В КХЛ не осталось русских атакующих защитников. Ветераны не нужны, молодым не доверяют
В топе сплошь иностранцы.
Недавно мы с ужасом осознали, что КХЛ опустела: даже СКА растерянно стоит на рынке, где уже не может включить мощный пылесос, как осенью 2015-го. Оскудение таланта заметно на всех позициях – но с разыгрывающими защитниками оно было видно уже в довольно благополучные для КХЛ предолимпийские времена. Почти все русские клубы заранее забивают одну из позиций легионера на защитника с первым пасом под большинство. Чисто русской обороной играют только «Автомобилист» и «Магнитка», которая расторгла Пола Постму после старта сезона – как видно, получается у них не очень.
Когда в КХЛ еще были звездные защитники с атакующим потенциалом, мы их не ценили. Достаточно посмотреть на пример Кирилла Кольцова. Ему принадлежит лучший сезон среди русских защитников в истории КХЛ (48 очков – 2014/15), причем не в благополучном «Салавате» времен Быкова и Захаркина, а в команде, где воевали главный тренер и генеральный менеджер. А до этого у него была еще пара сезонов на 35 очков.
При всем этом у Кольцова лишь один чемпионат мира, и тот в последний год эры отказников (в 2006-м). Никого из тренеров не впечатляло то, что он делал в чужой зоне — смотрели только на косяки в своей. Но когда Кольцов и его поколение ушли, заменить их оказалось некому.
Почти все звездные защитники конца нулевых либо закончили с хоккеем, либо ждут вариантов на рынке свободных агентов. Евгению Медведеву хоть и 37, но в прошлом году он был третьим русским защитником по набранным очкам — и все еще без контракта. Илья Никулин еще в прошлом сезоне набрал 20 очков, но пока находится в неясном статусе без клуба.
В локаутном сезоне-2012/13 в топ-10 среди защитников было 8 русских игроков, причем только Сергей Гончар приехал из НХЛ. Из этих восьми всплеск Рената Мамашева был однократным — остальные заслуженные люди: Белов, Калинин, Никулин-Медведев, Прошкин. Тот сезон был пиковым для наших защитников — уже через год из хит-парада вынесло половину, и обратно никто не вернулся.
Сейчас в топ-10 остается лишь два наших игрока: Вячеслав Войнов, который и сейчас бы играл в НХЛ, если бы не бил жену, и 34-летний Яков Рылов — защитник, которого в эпоху Никулиных-Медведевых и основных составов на Евротуре вызывали в сборную спорадически, а на главные турниры — ни разу. Как же так получилось?
Нельзя, как в футболе, винить ДЮСШ в том, что они убивают атакующие порывы в игроках — в детском хоккее как раз ценятся креативные защитники с пасом, умеющие обострять, а не тяжелые куски мяса на коньках. История с разделением «лучшие в атаку, середняки в защиту, совсем отсталые в ворота» тоже закончилась — и это видно по уровню вратарей, которых готовит наша школа сейчас. Почему же с защитниками провал?
Во-первых, гиперконцентрация паспортных талантов в базовых клубах, которой не было в «медведевский» период КХЛ. В «Салавате»-2011, который был базовым клубом неофициально, играли два защитника-легионера, а в четвертой паре выходили молодые. В СКА-2011/12, который тогда еще не сметал все, что нравилось, в низших парах играли в основном домоседы (Петров, Семенов, Воробьев, Вишневский). Потом ситуация поменялась: СКА на этапе максимального приближения к уровню сборной мог поставить рулить большинством любого своего защитника, за исключением откровенно оборонительных Рукавишникова и Юдина. Это было абсолютно ненормально.
Даже защитники олимпийской сборной могли сидеть в ротации — ведь как можно догадаться, если у вас вся защита собрана из олимпийцев, то кому-то просто не хватит времени (особенно в большинстве), которое человек мог получать в «Амуре» или «Торпедо», а вместо этого блокирует броски в третьей паре. Антон Белов, лучший защитник мира по состоянию на осень-2012, который был так хорош в «Авангарде», переподписал контракт под будущий потолок зарплат, после чего стал проводить половину игр в запасе.
