14 мин.

Александр Великий: Легенда N8. Часть 22

Хейтеры частенько используют нелепую формулировку «Вся команда играет на Овечкина» с целью принизить его выдающиеся достижения. Так сразу и не поймёшь, что на это ответить. Фраза звучит явно как претензия, но какая-то расплывчатая и неконкретная. Овечкин обладает феноменальным броском, команда пытается использовать это качество по максимуму. Что в этом плохого? Поэтому прежде чем приступить к обсуждению темы, нам следует чётко осознать и сформулировать суть претензий.

Когда речь заходит о том, как вся команда играет на одного игрока, мне на ум  приходит история, которую я впервые услышал в конце 80-х. В 1965 г. в матче на кубок европейских чемпионов Радивое Корач набрал 99 очков. 

Прошло 20 лет. Руководство «Олимпии» из Любляны перед игрой с «Цибоной» что-то перепутало и не внесло в заявку основных игроков. Пришлось играть молодёжным составом. Узнав об этом, 20-летний игрок «Цибоны» Дражен Петрович ещё до начала игры нацелился на рекорд Корача.

В итоге он набрал 112 очков. Не всем пришлось по душе подобное достижение. Ответ не заставил себя долго ждать. Через 5 дней в игре «Задар» – АПОЭЛ на кубок Корача Зденко Бабич набрал 144 очка. Инициатором, скорее всего, стал тренер «Задара» Владе Джурович, который в начале своей карьеры был одноклубником Корача. Судьба двухматчевого противостояния к тому времени была уже решена – первую игру «Задар» выиграл 121-40. Поэтому в ответной встрече вся команда играла на одного игрока. Изюминка заключается ещё и в том, что Бабич был отнюдь не лидером «Задара», а, скорее, заурядным игроком скамейки.

Сквозь баскетбольную призму, пожалуй, можно попытаться сформулировать 3 возможные стереотипные претензии к Овечкину.

1.  В том матче Бабич набрал 144 очка, его товарищи по команде 48. Очевидно, что они могли сыграть намного результативнее, но пожертвовали собственной статистикой ради рекорда Бабича. По аналогии можно представить дело так, что много лет подряд партнёры Овечкина жертвуют собственной результативностью, собственной статистикой ради рекордных достижений капитана Кэпс.

2.  Тот матч на Кубок Корача, по сути, не имел спортивного значения. Только поэтому команда постоянно играла на Бабича. Действовать подобным образом в важной игре никому бы и в голову не пришло. Против равных соперников такая система не позволит добиваться максимального результата. По аналогии можно представить дело так, что игра, заточенная под Овечкина, малоэффективна и препятствует успехам Кэпс.

3.  Рекорд Бабича трудно воспринимать как выдающееся спортивное достижение. Это скорее казус. Примерно как рекорд из книги Гиннеса на самую длинную сосиску. Превзойти, конечно, можно, просто никому не нужно. По аналогии можно представить дело так, что все рекордные достижения Овечкина носят искусственный характер и никому особо не нужны.

А вот теперь можно пройтись по всем пунктам. Для начала ограничимся вопросом о том, как влияет игра в одной тройке с Овечкиным на результативность и прочую статистику. В какой степени партнёры Овечкина могут проявить себя, раскрыть свой потенциал. Затронем и обратную тему. В какой мере Овечкин зависим от товарищей по команде.

Основными партнёрами Овечкина в первых двух сезонах были Дайнюс Зубрус и Крис Кларк. 

Зубрус провёл в НХЛ почти 20 лет, но, только играя с Овечкиным, он смог забить 20+ шайб и набрать 50+ очков, причём дважды подряд. Кларк без Овечкина набирал максимум 10+15=25. С Овечкиным 20+19=39 в сезоне 2005-06 и 30+24=54 в сезоне 2006-07. 

