С юбилеем, Алексей Викторович!
Сегодня прославленному советскому и российскому хоккеисту, двукратному олимпийскому чемпиону, пятикратному чемпиону мира, члену знаменитой пятёрки ЦСКА и сборной СССР Алексею Викторовичу Касатонову исполняется 60 лет.
Уважаемый Алексей Викторович!
Долгие годы Вы ковали славу ЦСКА и нашей Родины на льду, вместе с партнерами золотом вписав свои имена в историю мирового спорта, а теперь успешно трудитесь на ниве развития и популяризации нашего вида спорта. Благодаря своему таланту, трудолюбию и упорству Вы стали двукратным олимпийским чемпионом, многократным чемпионом мира и СССР. Вы – легенда российского и армейского спорта, чей пример вдохновлял, вдохновляет и будет вдохновлять новые поколения отечественных игроков.
Хоккейный клуб ЦСКА сердечно поздравляет Вас с юбилеем! Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, оптимизма и успехов во всех Ваших начинаниях!
Биография
Алексей Касатонов родился в Ленинграде, на Васильевском острове, 14 октября 1959 года. Его детство прошло в доме, который в народе называли "спортивным". В нём жили многие известные спортсмены того времени, например, великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин, который привёл сборную СССР к олимпийскому триумфу на Играх-1972 в Мюнхене. В том же дворе маленький Лёша Касатонов как-то встретил даже легендарного баскетболиста Александра Белова, того самого, который принёс сборной СССР победные два очка на той Олимпиаде! "Зарядиться духом победителей можно было уже в то время", — вспоминал потом Алексей Викторович.
Спортом он стал заниматься с пяти лет – сначала плаванием, благо, в центре города был бассейн. Ну а когда мальчик чуть подрос, родители отдали его в хоккейную школу СКА, хотя ездить приходилось чуть ли не через весь город.
Касатонов считал, что ему очень повезло с первым наставником – Олегом Константиновичем Сивковым, который привил молодому спортсмену все качества, необходимые для настоящего хоккеиста и человека. Именно этому замечательному тренеру мы обязаны становлением будущей звезды.
После школы Алексей поступил в институт имени Лесгафта, любимый вуз ленинградских спортсменов. Однако и в нём приходилось нелегко – большинство педагогов поблажек за спортивные достижения там не делали. Хоккей он тогда уже любил всем сердцем – даже в квартире в него играл, несмотря на жалобы соседей.
Вскоре он стал играть в основе ленинградского СКА, в котором провёл около двух лет. Но его карьера в Ленинграде продолжалась недолго. "Перед тем как перейти в ЦСКА, я участвовал в переходном турнире за право остаться в высшей лиге. А тут – предложение от самого Тихонова", — не перестаёт удивляться Касатонов. В СКА его пытались в шутку припугнуть, мол, в армию заберём, но препятствовать главному армейскому клубу страны ленинградцы, конечно же, не могли. Так Алексей вступил на путь большинства советских хоккейных "олимпиоников" – пришёл в ЦСКА.
Нагрузки там оказались куда серьёзнее, чем у ленинградцев. Даже всесоюзные звёзды не всегда выдерживали тихоновский напор и безжалостность. Но Касатонов выдержал, тем самым доказав своё право на игру в основе. Молодому парню было немного страшновато играть среди звёзд и кумиров болельщиков, которыми тогда изобиловала армейская команда: Михайлов, Петров, Харламов, Цыганков, Третьяк – и это далеко не полный список. Но звёзды оказались такими же простыми людьми, как и сам Катасонов, работягами, трудившимися день и ночь, чтобы заработать себе на хлеб и осчастливить страну. Своей заботой, теплом и профессиональным пониманием они помогли Алексею адаптироваться в великой команде, занять в ней прочное место. Впрочем, Москва позволила нашему герою реализоваться не только в спортивном, но и в личном плане. В столице он встретил свою будущую жену Жанну, с которой живёт уже не один десяток лет.
Ну а когда в клубе образовалась та самая пятёрка с Фетисовым, Макаровым, Ларионовым и Крутовым, карьера Касатонова достигла настоящего расцвета. Хоккей, по его же собственным словам, приносил одно удовольствие. Победы давались легко, чемпионаты и олимпийские турниры ложились к ногам советских хоккеистов один за другим. Касатонов вспоминал: "Этот период – если не сказка, то что-то близкое к ней. Результат говорил сам за себя. Нас не только руководство чествовало, но и, можно, наверное, сказать, наш народ. Нас буквально на руках несли от вагонов до автобуса, машин. Нынешнее поколение такого, к сожалению, не испытало".