При этом, если вы помните, перед Олимпиадой-2018 все равно встал вопрос о том, кто будет основным защитником под большинство — у базовых клубов в спецбригаде играли легионеры, даже Войнов в Петербурге уступал место в первой спецбригаде Херсли и его щелчку. Государственная задача была выполнена в Пхенчхане, а большая двойка клубов перестала переедать и отпустила «лишних» игроков – правда, они уехали не в «Амур», а в АХЛ.
Далее, провал можно искать в моменте перехода из молодежного хоккея во взрослый. Давайте посмотрим, как складывались карьеры у лучших бомбардиров сборной на МЧМ.
2010 — Максим Чудинов: его лучший сезон так и остался в «Северстали» в 22 года, где он был лидером обороны и важной фигурой большинства. В СКА, как ни крути, он был только одним из, а потом еще и сдал по игре в целом, поэтому его и обменяли в «Авангард».
2011 — Дмитрий Орлов. Играет в НХЛ (как и Иван Проворов из 2016-го).
2012 — Никита Нестеров. Его очень странно использовали в «Тракторе», периодически выпуская в атаке. Переход в фарм «Тампы» чаще всего оказывается полезен — в общем-то, Нестеров дорос до неплохого защитника третьей пары с некоторыми навыками большинства, но переход в ЦСКА снова сделал его одним из многих.
2013 — Альберт Яруллин. Приход Дмитрия Квартальнова пока очень помогает защитнику: по очкам среди наших он третий после Рылова.
2014 — Никита Задоров. Та сборная больше пользовалась щелчком Большого З, а не его пасом (у Задорова 4+1), а в «Колорадо» предпочитают использовать его силовую сторону.
2015 — Зият Пайгин. К вопросу о гиперконцентрации таланта: Зият выдал огенный сезон в «Сочи», после которого его выдернули обратно в «Ак Барс», лишили большинства и оставили чисто оборонительные функции — естественно, он перестал набирать очки. Такая же ситуация произошла и в «Локо», и только в «Сочи» и «Нефтехимике» Зият снова в порядке.
Помимо этого, защитники в России все равно развиваются хуже, чем в Канаде или Швеции/Финляндии. Проворов, Сергачев, Задоров — молодые русские топы, которые сейчас играют в НХЛ, росли в канадских юниорских лигах. И они, в отличие от большинства нападающих, явно выиграли от переезда, потому что в CHL от хорошего защитника требуется активная игра.
Это происходит не только из-за того, что у многих тренеров на взрослом уровне защитник пассивно болтается у синей линии и не может рисковать — у нас слишком долго не работала система перехода во взрослый хоккей. В НХЛ защитники в целом созревают гораздо дольше — они либо варятся лишние год-два в АХЛ, либо проводят 3-4 сезона в студенческой NCAA, где в два раза меньше игр, чем в канадских юниорках или НХЛ, и игроки больше времени уделяют тренировкам.
Давайте посмотрим на пример НХЛ: из 20 самых результативных защитников лиги лишь 5 запрыгнули в лигу, не проведя полного сезона в АХЛ или NCAA, которая становится хорошей промежуточной стадией между юниорским и взрослым хоккеем (Райлли, Шабо, Даути, Джонс, Летанг). Кто-то, как Тори Крюг, вообще рос очень долго – три сезона в студентах, один в АХЛ – зато в результате «Бостон» получил одного из лучших квотербеков лиги. Шведы же росли в своей лиге, где уже давно научились выпускать мобильных защитников с первым пасом пачками.
В России ВХЛ как лига развития долгое время не работала вообще. Только недавно ФХР в кои-то веки приняла решение о сокращении возрастных игроков, а ведь до этого даже в «клубе-партнере» молодые закисали, потому что лучшее и самое сочное время забирал 30-летний дядька, который в КХЛ уже не попал бы. Посмотрим, например, на сезон-2015/16, когда КХЛ хотела создать параллельную «вышке» лигу фармов – из самых результативных защитников ВХЛ на уровень выше поднялся лишь один, причем Иван Гавриленко играл в «Адмирале» довольно утилитарную роль. Это все – остальные либо остались вариться в вышке, либо поехали в Румынию после введения лимита на 30-летних.