Глоры МакДэвида считают Пэта Маруна лучшей иллюстрацией того, как мощно их кумир умеет прокачивать партнёров по звену. В сезоне 2016-17 Марун, играя с МакДэвидом, набрал 27+15=42. За пределами Эдмонтона его лучшие показатели 11 шайб и 34 очка за сезон. Марун и Кларк это птицы примерно одного полёта, так что сравнение вполне корректно. Нетрудно заметить, что Овечкин прокачал Кларка заметно круче, чем МакДэвид Маруна.

Лет 10-12 назад в первом звене Вашингтона временами играли такие ветераны, как Сергей Фёдоров, Виктор Козлов и Майк Кнубл. Их лучшие годы остались уже позади, и вряд ли хоть один контедер в тот момент доверил бы этим игрокам столь ответственную роль. Однако в ударном звене Вашингтона они выглядели вполне достойно, хотя личные рекорды результативности, конечно, не обновили. Игра рядом с Овечкиным позволила этим трём хоккеистам на высокой ноте закончить НХЛовскую карьеру, а Кнублу ещё и прилично подзаработать. 

Никлас Бекстрем заслуживает отдельного разговора, поскольку этот персонаж превратился в устоявшийся миф.

Когда в 2006 году Бекс был выбран под общим 4 номером, было предельно ясно, что руководство Кэпс видит его в роли первого центра на много лет вперёд. Но Бекс отнюдь не сразу начал играть в одном звене с Овечкиным. Осенью 2007 г. Вашингтон играл слабо, плёлся на последнем месте в лиге, как следствие сочетания игроков постоянно менялись. Но наиболее устойчивыми были национальные связки Овечкин – Козлов и Бекстрем - Нюландер старший. За 21 игру при Хенлоне Бекс набрал 9 (1+8) очков. 

Прямо скажем, не густо. За всё это время Овечкин и Бекс совместными усилиями соорудили всего лишь одну шайбу.

В самом конце ноября Вашингтон возглавил Брюс Будро. В первой же игре под его чутким руководством Бекс забил в OТ с передачи Овечкина. Ближе к НГ первое звено приобрело свой окончательный вид Овечкин-Бекстрем-Козлов.

Оказавшись в одном звене с Овечкиным, швед расцвёл буквально на глазах и после рождественского перерыва набрал 51 очко в 51 игре! Если бы Бекстрем провёл на этом уровне весь сезон, то имел бы все шансы обогнать Кейна в борьбе за Колдер Трофи. Но, пара месяцев без Овечкина в тройке и все надежды на Колдер рассеялись как утренний туман. А ведь для Бекстрема это был, пожалуй, единственный реальный шанс на индивидуальный приз.

Нельзя сказать, что Овечкин и Бекстрем постоянно играли в одном звене. Овечкин какое-то время сыграл и с  Сергеем Федоровым, а потом и с Майком Рибейро. Можно даже вспомнить легендарную тройку Грэбб-Бигл-Овечкин. Всё-таки на протяжении 10 лет базовым вариантом оставалась связка Овечкин-Бекстрем.

Однако перед чемпионским сезоном 2017-18 Барри Тротц твёрдо решил сделать ставку на сочетание Кузнецов-Овечкин. Спустя месяц ситуация выглядела примерно так.

 

Вот и пришлось Овечкину вновь, как в старые добрые времена, брать на буксир своего скандинавского товарища. Воссоединение состоялось в 23-ем матче сезона.  Результативность центрфорвардов Кэпс в первых 22 играх без учёта очков, набранных в большинстве: Кузнецов 13, Эллер 11, Бекс 7, Бигл 5.  Комментарии, как говорится, излишни.

И вот наступил триумфальный розыгрыш КС, в котором Овечкин и Бекс играли в разных звеньях. Результативность 12 основных нападающих Кэпс без учёта очков, набранных в большинстве и в пустые ворота: Кузнецов 19, Овечкин 16, Уилсон 14, Эллер 11, Оши, Конноли, Смит-Пелли по 8, Бекстрем, Бигл, Врана, Стефенсон по 7, Бураковски 6. Только Бурый набрал на очко меньше Бекса, но он и пропустил 11 игр, а Бекстрем 4.

