КХЛ на чемпионате мира. 2014 год. Миротворец Знарок и секретное оружие
Золото 2014 года — пока последнее для сборной России на чемпионатах мира. И добывать его пришлось без главного тренера, дисквалифицированного перед финальным матчем
Сергей Калинин и Владимир Денисов. Фото: Владимир Беззубов
По сложившейся со времени распада СССР печальной традиции в олимпийском сезоне сборная России отправлялась на чемпионат мира с реваншистским настроем — требовалась реабилитация за в той или иной степени неудачу несколькими месяцами ранее. Степень неудачи 2014 года была весьма велика — на домашней олимпиаде команда-мечта, собранная целиком на базе НХЛ, срезалась уже в четвертьфинале, бесцветно проиграв финнам 1:3. И осталась без каких бы то ни было медалей, хотя даже бронза в Сочи была бы воспринята как провал. Имелся мотив и для тех, кто любит утверждать, что олимпийские неудачи успехами на чемпионате мира не компенсируются — год назад на мировом первенстве россияне также не вошли в число призёров, в том же четвертьфинале потерпев чувствительное поражение от американцев 3:8. Так что, с какой стороны ни посмотреть, мотивов для реванша хватало.
На минский чемпионат мира главный тренер Олег Знарок призвал девять хоккеистов из НХЛ и 16 — из КХЛ. Общее количество КХЛовцев на турнире перевалило за сотню (101), а единственной сборной, в которой таковых не было, осталась Италия — занявшая в итоге предпоследнее место и покинувшая высший дивизион.
Сам чемпионат одно время находился под некоторой угрозой срыва — толерантные политиканы, которых хлебом не корми, дай только запретить что-нибудь инакомыслящее, требовали сначала лишить Белоруссию права на проведение турнира (и даже приняли по этому поводу резолюцию в европарламенте), а затем призывали страны-участницы к бойкоту. Им назло турнир прошёл на высочайшем уровне, а президент ИИХФ Рене Фазель назвал его лучшим не только на своей памяти, но и вообще во всей истории. Рекорд посещаемости, десять лет удерживаемый Чехией (552 097), был бит уже в четвертьфинале; а всего матчи посетили 643 434 болельщиков.
Финал неравных составов
Миикко Саломяки и Александр Бурмистров. Фото: Владимир Беззубов
Реабилитироваться сборной России удалось по всем фронтам. И глобально — выиграв десять матчей из десяти и завоевав золото; и персонально — как за недавнюю олимпиаду, так и за прошлогодний чемпионат мира. В группе наши без проблем раскатали американцев (6:1), а с олимпийскими обидчиками встретились дважды, и второй раз — по законам жанра — в финале. В финал этот сборную Суоми протащил блистательный Пекка Ринне, хотя поначалу дела у неё складывались хуже некуда. Два первых матча — Латвии и России — финны проиграли, и к концу предварительного этапа ситуация сложилась так, что от них уже ничего не зависело. Выручили швейцарцы, обыгравшие в последний день латышей, что позволило Финляндии удержаться на четвёртом месте. В четвертьфинале финны перебороли канадцев, оставив их без медалей в пятый (!) раз подряд, а в полуфинале «засушили» чехов.
Россия же прошла в финал через Белоруссию и Швецию, и в последней игре произошёл инцидент, который вполне мог повлиять на самый главный матч. За 11 секунд до сирены Микел Баклюнд в ситуации, совершенно того не требовавшей, сбил с ног Сергея Плотникова, что едва не привело к массовой драке. А также — без «едва» — к перепалке на скамейках, в ходе которой Олег Знарок призвал разбушевавшегося ассистента тренера шведов Рикарда Грёнборга к сдержанности во избежание чего-нибудь неприятного для него.
ИИХФ миротворческую деятельность Олега Валерьевича не оценила, и приняла беспрецедентное решение дисквалифицировать его на золотой матч. Так что на финал сборную России вывел Харийс Витолиньш, а Знарок осуществлял общее руководство с трибуны посредством рации.
Игра получилась достаточно зрелищной, но исход её определила, главным образом, дисциплина — точнее, её отсутствие. Тон был задан судьями, в самом дебюте откровенно проспавшими фол Евгения Малкина, вполне тянущий на «2+10». Не дождавшись от арбитров высшей справедливости, финны разозлились и попытались восстанавливать её самостоятельно, что привело к разного рода стычкам в завершении практически каждого острого эпизода. Наши в долгу не оставались, и в итоге без малого треть встречи соперники провели в неравных составах: Финляндия провела в большинстве восемь с половиной минут, Россия же — 11 минут и 12 секунд (и ещё 29 секунд у финнов и 2:05 у наших было «сэкономлено» благодаря досрочным выходам оштрафованных вследствие гола).
Четыре шайбы из пяти россияне забросили в численном преимуществе, причём победную — третью — соорудило секретное оружие Знарока и Витолиньша, спецбригада из пяти нападающих: Александр Овечкин с Малкиным в роли защитников и Плотников, Виктор Тихонов и Данис Зарипов в атаке.
Герой. Виктор Тихонов
Виктор Тихонов. Фото: Сергей Федосеев
Виктор Тихонов, тогда выступавший за СКА, начал турнир в третьем звене, с Андреем Локтионовым (во второй игре — с Сергеем Калининым) и Зариповым. С третьего матча он вместе с Овечкиным и Плотниковым составил ударное трио, а в последней встрече группового турнира, когда Овечкину дали день отдыха, перешёл во второе звено к Малкину и Николаю Кулёмину — да там и остался. С магнитогорцами результативность Виктора снизилась, но запаса хватило, чтоб стать лучшим снайпером (8 шайб) и бомбардиром чемпионата (16 очков), а также быть признанным лучшим нападающим и войти в символическую сборную. Кстати, о символизме: последний гол на турнире забил именно Тихонов. Он же, вместе с Антоном Беловым, достиг лучшего показателя полезности (+10).
Кто ещё отличился
Александр Салак. Фото: Сергей Федосеев
Александр Салак (Чехия/СКА). Стал единственным вратарём на турнире, отыгравшим все десять матчей, и был лучшим игроком своей сборной.
Йори Лехтеря (Финляндия/«Сибирь»). Наряду с Ринне был главной движущей силой, обусловившей выход финнов в финал. Набрал 12 (3+9) очков — что лучший результат чемпионата среди нероссиян.
Михел Миклик (Словакия/«Слован»). Вёл за собой скромную сборную Словакии, в семи матчах набрав 11 (4+7) очков.
Сергей Костицын (Белоруссия/«Авангард»), Артурс Кулда (Латвия/«Салават Юлаев»), Максим Семёнов (Казахстан/«Барыс»). По опросу тренеров сборных стали лучшими в своих командах.
Цитата
Сергей Плотников и Олег Знарок. Фото: Владимир Беззубов
Олег Знарок, главный тренер сборной России — об инциденте в полуфинальной игре с Швецией:— Я эмоциональный человек, а со стороны шведов была провокация. Грёнборг первым выскочил к заградительному стеклу. Не знаю, что швед говорил, но сам, считаю, поступил правильно. Ситуация могла перерасти в массовую драку, а я всё отвёл на себя. Обидно было за фол против Плотникова, потому что он выходит на лёд на уколах. Под вопросом было его участие в финале, но это мужественный человек, хочет доиграть до конца. А в остальном: я такой, какой есть. Если буду менее эмоционален — это может пойти во вред команде.