Карл Лиив – наставник Льва Яшина и участник одного из первых матчей звезд
Эстония не считается хоккейной страной; но когда этот вид спорт делал самые первые шаги в СССР, эстонцы — наряду с латышами и литовцами — уже были хорошо знакомы с шайбой. Тем парадоксальнее стало то, что рижане оказались середняками, а команды Каунаса и Таллина — и вовсе аутсайдерами. Однако отдельные игроки из прибалтийских республик всё же были полноценными звёздами первых лет советского хоккея.
Не так много представителей уже далёкой от нас Эстонии известны современному хоккейному болельщику. В начале 90-х годов в отечественном хоккее засветились несколько эстонцев, оставив небольшой след. Самыми запоминающимися были Тойво Суурсоо (первый и единственный эстонец, попавший на драфт НХЛ) и вратарь Андрус Ахи, в разные годы поигравшие в составе «Крыльев Советов». Но самым ярким, задолго до них, был Карл Лиив.
Почувствуйте разницу. Два газетных отчёта о матчах таллинского «Динамо» против ВВС. В первом динамовцы играли без Лиива, во втором — с ним
В самых первых чемпионатах страны подавляющее большинство игроков, как известно, на ходу переучивалось с русского хоккея на канадский. За исключением прибалтийцев, уже хорошо знакомых с шайбой. В чемпионате СССР 1946 года приняли участие команды из Каунаса, Риги и Таллина. Интересно, что по поводу официального названия последних до сих пор ломаются копья: в тогдашней прессе их называли и сборной Эстонии, и «Калев», и «Динамо-Калев». Но чаще всего «Динамо» (Таллин) — это и принято за канон.
Именно в таллинской команде играл Карл Лиив (опять же, его фамилия вратаря изредка писалась «Лив», ещё реже — «Лийв»). В ворота сборной Эстонии он встал ещё в 1936 году, в 15-летнем возрасте. В международных турнирах эстонцы участия не принимали, но регулярно встречались в товарищеских матчах с соседями из Латвии, Литвы и Финляндии. Существовал у них и внутренний чемпионат — что давало повод в уже послевоенных первенствах СССР не воспринимать прибалтов статистами.
Почти типичный репортаж об игре таллинцев
Однако динамовцы Таллина всё же таковыми стали. Несмотря на статус аутсайдера, Карл Лиив (наряду с нападающим Лембитом Ряммалем) сильно выделялся в своей команде. В большинстве газетных репортажей отмечалось, что если б не его уверенная игра, эстонцы проиграли бы с более крупным счётом. Различные специалисты отмечали в действиях Лиива надёжность, быструю смену позиции, хладнокровие и хорошее понимание игры.
Отыграв в Таллине три сезона, Карл пошёл на повышение — в «Динамо» московское, где и проявил себя наиболее успешным образом, став чемпионом и обладателем Кубка СССР, неоднократно завоёвывал серебряные и бронзовые медали. В «Динамо» Лиив сразу же вытеснил с позиции первого номера Виктора Ставровского, а через год к ним присоединился ещё один вратарь — 21-летний Лев Яшин. Следующие два сезона будущий супервратарь не только отечественного, но и мирового футбола провёл сменщиком Лиива; на сборах делил с ним одну комнату — да и вообще, многое перенял у него.
Контрольный матч динамовцев Москвы и Свердловска перед стартом чемпионата СССР 1949/1950. В воротах — новобранец москвичей Карл Лиив, в роли судьи (крайний слева) — Аркадий Чернышёв
Затем Лев ушёл в футбол, а Карл продолжил покорять хоккейные вершины. Всего он провёл в чемпионатах страны около полутора стони матчей, и стал первым в нашей хоккейной истории вратарём, отыгравшим подряд десять сезонов в классе сильнейших. Привлекался Лиив и в сборную Москвы — по сути, сборную страны — также как и довоенная сборная Эстонии, в международных соревнованиях не участвовавшую, но проводящую различные товарищеские матчи.
К слову, о международных матчах. В сезоне 1951/1952 таковых в календаре не было, но вместо них прошла встреча между первой и второй сборными Москвы. По некоторым данным это была третья такая игра, по некоторым — вторая. Так или иначе, это был один из первых в истории отечественного хоккея Матч звёзд, просто такого названия в те времена у нас не употребляли. И одной из этих звёзд был Карл Лиив, защищавший ворота второй сборной Москвы в феврале 1952 года.