7 мин.

Никита Зайцев весь год воевал с бывшей женой. Это сказалось на игре: ошибок стало больше, а инициативы – меньше

Чтобы стать лучше, придется решить проблемы в семье.

Прошедший сезон НХЛ – а у «Оттавы» он закончился – для Никиты Зайцева получился посредственным (хотя сам он так не считает). Но сложно показывать стабильный топ-уровень, когда за последний год ты:

• оказался в худшей команде лиги;

• получил неприятную травму;

• тяжело разводился с женой – вплоть до суда;

• а потом еще попал под волну слухов, которые утверждали, что переболел коронавирусом.

Весь год Зайцев был мыслями за пределами ледовой площадки – развод и суд за опеку над дочерьми затянулись, и точка не поставлена до сих пор. Он даже летал в Россию, где ему пришлось решать вопросы в стиле 90-х – вместе с отцом он просто приехал и забрал детей.

Как рассказал Артем Воронин (друг Никиты, с которым они играли в золотой молодежке Брагина, и крестный его старшей дочери), Зайцев еще в Торонто, когда был женат, плотно занимался воспитанием детей и не мог отлучиться хотя бы на несколько часов, чтобы показать другу город. В таких условиях думать о хоккее 24/7 просто нереально – поэтому Зайцеву в «Оттаве» пришлось еще сложнее, чем сезоном ранее в «Лифс».

Никита далеко не первый хоккеист, на игру которого серьезно влияют проблемы вне льда. Карьеру его партнера Бобби Райана методично уничтожал алкоголь и тяжелое детство, у отца Брока Босера из «Ванкувера» обнаружили рак и это отразилось на его игре и результативности.

Еще один яркий пример – Джек Джонсон из «Питтсбурга». Его выбрали в топ-3 драфта, он взял серебро Олимпиады-2010, а затем резко сдал после того, как родители сделали Джека банкротом. Чтобы рассчитаться с долгами, Джонсон продал два дома, машину и два года был одним из самых низкооплачиваемых хоккеистов НХЛ – большая часть контракта ушла кредиторам.

Этот сезон Зайцева тоже не ограничен только житейскими проблемами. В предыдущих сезонах ни для кого не было секретом, что Никита недоволен своей ролью в «Торонто» – у него совсем не было большинства, защитник почти не играл с шайбой и постоянно попадал под удары канадской прессы. Возможно, он бы остался в «Лифс», но довольно тяжелый контракт и скандал в семье привели к тому, что Зайцева обменяли в «Оттаву» – команду в режиме жесткой перестройки и без серьезных конкурентов в защитной линии.

Сам игрок спокойно воспринял этот обмен – в столице Канады его ждал знакомый тренер Ди Джей Смит, который работал в «Торонто» и отвечал за защитников. В сочетании с отличным ЧМ-19, который раскрыл Зайцева не только как эффективного игрока обороны, можно было ожидать серьезного прогресса как минимум в игре с шайбой.

Оправдались ли ожидания? Нет. Вот короткое сравнение нескольких важных персонально для Никиты показателей – в последнем сезоне в «Торонто» и в первом – за «Сенаторс»:

Изменения незначительны – Зайцев делает ровно ту работу, которой занимался в «Торонто». Проблема в другом – Никита не поменял свой функционал даже в худшей команде лиги. Он был недоволен своей ролью в «Лифс» и довольно зло (но по делу) рассказывал об этом в интервью Алексею Шевченко.

Тогда было три важных пункта:

• Зайцев говорил, что ему хотелось бы играть в большинстве;

• претензия к «людям, которые вообще не играют в меньшинстве»;

• точный панч про то, что черновую работу недооценивают.

Очевидно, что Зайцеву не особо понравилось, что его убрали из большинства после отличного дебютного сезона – в неравных составах Никита сыграл почти в два раза больше Моргана Райлли, набрал под 40 очков и получил очень приличный контракт. Но когда с Зайцева в «Торонто» сняли заметную часть атакующих функций, то оказалось, что его конкуренты действуют эффективнее – Гардинер и Райлли пробили отметку в 50 очков.

Кроме того, статистика Зайцева в сезоне-2016/17 имеет важный нюанс: большинство его передач были секондари ассистами, которые он набивал либо после запуска контратаки длинным пасом, после чего у ворот разбирались партнеры, либо отдавал шайбу в большинстве Мэттьюсу/Кадри/Марнеру, которые решали эпизоды.

