молодым и перевёл меня из основной сборной в резервный состав. Я подумал: как же так, столько лет работал, и теперь мне говорят, что хватит… Вот и решил быстренько переобуться. Ведь я только и умею, что кататься на коньках (улыбается).

«Костюм, коньки и шлем отдал в музей» 

- Судя по твоей физической форме, на карантине со спортом не расставался.

- Да. Ежедневно занимался на балконе на велотренажёре. Иногда мы с ребятами устраивали виртуальные гонки – крутили свои велосипеды, подключив их к велостанку и к компьютеру. А потом в помощь было специальное приложение, благодаря которому в гонке могли участвовать до 10000 тысяч человек с разных концов Земли. Какие ощущения? Нормальные. Но, конечно, не такие, когда соревнования проходят в обычном формате. Это то же самое, когда, допустим, твой коллега-журналист берёт интервью по телефону. Вживую-то лучше.

В прошлом году мы в мае были на Майорке, в этом - я «создал» Майорку у себя дома. Предпочитал заниматься в тишине, либо слушал аудиокниги, но не музыку. Так привык. Хотя музыка мне совсем не чужда. Особенно нравится русский рок. Ходил на концерты «ДДТ», «Чайфа», «Ленинграда», «Чижа».

- В Национальном музее Башкирии есть твоя экспозиция, посвящённая шорт-треку. Расскажи о ней.

- Я способствовал её открытию. Свой спортивный костюм, коньки и шлем отдал в фонд музея. Хочу, чтобы в моём городе шорт-трек был популярным и востребованным, чтобы люди приходили и знакомились с этим видом спорта. Ещё на протяжении четырёх лет в музее лежала олимпийская медаль. Потом её забрал.

- В карьере ты достиг многого. О чём мечтаешь сейчас?

- Опять о многом (улыбается). Но, как говорится, поменьше мечтай - побольше работай. Буду стараться достичь самых высоких результатов. Каких именно? Хочешь рассмешить бога - расскажи ему о своих планах.

Если говорить не о спорте… Очень хочу, чтобы в нашей стране всё складывалось хорошо и все были здоровы, счастливы и благополучны. Недавно прочитал статистику, оказывается, в России количество людей, зарабатывающих в месяц меньше 15 тысяч рублей, достигло 45 процентов. Эта информация беспокоит меня уже недели три. Но в данном вопросе я пока ничего изменить не могу, сколько бы ни крутил свой велосипед…

И ещё одно житейское желание - приобрести мотоцикл. Особенно оно появляется, когда вижу, как мой друг, конькобежец Денис Юсков, приезжает на тренировки на своём железном коне. Перед тем, как приобрести, хочу немножко помечтать. Между прочим, я ни разу на мотоцикле не катался. Буду учиться.

Ещё стремлюсь к тому, чтобы в совершенстве говорить на английском языке. Практика есть – общаюсь с друзьями, но нет теории. Надо постоянно развиваться и хочу, чтобы это стремление не угасло. Не желаю превратиться в унылого человека.

- Думаю, что тебе это точно не грозит. Ведь у тебя три высших образования.

- Не могу сказать, что я вундеркинд. Просто была возможность и желание учиться, я это и делал. Посещал факультет философии и социологии и экономический факультет в Башкирском государственном университете, также окончил магистратуру Смоленской государственной академии физической культуры и спорта.

ВУЗы шли мне навстречу. Я имел свободный график посещений, порой экзамены переносили. А я представлял своё учебное заведение на всех соревнованиях. Всегда с удовольствием отстаивал честь ВУЗа. Ещё с детства очень хотел поступить на юридический факультет, но не получилось. Зато этой профессией овладела моя супруга.

- Образование в жизни однозначно пригодится.

- Надеюсь. Видишь, как долго мы с тобой разговариваем… Значит, действительно учился не зря. Вообще, с учёбой у меня всегда всё складывалось успешно. В школе до седьмого класса был круглым отличником. А итоговом аттестате было только две четвёрки.

«Я слишком доверчив, но бываю резким» 

- Как можешь сам себя охарактеризовать? На мой взгляд, человек ты компанейский и позитивный…

- Да? Вот так и напиши. Но порой бываю достаточно резким. Из-за чего? Просто я с людьми достаточно честен, могу сказать то, что думаю, всю правду. Но не всем это нравится, отсюда обиды.

- А есть ли черта характера, от которой хотел бы избавиться?

- Я слишком доверчив. Как и с тобой сейчас – раскрыл все карты.

- Может, расскажешь ещё и про свои татуировки?

- Легко (улыбается). У меня их восемь штук, и все они разные и обдуманные. Скажем так, ни за одну не стыдно, кроме первой - узор, который не имеет особой смысловой нагрузки. Ещё хочу сделать штук шесть тату - под белой рубашкой с галстуком и костюмом видно их точно не будет. Но пока нет времени этим заняться. Как обзавёлся семьёй - его стало гораздо меньше.