Ещё одна деталь. Во втором звене на постоянной основе играли Бекстрем и Оши. В качестве третьего партнёра поочерёдно побывали Бурый, Стефенсон и Врана. Так вот, Оши забросил 8 шайб, из которых 6 в большинстве и ещё 2 в пустые ворота.

«Гениальный» распасовщик Бектрем  за 3,5 раунда так и не сподобился прокачать Оши хотя бы на одну заброшенную шайбу в равных составах.

Стоило Бекстрему и Овечкину каким-то случайным образом одновременно оказаться на площадке в самом конце третьей игры с Питтсбургом, как случился гол, значение которого невозможно переоценить.

В этом весь Бекстрем. Тихий актёр второго плана.   

Завершая разговор о Бекстреме. Можно встретить на просторах сети вот такое. 

Что на самом деле?

Шоу получило продолжение. 

На момент остановки сезона из 48 голов Овечкина, Бэкстрем напрямую приложился только к 6, пару раз праймери ассистом послужило выигранное вбрасывние. 

Таким как Ланкашир объяснить ничего невозможно, никакими фактами не переубедишь. Всё-таки правильно говорят в народе: «Старого кобеля новым штучкам не обучишь». Даже если он ланкаширской породы.

Овечкин, играя поочерёдно с Зубрусом, Бексом, Фёдоровым, Кузнецовым вот уже 15 лет является уникальным суперснайпером. Трудно заметить явную зависимость от какого-то конкретного партнёра. Представим ситуацию, что никакого Бекстрема в Вашингтоне нет, и никогда не было. Быть может, в таком случае Овечкин был бы вынужден много лет подряд играть с кем-то вроде Бигла? Нет, конечно. Где-нибудь отыскали бы условного Кайла Турриса, с которым Овечкин всё так же регулярно выбивал бы полтосы и брал Ришары, а хомячки спешили бы короновать этого самого Турриса.

Этим Овечкин принципиально отличается от Бретта Халла. 

Если бы не три аномальных сезона в Сент-Луисе, в частности с Оутсом, то младший Халл в историческом плане был бы кем-то вроде Бондры на максималках.

Немного погодя Оутс установил карьерный максимум, играя с великовозрастными новичками Квартальновым и Жюно в Бостоне. Тем времен Халл только ещё лишь раз всерьёз поборолся за звание лучшего снайпера сезона, уступив в итоге в гонке.

Сёмин и Кузнецов чем-то очень похожи. Два безумно талантливых раздолбая, коими так богата русская земля. Находясь в ударе, они способны (были) феерить по полной программе даже с весьма заурядными партнёрами по звену. В этом состоит их принципиальное отличие от того же Бекстрема, но всё же свой самый лучший и запоминающийся хоккей они показали, играя с Овечкиным. Для Кузнецова это, бесспорно, победный розыгрыш плей-офф 2018.

У Сёмина нет столь однозначного пика в карьере. Но свой самый результативный сезон 2009-10 он провёл в звене с Овечкиным и Бекстремом, хотя нередко его подменял Кнубл. Можно вспомнить и ЧМ 2008.

Вот что хочется подчеркнуть. Играя с Овечкиным, Сёмин и Кузнецов отнюдь не выглядели подмастерьями. Они не совсем уходили на второй план, неплохо раскрыли себя, свои таланты и продемонстрировали свой самый яркий и результативный в карьере хоккей.

Казалось бы, мелочь, но реальность такова: далеко не каждый суперснайпер способен выставить своих партнёров в выгодном свете. Об этом мы ещё поговорим, правда, не сегодня.

