Цифры с потолка. У КХЛ опять бессмысленная стратегия?
На этой неделе состоялось совещание руководителей клубов КХЛ - на нем, наконец-то, Лига немного пролила свет на то, как будет работать знаменитый «потолок» зарплат, который уже долгое время торжественно нам анонсируют.
Сомнений в том, что потолок - эффективная мера, не осталось почти ни у кого. Пожалуй, строгое и умное регулирование и вправду поможет КХЛ, но ключевые слова здесь - «строгое» и «умное».
Дмитрий Чернышенко, как и его команда, никогда не работали ни в клубах, ни в спортивных лигах. Часто повторяется, что эти ребята «нехоккейные», но сейчас это звучит не как упрёк, а как констатация факта. Всех нюансов работы они не знают, и даже если в красивых графиках и стратегиях на 100 листов они эксперты - это еще не значит, что всё будет работать как надо «на практике». Потому что даже если 1000 раз повторить мантру про «продукт», «бизнес», «стратегию» и «НХЛ тоже бизнес», то на ровном месте «как в НХЛ» не получится.
Во-первых, это самый «мягкий» из «жестких» потолков, какие я только видел. В него не входят бонусы как таковые, а в случае выхода команды в финал конференции, хоккеисты могут быть премированы вообще, считай, как хочешь. «Юмор» ситуации в том, что если для одних такой нежданный «бонус за топ-4» может стать инструментом стимуляции игроков (например, для команды к числу грандов не относящейся, типа «Барыса» или «Спартака»), то другие, как тот же ЦСКА, могут этот самый «нелимитированный» бонус обговаривать хоть летом при заключении контракта. Сделайте жесткий потолок, выше которого тратить нельзя ни копейки - и вот тогда и начнется настоящее «творчество» для генеральных менеджеров. К сожалению, руководство КХЛ ясно дало понять, что к такому шагу они не стремятся.
Во-вторых, откуда вообще взялась сумма именно в 900 миллионов рублей? Это специально чтобы «меньше миллиарда»? Или в чем суть, чем она была рассчитана?
По-хорошему, группа специалистов - не специалистов по рисованию графиков, а специалистов по хоккейному менеджменту - должна была провести ревизию контрактов и путем математического расчета и анализа рынка выработать концепт реальной команды КХЛ, которая заключила реальных контрактов в рамках потолка 900 миллионов рублей - и еще и реально на что-то претендует.
В реальности же, потолок в 900 миллионов едва ли подходит даже середнякам. При цене контракта «звезды» в 100 миллионов рублей, пригласив троих таких игроков, на остальных 22 придется серьезно экономить. Мало того - пока клубы активно запускают «чистые фармы» в ВХЛ, выстраивая клубную систему, которая долгие годы была декларирована как светлый путь к будущему, контракты игроков «Вышки» тоже хотят включить в этот потолок. Это приведет к тому, что вызывать такого игрока просто не будет смысла - например, в ВХЛ он получает 3 миллиона рублей, но в КХЛ-то по двустороннему контракту - 15. И всё, 15 не вписываются.
При этом хоккеисты в этой схеме воспринимаются как 100% «крепостные», которым «виртуально» можно срезать 30-50 процентов зарплаты и они будут только рады, лишь бы остаться играть для родных болельщиков, купивших билет за 100 рублей. Возможно, господин президент вооружился данными Росстата по инфляции, что и подвигло его вручную урезать контракты всей КХЛ. Ну пусть тогда себе зарплату срежет на 30 процентов, раз так всё хорошо в стране. Причем действенный путь снижения контрактов - снятие лимита на легионеров - даже никто не обсуждает.
Да и само представление, предположение о том, что игроки, оказавшись придавленными новым «потолком», разбредутся по клубам КХЛ, обманчиво… Иностранным клубам русские хоккеисты не шибко нужны. А российские клубы вроде «Северстали» и «Нефтехимика» на радостях от нового потолка (900) не побегут увеличивать выделенный регионом или хозяином завода годовой бюджет (500), просто потому что Дмитрий из Москвы так решил.
Ну и в конце концов, пока нам «втирали» про поощрение хоккеистов клубами в виде «квартир» и «устройств жён на работу», наши доблестные «журналисты» засунули голову в песок и так и не спросили Чернышенко, как они собрались регулировать ситуацию, когда условный Шалунов рекламирует сеть АЗС «Роснефть» - даже без логотипа ЦСКА в кадре, а контракт заключен напрямую с госкомпанией (а еще лучше через оффшор с юрисдикцией Сан-Томе и Принсипи).
В начале своего президенства Дмитрий Чернышенко твердил как мантру «сильная лига - сильная сборная». У победы на ОИ 2018 оказалось слишком много «отцов», однако получив «своё» (регресс лиги как в спортивным, так и в бизнес плане не стал поводом к смене рулевого Первым), Чернышенко больше этим постулатом не докучает. Интересно, почему? Смена курса? То есть «гробить» лигу до Олимпиады было нужно, чтобы сразу после неё… начать «мочить» её в другом направлении?
Я не вижу никакой корысти в его действиях. Просто некомпетентность, незнание предмета. А ещё - интересы группы генменеджеров, причем далеко не СКА и ЦСКА. Они не хотят договориться «на берегу» о понятных общих условиях. Они молчат сейчас, чтобы искать свою выгоду в ситуации потом.
Значит все хорошо в нашей лиги, иначе из за чего паника у автора?