CПб. Шайба. 65. Часть 2. 1947-50
Итак, канадская новинка прижилась в Советском Союзе и в городе трёх революций в частности и хоккейный маховик потихоньку раскручивался...
Во втором сезоне в истории отечественного хоккея Ленинград был представлен несколько иначе, чем в первом. Чемпионат 1947-48 был единственным, в котором ни в одном из эшелонов (коих уже стало два) не было армейской команды с берегов Невы. Вместо ЛДО им. С.М.Кирова место среди сильнейших хоккейных клубов страны получила дружина, представлявшая Кировский же завод – Дзержинец. Сразу заметим, что заводская команда под разными именами и в разные периоды представляла Ленинград немало лет. Таким образом, среди 10 клубов первой группы (игравших в два круга) образовалось невское сине (Дзержинец) – голубое (Динамо) сочетание.
Обе команды чемпионат начали дома: 14 декабря на стадионе “Большевик” динамовцы обыграли каунасский Спартак 9-1 в присутствии 2000 зрителей, а на следующий день заводчане там же уступили 3-6 таллиннскому Динамо, что увидели 1000 присутствовавших. По матчу таллиннских и ленинградских одноклубников, игравших на одноимённом питерском стадионе 17 декабря (эстонские хоккеисты снова выиграли и снова 6-3), “Советский Спорт” заметил, что “судьи излишне допускали разговоры на поле”. Впрочем, бывало, разговорами не ограничивалось. Вот что происходило в одном из матчей динамовцев – с динамовцами же столичными, по описанию всё того же “Советского Спорта”: “Москвича Медведева «принимают» на бедро у борта. В ответ слышится брань. Тут же Толмачёв бьёт локтём в грудь ленинградца Викторова. Через минуту Викторов бросает на борт Поставнина. Тот также грубит. Капитан ленинградцев Вал. Фёдоров клюшкой сразмаху «опоясывает» Медведева и т.д., и т.п”.
Судьба команд по ходу чемпионата оказалось разной: динамовцы были мастеровитее кировцев. В итоге, Динамо заняло пятое место с 17 очками в 18 матчах (забив и пропустив по 64 шайбы), Дзержинец закончил сезон девятым с семью (при этом получив целых 119 шайб в ответ на 31 забитую). Заметим, что первое в истории внутрипитерское противостояние на высшем хоккейном уровне завершилось в пользу Динамо – 6-0, 8-3.
Как уже было сказано выше, в 1947 г. в нашем хоккее появился второй эшелон, и Ленинград также не остался там без своих представителей. В центральной зоне 2-й группы среди 8 клубов было трое из Северной Пальмиры. Результаты их таковы: команда ГОМЗ (нынешнее ЛОМО) заняла 6-е место, Спартак (в котором начал свой путь в канадском хоккее будущий армейский снайпер Беляй Бекяшев) третье, а СКИФ, представлявший Институт Лесгафта – второе, причём в пяти матчах из четырнадцати студенты забросили двузначное количество шайб. СКИФ вышел в финальную четвёрку, игравшую в Молотове (нынешняя Пермь). Студенты заняли там второе место, уступив в таблице победное проходное место челябинскому Дзержинцу, которые ныне известен как Трактор – “благодаря” тому, что уральцы забили в финальном турнире на одну шайбу больше.
Сезон 48-49 сложился для ленинградцев – участников элиты хуже предыдущего. Динамо заняло лишь восьмое место, а Дзержинец и вовсе последнее десятое, с нулём в графе “победы” и покинув по итогам сезона первую группу. Стоит отметить результативность Анатолия Викторова, забившего за динамовцев 22 шайбы и ставшего пятым в списке снайперов по итогам чемпионата. В очных матчах динамовцы оказались в сумме снова сильнее заводчан – 3-3, 6-3.
Во второй группе Ленинград представляли на этот раз уже четыре команды, причём всего в их 1-й зоне было семь команды (остальные представляли Минск, Ригу и Москву). Оптики из ГОМЗ заняли шестое место, Спартак – пятое, а вернувшиеся в строй армейцы (команда Окружного Дома Офицеров) – третье. Повторил свой результат СКИФ – второе место и выход в финальную четвёрку. В турнире, проходившем в Москве, студенты одержали лишь одну победу и заняли третье место, однако очень кстати подвернулось расширение первой группы до 12 команд. В результате, количество ленинградских команд в элите осталось неизменным – место заводчан, временно прекративших своих выступления во всесоюзных турнирах вообще, заняли лесгафтовцы.
Забегая вперёд, скажем, что отыграли “физкультурники” в элитном дивизионе чемпионата СССР только один сезон. И при этом ещё умудрились пережить, так сказать, ребрендинг. Начала команда сезон 49-50 под тем же именем, что и заканчивала предыдущий – СКИФ. Однако, в “Советском Спорте” за 17 декабря 1949 г. стоит название “Большевик” (СКИФ), а неделей позже команда фигурирует уже как просто “Большевик”. Посему в справочниках и таблицах разных лет можно увидеть путаницу – где-то пишут СКИФ, где-то – Большевик, хотя последний вариант стал со временем более распространённым.
СКИФ начал сезон не так уж и плохо – в частности, на стадионе “Динамо”в Москве 6 безответных шайб влетело в ворота вышедшего вместе со студентами в элиту московского “Локомотива”, при этом ленинградцы сумели выстоять в двойном меньшинстве.
Однако эта победа надолго оказалась единственной для ленинградцев, причём из обоих команд. К Новому Году ситуация была откровенно безрадостной: СКИФ/Большевик шёл 9-м, имея 3 очка в шести матчах, Динамо же и вовсе находилось среди тройки аутсайдеров, которые умудрились остаться без набранных баллов. Но затем дела лесгафтовцев-“большевиков” пошли на поправку и в итоге им досталось 7-е место с 17 очками в 22 матчах. Динамо же стало лишь 11-м, набрав 10 очков и пропустив больше всех шайб (117). Во внутриленинградских матчах сильнее был Большевик – 5-2, 5-3.
Во 3-й зоне второй группы вместе с командами Риги, Каунаса и Минска играли ленинградские армейцы и спартаковцы. В этой пятёрке они заняли соответственно четвёртое и третье место.
Возможно, армейцы с Невы задержались бы во втором эшелоне (а точнее, в первенстве РСФСР, т.к. в 1950 г. вторая группа была закрыта) ещё какое-то время, но тут в историю вмешался случай. Но об этом – в следующий раз (если он таки будет – надеюсь, что будет).