Семин в «Вашингтоне» был лучшим в мире – когда хотел. Большой хоккейный художник, которого не поняли
Супертехнарь – опасный, но ленивый.
Осенью 2005-го вполне могло показаться, что американская карьера Александра Семина закончилась после пяти десятков довольно противоречивых матчей, между которыми уютно умостились пара трудовых споров и штрафов. «Вашингтон» подал на него в суд — ничего особенного для середины нулевых, самого напряженного периода в истории отношений России и НХЛ.
Нельзя сказать, что конец карьеры Семина в «Кэпс» вышел идеальным, но между тем судом и переходом в «Каролину» Александр выдал шесть удивительных сезонов, в которых явил почти идеальный образ русского технаря, у которого не все дома. Карьера эта не уходила в жердевское буйство, дала один сезон с 40 шайбами и еще один близко к нему — и при этом люди все равно уверены, что Семин мог сделать в лиге намного больше. Просто подумайте.
Сбежал в самоволку на МЧМ и пропустил игру, опоздав на самолет
В 2003-м Семин приезжал в команду, сезон которой начинался как трагедия, а закончился как комедия. Если вы не читали о сезоне-2003/04, напомним: в «Вашингтоне» тогда играл действующий лучший хоккеист мира Яромир Ягр, который даже не разговаривал с главным тренером Брюсом Кэссиди. Команда, в которой было полно уже немолодых звезд, повалилась в середине сезона. После дедлайна «Кэпиталс» даже не изображали, что играют честно — тогда последняя команда лиги имела 48-процентный шанс на первый выбор драфта, поэтому в марте-апреле почти весь фарм-клуб подняли в основу.
А Семин умудрился даже на этом невеселом фоне учинить еще пару лишних скандалов. Уже то, что он прилетел в Вашингтон, абсолютно не владея английским, неприятно удивило многих. Посреди сезона Александр еще и без разрешения клуба сорвался на МЧМ — клуб пригрозил, что если там он получит травму, то будет оштрафован на всю сумму контракта. Обошлось.
На последнюю игру сезона Семин не явился вообще — опоздал на командный рейс в Питтсбург, купил себе отдельный билет на более поздний рейс, но его надолго задержали. В протокол Семина так и записали «не играл по транспортным причинам». Вполне возможно, это было связано с тем, что в предпоследней игре сезона Семин играл 4 минуты, в то время как Роман Тврдон (кто?) сыграл 17, Мел Ангелстад (а?) – 13, и даже Гэррет Строшейн (эээ?) получил 8.
Менеджмент «Кэпиталс» это не интересовало — Джордж Макфи грозил большими штрафами и сказал, что это «первый подобный случай в истории клуба». В 2007-м, когда Семина за опоздание отчислили уже из сборной, можно было понять, что этот случай стал лишь репетицией чего-то большего.
Остался в суперлиге из-за армии и не учил английский
Локаутный сезон Семин провел в «Ладе», а возвращаться в НХЛ не спешил — на второй сезон он остался в Тольятти, а на все угрозы из столицы отвечал, что его призвали в армию, и по договору с военкоматом он отбывает срок службы в хоккейном клубе. «Вашингтон» взвыл, подал в суд, где развели руками — судья постановил, что не в состоянии установить факт призыва Семина, но клуб не может запретить ему играть в Суперлиге. Менеджеры решили не доводить отношения игрока и клуба до ручки, как в случае Яшина с «Оттавой», и смогли договориться: Семин подписал двухлетний контракт и вернулся в клуб.
За два года в России Семин даже не сделал попытки выучить английский язык. Это приводило к комичным ситуациям: например, в игре с «Каролиной», действующим чемпионом, Семин забил два красивых гола, но ни один репортер к нему даже не подошел. Игру Семина хвалили в раздевалке «ураганов» — но никто не знал, что же о ней скажет сам Семин. А ему было все равно: «Если бы я знал английский, и репортеры бы со мной не говорили, возможно, я бы расстроился. А так мне просто наплевать». Английский, если что, Семин так и не выучил — пока он делал такие штуки на льду, от него этого и не требовали.
Статья в LA Times про Семина называлась «Другой Алекс», ясно показывая, что Алекс в Вашингтоне есть только один. Семин спокойно принял тот статус, который взял в Питтсбурге Евгений Малкин, прокомментировав так: «Я играю в хоккей не ради того, чтобы быть центром внимания». При этом в 2007-м, когда о рекордах Гретцки еще никто и подумать не мог, Семин частично снимал напряжение с главной звезды «Вашингтона»: «На Овечкина меньше давления, потому что на его позиции работает Семин и наоборот. Семину даже легче от того, что пресса чаще пишет про Ови», — говорил Джордж Макфи, который был уверен, что все проблемы раннего Семина были связаны с тем, что он еще слишком молод.
Называл Кросби деревяхой, творил нереальную красоту
Только вот через год после этих заявлений как раз незнание английского привело к тому, что Семин ляпнул нечто такое, что дико выделялось из обычных цитат игроков НХЛ, которые обычно можно цеплять к любому из сыгранных матчей. Речь зашла о Кросби, и чистая душа русского технаря не выдержала:
«Что вообще особенного в Кросби? Да, у него неплохое катание и видение площадки, но больше ничего нет. На Патрика Кэйна смотреть намного интереснее. Если вы возьмете деревяху и начнете ее раскручивать, то получите звезду — особенно если она наберет 100 очков. Никого не интересует мастерство. Представьте, если вы поставите человека на пятачок, от него срикошетит 50 голов, все скажут «Вау!», и он получит 10 миллионов в год». Тед Леонсис вынужден был оправдывать все это ошибкой переводчика. Большого скандала не случилось, но Семин стал прадедушкой будущих комментариев на Sports.ru.
