Николай Жердев до того как стал печально известен: квинтэссенция мастерства в матче со «Северсталью»
Безусловно, история хоккея наполнена множеством выдающихся событий по обе стороны океана - любой болельщик по памяти вспомнит как минимум несколько ледовых перформансов, которые отложились не только в памяти фанатов, но и вошли в летописи, которые поклонники игры с шайбой будут изучать спустя много лет.
Вряд ли то, о чем я сегодня расскажу, войдет в историю хоккея. Но сегодня я расскажу о том, что видел воочию.
А именно – о противостоянии «Атланта» и «Северстали» в первом матче плей-офф сезона 12/13. Многие, наверное, посмеются – мол, нашел, о чем писать: еще бы вспомнил матчи «Нефтехимика» против «Амура».
Но нет. Сегодня я расскажу о человеке, на которого возложили огромные надежды, и который эти надежды оправдал. Этого человека любил весь, пусть и небольшой город, и эту любовь он сполна оправдал результатом. Ниже я расскажу о Николае Жердеве до того, как он окончательно разрушил свою карьеру алкоголем и о его дисциплинарном штрафе, полученном на 59 минуте матча.
Для меня это в первую очередь очень теплая история об игроке, вокруг которого пытались построить команду и консолидировать болельщиков. И, с моей точки зрения, менеджменту клуба это удалось, но каждый поклонник "Атланта" ответит для себя сам, на какой промежуток времени.
Сезон, о котором идет речь, для меня, как для болельщика «Атланта», был особенным. Все дело в том, что в предыдущем розыгрыше кубка Гагарина мытищинцы добрались до финала, а значит показали всей хоккейной общественности и собственным болельщикам, что они – коллектив с амбициями. И теперь, говоря грубо, нужно было вновь прыгнуть выше головы.
И вот – очередной поход за заветным трофеем, как ровно год назад в первом раунде предстоит биться с «Северсталью». Многие, наверное, помнят скандал вокруг матча серии предыдущего сезона, где шайбу команде из Череповца не засчитали в овертайме, а затем «Атлант» победил. Пересудов было много, и команда с Кошечкиным, Шипачевым и Киселевичем жаждала взять реванш год спустя.
Коллектив из Подмосковья тоже был совсем не подарок: здесь и солидные легионеры в лице Патрика Закриссона, Юнаса Андерссона, Янне Нискалы, зарекомендовавшие себя матерые ребята вроде легенды «Атланта» Кости Барулина, Игоря Мусатова, Дмитрия Уппера, а также трансферные бомбы – Алексей Ковалев и Николай Жердев.
И если Ковалев был для КХЛ экзотикой, то Коля некогда играл за «Атлант», и теперь, вернувшись из-за океана, должен был стать звездой не только подмосковного коллектива, но и лиги в целом (иронично, что АК-27 так надежд и не оправдал).
И, черт возьми, в сезоне 11/12 девяносто третий номер рвал и метал!
Несмотря на то, что команды по уровню более-менее сопоставимы, никто во всех Мытищах и окрестностях не мог и подумать, что «Северсталь» пройдет первый раунд. До сих пор помнится атмосфера на трибунах в той серии: это был хоккейный праздник с ощущением, что команду ждет легкая прогулка и следующий раунд западной конференции.
Итак, 29 февраля 2012 года на «Арене Мытищи» стартовал плей-офф, и заполненные до отказа трибуны жаждали хоккейного пиршества. Болельщики в едином порыве скандировали: «Только Атлант и только победа» требуя от желто-синих бойцов виктории.
Но по ходу развития событий стало понятно, что, по крайней мере, в этом конкретном матче легкой прогулки не будет, а наоборот, намечается зубодробительная борьба, где за победу придется едва ли не грызть лед.
Нельзя сказать, что для «Атланта» в том матче что-то пошло не так. Просто два великих (один – на тот момент, другой – в целом) вратаря вошли в азарт, и ловили все, что летит в створ. Барулин и Кошечкин соревновались в мастерстве, отразив в общей сложности 65 бросков по своим воротам.
С каждой уходящей секундой без забитой шайбы атмосфера на «Арене Мытищи» накалялась, а в голове заседала мысль о том, что один гол решит исход поединка, и не факт, что забьет его «Атлант».
Кажется, что первые сорок минут в плей-офф без голов – ничего удивительного, но вот когда остается последняя десятиминутка, то дело пахнет валидольным овертаймом.
Но игра была отнюдь не скучной, даже восемь лет спустя я помню, как чуть ли не поседел, когда Нуртдинов, а затем и Шипачев едва не поразили пустые ворота с отыгранным уже Барулиным. И это за шесть минут до конца!
«Ну же, ребята!» - думал я и еще несколько тысяч болельщиков.
Вратарь соперника поймал кураж, топовые игроки никак не могли забить шайбу, а положение становилось все более шатким - нужен был тот, кто сможет взять на себя ответственность и решить исход встречи.
Нужно было что-то делать. Нужно было что-то решать. Нужен был герой.
Клянусь вам, на 59-ой минуте встречи я был уверен, что увижу овертайм. Игра показывала – шайбы не будет, несмотря на все старания «Атланта» и умопомрачительную поддержку болельщиков. Но хоккей – не рацио, а иррацио.
Поэтому случилось вот что.
Патрик Закриссон незамысловато бросил со средней дистанции, Кошечкин отбил перед собой, и тут свое слово сказал Николай Жердев. Сыграв на подборе, он забросил шайбу в ворота за 38 секунд до конца основного времени!
Я помню, как тысячи напряженных до предела болельщиков выдохнули, подскочив в едином порыве, празднуя победную шайбу, забитую игроком, которого брали именно для этого. Весь сезон медиа-группа «Атланта» делала из Жердева игрока, который будет решать исходы встреч. И вот, в самый ответственный момент он доказал, чего стоит, подарив фанатам эмоции, которые живы и восемь лет спустя.
Видимо, Коля и сам это понимал, ведь на радостях от решающего гола, он в порыве страсти выбросил клюшку на трибуны, оголив болельщикам свое сердце, буквально показав – он играет для нас, он – двигатель того «Атланта».
Конечно, спустя несколько секунд Николай отправился в подтрибунку, так как ему выписали дисциплинарный штраф до конца игры за столь эмоциональный, но искренний поступок. Однако кого это волновало?! Девяносто третий номер сделал результат, и в тот день он был главным героем всех Мытищ.
Это был не первый и не последний триумф Жедредва в цветах «Атланта». Только вот «Атлант» был последним клубом, где выдающийся хоккеист действительно играл в лучшую игру на планете.
Что стало с ним дальше – мы все знаем.
Однако, я уверен, болельщики «Атланта» помнят его отличным нападающим, сделавшим не только то, о чем я написал выше, но и много чего еще.
Наш клуб из Мытищ!
Желто-синий самый сильный!