Теннисисты, легкоатлеты и боксер. Когда одного хоккея мало
Широко известно, что в те времена, когда у нас в стране зарождался хоккей, только ленивый не играл одновременно в разных видах спорта, совмещая свои умения в «канадском» хоккее, хоккее с мячом, футболе, и даже иногда в хоккее на траве. И это никого не удивляло — в конце концов, эти игры довольно схожи. Но были и спортсмены, совмещавшие и гораздо более разнящиеся дисциплины.
В самом первом чемпионате СССР по хоккею на первые роли в московском «Спартаке» вышли одарённые теннисисты Зденек Зикмунд и Иван Новиков. Неоднократный чемпион СССР по теннису Зикмунд играл в паре с великим комментатором Николаем Озеровым, и шесть раз становился чемпионом СССР (1944 — 1949 гг.). Добился успеха он и в хоккее, став вторым снайпером первого чемпионата вслед за Анатолием Тарасовым. А Иван Новиков во втором чемпионате по количеству заброшенных шайб уступил только Всеволоду Боброву. В газетах того времени можно найти любопытное объяснение успехов теннисистов-хоккеистов: «Результативная игра Новикова и Зикмунда совсем не случайна. Теннис дал им необходимую для канадского хоккея точную и сильную работу кисти. Швырок шайбы легкой палкой по технике выполнения сильно отличается от удара камышовой клюшкой по мячу в русском хоккее». На заглавной фотографии Зикмунд — пятый слева, Новиков — третий справа. И, кстати, второй слева — Валентин Гранаткин, защищавший ворота как в обоих разновидностях хоккея, так и в футболе.
В 1948 году Зикмунд с Новиковым перешли в суперклуб ВВС, и погибли в катастрофе 7 января 1950 года.
Первое упоминание Зденека Зикмунда в прессе. «Красный спорт» от 29 мая 1936 года
Ещё одним пассажиром того злополучного авиарейса был знаменитый вратарь Харий Меллупс, являвшийся и не менее знаменитым боксёром. В 1945 году 18-летний Харий выступил на чемпионате Латвии по боксу, и в финале победил чемпиона республики 1941 года Яака Кейстериса. Во время немецкой оккупации Риги он тренировался дома с самодельной грушей, занимался гимнастикой и бегал кроссы. А после окончания войны играл за рижское «Динамо» в футбол (нападающим), так что в хоккей пришёл, имея за плечами самый разнообразный опыт.
Пробовали себя в хоккее и весьма знаменитые легкоатлеты — правда, без такого успеха, как «игровики». В заявке ЦДКА на первый чемпионат значились (но ни в одном матче так и не приняли участие) трёхкратный чемпион СССР по прыжкам в длину и первый советский атлет, преодолевший в тройном прыжке 15-метровый рубеж Борис Замбриборц и Александр Дёмин — один из самых первых, кто был удостоен звания заслуженного мастера спорта, обладатель более 30 рекордов в самых разных легкоатлетических дисциплинах, семикратный чемпион страны в десятиборье, трёхкратный в пятиборье и четырёхкратный в эстафете. Дёмин играл также в футбол и хоккей с мячом, и, скорее всего, заиграл бы и в канадский, будь помоложе. Но к зарождению у нас канадского хоккея ему — своё первое чемпионство завоевавшему ещё в 1927 году — было уже 44, так что всё ограничилось только попаданием в заявочный лист.
Состав ЦДКА из «Советского спорта» от 21 декабря 1946 года. Дёмина внесли в заявку позже
Это лишь наиболее уникальные случаи, связанные с представителями других видов спорта. Игровики же были сплошь и рядом — и не только из «родственных» бенди с футболом. Например, легендарный Аркадий Иванович Чернышёв — неоднократный чемпион Москвы по баскетболу и волейболу, а Павел Коротков — выдающийся мастер в хоккее с мячом, баскетболе, регби, гандболе и футболе. В первом хоккейном чемпионате они были тренерами — причём играющими, по тогдашней традиции — соответственно «Динамо» и ЦДКА, занявших первое и второе места.