Независимые клубы постепенно вытесняются чистыми фармами, но эффект от этого мы увидим нескоро. Хотя первые плоды уже есть – Даниил Журавлев провел полный год в «Барсе» и теперь играет в большинстве так, что Игоря Ожиганова можно менять безболезненно для атаки. Конечно, если бы в Казани тренировал не Дмитрий Квартальнов, он вряд ли получил бы такой шанс, но система «Ак Барса» работает – в «клубе-партнере» 18-летнего парня могли бы безвылазно засунуть в третью пару.
Как почти любая проблема хоккея в России, отсутствие атакующих защитников — комплексный провал, который не решить работой только по одному направлению (или упорному «строительству катков», как завещала федерация). Но ничего безнадежного нет — 10 лет назад мы не знали, кого из вратарей брать на ЧМ, а теперь у нас их на три состава.
В Нижнем собрали очень стильную команду: высокий прессинг, креативные малыши, классные легионеры
Болельщики обожают парня, у которого 1 гол в сезоне. Из этого интервью вы поймете почему
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, Александр Кряжев; vk.com/h.c.neftekhimik; Gettyimages.ru/Vaughn Ridley
Допустим все способные парни бегают в нападении, но и где центры среди них? Защитники хоть какие-то интересные появляются, а с центрами грусть беспросветная((
Про пользу канадских лиг, через них пробились самые талантливые и то Задоров или Куликов обещали вырасти в гораздо большее, чем игроки функции. А так сейчас половина дефов НХЛ это не те кто играл в канадских юниорках Орлов, Зайцев, Гавриков, Любушкин - и большим талантом из них был только Дмитрий.
Вот были еще в Канаде считавшиеся способными Рубинчик, Минулин, Валиев и всякие разные Зборовские и Бойковы ко как-то не помогло им пока ничего. Поэтому говорить о том, что надо дефам бежать в лиги CHL не верный вывод.
СКА конечно зло, но при всем этом ну даже если это 5 пар дефов, ну должны быть в стране еще защитники. Как СКА помешал спрогрессировать условному Трямкину, о котором всерьез рассуждали в контексте ОИ.
"Защитники в России все равно развиваются хуже, чем в Канаде. Проворов, Сергачев, Задоров — молодые русские топы, которые сейчас играют в НХЛ, росли в канадских юниорских лигах (с) Все трое были топами задолго до отъезда в СА. Причем у Задорова атакующие навыки просто исчезли как класс. Почему никого кроме этих троих не развили там? "Материала" было предостаточно. Куликов, который должен был стать нашим главным атакующим защитником на долгие годы, доразвивался там до домоседа 3 пары, который в принципе уже не помнит, что такое игра в большинстве...
Талант он есть или его нет. Если 18-летнего середняка начать выпускать в большинстве и давать ему по 20 минут айс-тайма в КХЛ, это не поможет ему стать топовым атакующим защитником. Просто у нас выпало целое поколение. В начале статьи перечислялись последние ведущие игроки среди дефов, все они начинали еще в СССР. А потом был провал. Но благо традиции у нас богатейшие и отдельные игроки все равно появлялись, хотя и как правило всего в нескольких хоккейных центрах. Именно это поколение сейчас в самом хоккейном возрасте, поэтому и наскребаем с трудом на сборную. Но в последнее время все поменялось и значительно в лучшую сторону
В детском хоккее защитники - это в принципе придатки к тройке нападающих. А когда появляются чистые атакующие защитники (типа Артемия Князева и.. и.. с натяжкой Михаила Сергачёва, вообще больше никто не вспоминается), они играют роль 4-го нападающего, а не мозгового центра пятерки).
В детском хоккее сейчас нет такого понятия как защитник-"генерал", который дирижирует нападающими. Либо они "придатки", либо "4-е нападающие".
Может, дело в системе, которая развивает конкретные позиции, причем не самые системообразующие?