Пока Семин забивал под 40 шайб за сезон, он мог говорить все, что не нарушало федеральное законодательство — его игра действительно была волшебной. Его лазершоты сейчас поражают тем, что в них есть какое-то спокойствие и даже ленца — как будто не собираешься дать шайбе скорость уровня «Феррари», а легко и просто кидаешь бутылку воды соседу по скамейке.
Просто посмотрите эту нарезочку, а потом закусите одним из последних голов Семина за «Вашингтон», о котором коллега Петухов в своем телеграм-канале вспоминает по меньшей мере раз в полтора месяца, и поймите, почему Семин так говорил о Кросби. Еще немного, и он бы выдал: «Да ты же просто робот, имитация хоккеиста. Разве робот может раскидать техникой нескольких защитников или развить кистевые броски до галактического уровня?».
Самый опасный парень в лиге. И самый ленивый
Семин в «Вашингтоне» представляется при ретроспективном взгляде таким большим художником от хоккея. Бывший игрок клуба Мэтт Брэдли так говорил о нем в 2011-м: «Семин настолько талантлив, что мог бы легко быть лучшим игроком в лиге, но по неведомой причине ему как будто наплевать». Через год примерно это же повторил Михал Нойвирт — еще один парень, который ежедневно тренировался с Семиным: «Талант? Огромный. Но не желает пахать».
Мотивы художников вообще часто остаются загадкой — Семин тут ничем не отличается от Сальвадора Дали, который, случалось, голым гарцевал на швабре, размахивая шашкой. Зачем нужны голы Кросби, если в них нет эстетики? Ну и много эстетики в этом вашем плей-офф? Разве художники пашут в поту, чтобы развить свой талант?
И вот все с Семиным так. Увидел в Олимпийской деревне Ванкувера электрокар — сел и поехал. Вор? Нет. «Ключи оказались в машине. Я взял да поехал. Я вовсе не пытался ее спереть. Она же просто так стояла, без дела». Чистейшая незамутненность восприятия.
Отмотаем еще чуть вперед: «Ну поменяют меня в другой клуб — что с того?». Сказано это в октябре 2010-го, уже после того, как пролетали слухи о потенциальном обмене Семина на Бродера. Творцу все равно, где создавать прекрасное.
Майк Грин тогда при живом Овечкине, который уже получил «С» на грудь, говорил про Семина: «Он очень умелый, он всегда владеет шайбой. Думаю, Александр — самый опасный парень в этой лиге. Я вижу его каждый день, поэтому знаю, на что он способен».
Семин не оставлял никого равнодушным — и об уровне его таланта можно судить хотя бы по тому, что Майк Милбери, ведущий специалист по оценке игрового потенциала, назвал его «ленивым и переоцененным игроком, не стоящим времени читателей». Говорил Милбери это в один из худших периодов Семина — когда Брюс Будро пытался перевести безбашенный «Вашингтон» на более строгую систему, не смог и в панике начал беспорядочно тасовать звенья.
Тогда Семин как будто впал в депрессию — вместо голов в начале сезона поперли только удаления. Анонимные опросы среди игроков лиги быстро включили двух русских Александров в топ самых переоцененных игроков лиги, а Семина отдельно еще и в какой-то нелепый рейтинг «игроков, которых легче всего запугать». Ну да, художника обидеть может каждый.
Вот и когда Семин окончательно расстался с «Вашингтоном» в июле 2012-го, ему плюнули в спину и грязным ботинком ткнули в штаны. Марк Кроуфорд в эфире TSN обозвал его «бесхарактерным неудачником», а Пьер Макгуайр – «убийцей тренеров» (хотя найти след Семина в обеих отставках «Кэпиталс» при нем вряд ли получится).
Самое легкое, что можно сделать — сказать, что Семин просто ленивый русский, который не старался или прокутил карьеру вне льда. Это не так — и это прекрасно видно на примере его ровесника Николая Жердева, который в 2019-м не смог толком закрепиться в клубе ВХЛ. Семин же чистилище прошел и все еще набирает очко за игру в КХЛ, пусть ему и позволено фантазировать на льду почти без ограничений.
Семина так и не поняли. Возможно, это смогут критики будущего, когда он все-таки даст большое откровенное интервью. Но, скорее всего, не поймут и они.
Сезон, когда Овечкин забил 65 голов. С этого начался подъем «Вашингтона»
Фото: Gettyimages.ru/Mitchell Layton, /Jim McIsaac, /Greg Fiume, /Al Bello, /Patrick Smith, /Bruce Bennett
469 игр - 408 очков (197+211) +65 полезность
В Плей-Офф
51 игра - 34 очка (15+19) -1
Катание и контроль шайбы позволяет ему легко обыгрывать один в один, и таких случаев тоже много.
Другое дело, что он в какой то мере стал заложником своего сумасшедшего броска. Но это больше вопрос к тренерам вашиков.