Зайцев неплохо выглядел на синей линии, но не был Эриком Карлссоном – россиянин не управлял игрой спецбригады и не был полноценным квотербеком. Так что не стоит удивляться, что и в «Оттаве» Ди Джей Смит оставил его в стороне при реализации лишнего.

В равных составах к Зайцеву тоже есть вопросы. В последний сезон в «Торонто» его игра строилась по очень простой схеме: он получал шайбу у своих ворот, делал передачу и чаще всего ехал на смену. Вполне естественно, что ему хотелось большей вовлеченности в процесс, но в «Оттаве» он сохранил этот стиль.

И если при игре в паре с Тома Шабо это выглядит логично, то когда Зайцев старался отдавать шайбу Майку Райлли или Марку Боровецки (много играли с Никитой в формате 5-на-5), это вызывало вопросы. У Никиты проблемы с бросками по воротам и с выходами из зоны – он упрощает игру и почти не вытаскивает шайбу в среднюю зону, как делал это в сборной. И это совсем не похоже на отсутствие нужных качеств – у Зайцева есть первый пас и катание, чтобы быть более полезным игроком. Его ошибки и отсутствие инициативы больше похожи на ментальный блок, вызванный проблемами в семье – и без полной концентрации и уверенности в себе Никита заметно сбавляет в эффективности и постепенно превращается в хорошего, но строго оборонительного защитника. 

Помимо психологии есть еще один важный момент. Возможно, мы просто переоцениваем его атакующие навыки. Фактически в пользу Зайцева говорят его сезоны в КХЛ, игра в сборной и первый сезон в «Торонто», когда он набрал довольно много очков. Однако в КХЛ пакмувером можно считать любого защитника, который умеет прилично кататься и обладает первым пасом, но большая часть из них ничего не показала на уровне НХЛ. Не получалось даже у лучших – Кевин Дэллман, Даррен Дитц и Крис Ли в НХЛ и близко не выдавали того уровня игры в атаке, который у них был в России. Не стоит забывать, что Зайцев играл в одной из самых доминирующих команд КХЛ, а рядом с ним на лед выходил Александр Радулов – тот ЦСКА банально придавливал большинство соперников и больше атаковал. 

В сборной Зайцев тоже играет намного свободнее, но опять важно учитывать уровень соперников и окружения – на последнем ЧМ команда была упакована игроками экстра-класса, а защита сборной была мощнее того подбора игроков, что был в «Торонто».

В таких условиях несколько легче играть в атаке, но в «Торонто» у Зайцева были конкуренты, которые с шайбой выглядели сильнее, а в «Оттаве» страдает общий уровень состава. Еще одна проблема Никиты – он часто теряется под прессингом. Такое было в регулярках, матчах плей-офф против «Бостона», а теперь продолжается в «Оттаве» – и эту проблему тоже не объяснить только психологией. 

Михаил Сергачев называл Зайцева лучшим российским защитником оборонительного плана. И он действительно хорош в этой роли – с приличными габаритами, катанием, умением накрывать броски и диким желанием играть до конца каждый эпизод.

Возможно, платить 4,5 млн за блоки и хиты – слишком дорого, но у «Оттавы» нет проблем с платежкой и много потенциально сильных проспектов. На ближайшем драфте в клуб придут еще два сильных молодых игрока, и в таких условиях контракт Зайцева приобретает совершенно иную ценность – это все еще не старый защитник с великолепной трудовой этикой, хорошим катанием и характером.

Зайцев весь год разрывался между Канадой и Россией, но продолжал исправно делать свою работу и ничего не боялся – боль после некоторых из его блоков можно ощутить даже через монитор. Вполне очевидно, что такая ролевая модель выглядит идеальной почти для всех проспектов системы клуба, и Никита будет важным игроком в процессе перестройки команды.

Интересно, как Зайцев почистит голову после личных проблем (судя по всему, процесс затянется) – если он сможет успокоится, а команда сделает шаг вперед в развитии, то в новом сезоне от Никиты вполне можно ждать 20-30 очков и надежную игру в своей зоне. 

Жена Валерия Буре – актриса из его любимого сериала. Они вместе уже 26 лет

Хоккейное ТВ нашего детства: финал Кубка Стэнли с Буре шел на РТР, а у Первого не было денег на матчи сборной

Фото: Gettyimages.ru/Jana Chytilova/Freestyle Photography, Derek Leung / Stringer; globallookpress.com/Joel Marklund/ZUMAPRESS.com