- Когда делаешь тату, с кем-нибудь советуешься или это только твоё, личное?

- Моё. Что хочу, то и создаю. У супруги, кстати, тоже есть татуировка, у родного брата Тимура куча тату. Мы с ним иногда о них говорим. В общем, все, скажем так, со мной заодно, кроме сына. Он как-то заявил: «Папа, рисовать на теле нельзя»!

- Кстати, вы с братом ещё и занимаетесь одним и тем же видом спорта.

- Да. У нас семейное. Между прочим, Тимур сначала тоже был шорт-трекистом, а сейчас – конькобежец и входит в состав национальной команды.

- Он говорит, что хочет достичь таких же высот, как и ты…

- Пусть у него их будет ещё больше, зачем повторять.

- А сыновьям любовь к спорту прививаешь?

- Стараюсь. Активный образ жизни они уже ведут. Артур почти год занимается спортивной гимнастикой – стабильно три раза в неделю. На каток мы с ним иногда ходим, но ему не особо нравится. Ведь если на льду упадёшь – жёстко, больно, а мат – мягкий. Ещё старший сын очень любит лазить по скалодрому. Он находится рядом с нашим домом. Довольно часто туда ходим. А с Давидом, которому год и три месяца, – в бассейн.

Сейчас есть много возможностей заниматься любыми видами спорта. У Артура и Давида достаточно времени, чтобы определиться. Думаю, что и в хоккей сыновей попробуем отдать. Почему бы и нет. Вдруг понравится. Большой спорт - это ещё и удача. Главное - привить трудолюбие, желание совершенствоваться, быть лучше.

«Мы, конькобежцы, все носим маски и перчатки» 

- Ты очень любишь путешествовать. Какая поездка стала самой незабываемой?

- Два года назад с супругой и сыном побывали в двенадцати странах Европы. Начали со Стамбула. Перемещались и на самолёте, и на машине, и на круизном лайнере. Вообще, в своей жизни я посетил сорок стран. Ещё сто сорок осталось. Самый любимый город на сегодняшний день - Стамбул. Мы там были несколько раз. Нравится абсолютно всё… История, смешение Европы и Азии. Но жить я бы хотел только в России.

- Отправился бы колесить по миру на мотоцикле?

- Нет. Сначала надо научиться на нём ездить. И потом у меня же семья большая. Сейчас как раз думаю над тем, чтобы приобрести вместительную машину. Поехал бы на ней куда-нибудь вместе с супругой и детьми с большим удовольствием. Идей и планов куча.

- Свободное от спорта время ты предпочитаешь проводить активно и разнообразно. Расскажешь как?

- Незабываемо. Например, прыгал с парашютом и семь раз с тарзанки. И жена тоже. Мы раньше даже соревновались – кто больше. В общем, такой экстрим. Но когда родились дети, успокоились. Всё же некий риск существует. Ещё люблю кататься на снегоходах, посещать Скайпарк в Сочи, где есть самый длинный в России подвесной пешеходный мост, который буквально парит в воздухе, покорять горные вершины. Однажды побывали на Эльбрусе.

Ещё обожаю кататься на лошадях. Как-то так складывается, что мы довольно часто оказываемся на сборах в тех местах, где такая возможность возникает. Особенно запомнился Казахстан. Там больше свободы, меньше ограничений, и можно дать волю лошади и себе. Насколько хорошо держусь в седле? Вполне нормально. Ничего сложного. У меня с этими животными полный контакт.

- Карантин отменили, но, тем не менее, угроза коронавируса остаётся. Твоё к этому отношение?

- Возможно, последствия пандемии заставят многих людей задуматься и пересмотреть свой образ жизни. Конечно, очень жаль, что так много смертей, но, если каждый из нас станет соблюдать все меры, - вирус мы победим. Сделать это можно только коллективно. Один в поле не воин. Как и в хоккее.

На днях ехал в метро, так в вагоне только я один в маске и был. Пусть выгляжу смешным, ничего страшного, потерплю. Что ещё надо, чтобы люди задумались? Видеть, как другие идут, падают и сразу умирают? Мы не совсем ответственно относимся к своему здоровью или, может, недостаточно информированы и образованы… Друзья, пожалуйста, берегите себя и окружающих вас людей. Не забывайте о том, что вторая волна коронавируса ещё может нахлынуть. Мы, конькобежцы, все носим маски и перчатки. Снимаем их лишь тогда, когда тренируемся.

- Насколько конькобежный спорт востребован сегодня?

- Не так, как бы хотелось. Необходимо, чтобы государство относилось к нему повнимательнее. И, конечно, всё в наших ногах и твоих руках, в диктофоне. Коньки нужно популяризировать.