После того, как Вашингтон выбрал на драфте под общим 16-м номером Тома Уилсона, народ пребывал в лёгком недоумении. На первый взгляд Том выглядел заурядным игроком для нижних троек, и было не совсем непонятно, зачем на него потратили столь высокий пик. Правда, нашёлся один умный человек, который объяснил, что в Уилсоне видят некое подобие Лучича. Народ призадумался, но мало у кого хватило фантазии представить Тома в качестве лучшего силового форварда лиги. В первых 4 сезонах он ни разу не смог забить больше 7 шайб, набирая примерно по 20 очков. Всё резко поменялось в чемпионском сезоне, по ходу которого была создана ударная тройка Овечкин-Кузнецов-Уилсон. В победной кампании Том пропустил 3 игры и почти не выходил в большинстве, но, тем не менее, внёс огромный вклад в общую победу, набрав целых 15 очков. Ещё одна любопытная деталь. Оказавшись с Овечкиным, Уилсон сразу обставил по очкам Лучича, который в это время частенько выходил на лёд вместе с МакДэвидом.

Конечно, Лучич был уже не тот. Сказать, что он обуратинел, это значит обидеть Буратино. Мы не будем обижать Буратино. Скажем иначе. За пару лет игры с МакДэвидом, Лучич превратился в самое натуральное посмешище. Впрочем, для Уилсона это далеко не предел. Если ему всё-таки удастся провести полновесный сезон безо всяких дисквалификаций и коронавирусов, то он вполне может замахнуться на лучшие сезонные показатели Лучича. А ещё поражает та лютая ненависть, которую питают к Тому злейшие враги Вашингтона и персонально Овечкина. Это поистине бесценно. Смотришь на Тома Уилсона, и душа радуется! Какие всё-таки орлы растут рядом с Овечкиным!

Из общего ряда выбивается всего лишь один случай. Маркус «Мешок» Юханссон это, пожалуй, единственный игрок, который за долгое время игры с Овечкиным так и не смог извлечь из этого никаких особых дивидендов. У Юхи в целом по карьере 0,5 балла за игру, да и сам Юханссон не очень-то способствовал голевым подвигам Овечкина. Та самая ситуация, когда в сочетании игроков нет химии.

Ещё занимательный факт: с тех пор, как в сезоне 2002-03 Форсберг и Хейдук набрали полезность +52, только защитник Вашингтона Джефф Шульц 10 лет назад смог добрался до отметки +50 за сезон. В том году ударная пятёрка Кэпс Грин-Шульц, Овечкин-Бекстрем-Сёмин в полном составе заняли 5 первых мест в лиге по полезности. Причём единоличным лидером оказался самый неприметный Шульц.

Как так получилось? В большинстве можно не только забить, но и пропустить. Чтобы учесть этот фактор, в НХЛ есть такой показатель «Net PP%». Из заброшенных шайб в большинстве вычитают пропущенные, после чего делят на число попыток. Вашингтон стал безоговорочным лидером по этому показателю: 1.Кэпс 22.7%, 2.Кэнакс 19.1%. При этом Вашингтон пустил 8 "шортхэндидов" соперника. То есть спецбригада большинства Кэпс лучше всех в лиге выполнила свою задачу, а в награду за всё за это им прилетела целая охапка минусов. В результате никчёмный Шульц, который никогда в жизни не играл в большинстве, выполз на первое место в лиге, оставив на втором Овечкина. Абсурдная ситуация. Так или иначе не без участия Овечкина заурядный защитник оставил след в истории лиги.

Никогда не соглашусь с существующей методикой расчёта коэффициента полезности, которая искусственно занижает игроков атакующего плана. Ассиметричные ситуации (неравные составы, пустые ворота) ни в коем разе нельзя учитывать при расчёте +/-.

Суммируя вышесказанное, можно уверенно констатировать, что игра в одном звене с Овечкиным, за крайне редким исключением, оказывает благотворное влияние на статистические показатели его товарищей по команде. Тема очень обширная, и поэтому поведём итоги в следующем выпуске.