За свою карьеру в сборной и клубе Касатонов успел дважды выиграть Олимпийские игры, пять раз стать чемпионом мира, получить серебро и бронзу мировых первенств, выиграть Кубок Канады, взять 11 золотых медалей и одну серебряную медаль национального чемпионата, а также два Кубка СССР. Он девять раз входил в символическую шестерку лучших игроков СССР, пять раз включался в символическую сборную ЧМ. На чемпионатах мира и олимпийских турнирах провёл 88 матчей, забив 22 гола. В 22 сыгранных матчах Кубка Канады забросил три шайбы. "Я счастлив, потому что долго играл на самом высоком уровне. Не забуду победу на Олимпиаде в Сараево. А самый яркий момент – победа на Кубке Канады 1981года. Тогда меня включили в символическую сборную турнира. А в то время Кубок Канады был круче, чем чемпионат мира или даже Олимпиада", — говорил Алексей Викторович.
И всё же самым удачным годом в своей жизни и карьере он считает 1983-й. Тут было всё: и свадьба, и рождение сына, и нескончаемые победы с ЦСКА и сборной во всех турнирах. Был взят чемпионат страны, Кубок европейских чемпионов, чемпионат мира, который и вовсе стал триумфальным для пятёрки Касатонов – Фетисов — Макаров – Ларионов – Крутов. В полном составе она была включена в символическую сборную (вратарём в которой стал Третьяк), а самого Алексея Викторовича признали лучшим защитником первенства. "Могли признать Фетисова, Билялетдинова, Васю Первухина… Все были супер. Просто мне повезло", — скромно утверждает хоккеист.
Уже в 90-х он отправился в Северную Америку, покорять просторы Национальной хоккейной лиги, однако ни с "дьяволами" Нью-Джерси, ни с "могучими утками" Анахайма, ни с "Сент-Луисом" и "Бостоном" больших успехов ему добиться не удалось. В чемпионатах НХЛ он сыграл 383 матча и забросил 38 шайб, а в розыгрышах Кубка Стэнли на его счету четыре гола в 33 встречах. Впрочем, о том, что выиграть главный трофей лиги ему не удалось, Касатонов не жалеет, благо, поводов для радости и без того хватало. Победы в сборной он всегда ставил гораздо выше клубных успехов: "Победа есть победа, и выигрыш Кубка Стэнли, например, это тоже праздник. Но в пределах одного города. А тут побеждает национальная сборная, тебя чествует страна, твой народ, и это десятикратно увеличивает чувство гордости".
Был в его карьере и последний этап, когда он в 37 лет вернулся в ЦСКА и провёл в команде Тихонова ещё один, заключительный сезон. Армейская дружина, отягощённая финансовыми проблемами и внутренними разборками, тогда неплохо стартовала, но в плей-офф уступила в первом же раунде. На этом и закончилась карьера великого игрока. Впрочем, могла она завершиться и на более мажорной ноте, но жизнь распорядилась по-своему. "Всё сломал страшный несчастный случай — нелепая, до сих пор непонятная для меня смерть одного из лидеров команды – Саши Осадчего", — не сомневается он.
Впоследствии Касатонов работал менеджером сборной России, главным тренером московских "Крыльев Советов", игравших в Высшей лиге, вице-президентом хоккейного клуба ЦСКА, генеральным менеджером питерского СКА, а затем и сборной России. Сейчас Алексей Викторович входит в Совет легенд Ночной хоккейной лиги и помогает развивать любительский хоккей по всей стране.
Достижения
Чемпион Олимпийских игр, 1984 и 1988
Чемпион мира, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989
Второй призер ЧМ 1987, третий призер ЧМ 1985, 1991
Обладатель Кубка Канады 1981. Финалист КК 1987, участник КК 1984, 1991.
Чемпион СССР, 1979-89, 2-й призер 1990.
Обладатель Кубка СССР 1979, 1988.
Участник матча «Всех звёзд» НХЛ 1994
Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1988)
Медаль «За трудовое отличие» (1980)
В 2009 году введен в Зал славы ИИХФ.
Очень уважаю его за то, что когда все навострили лыжи, он пошёл против течения и заступился за Тихонова и оставался в нашем хоккее сколько мог.
Фетисов не хотел играть уже на ЧМ 1989, но к нему ходили Крутов, Ларик, Макаров и прочие, сказав, что без Фетисова никуда. Касатонов дома сидел. Потом Касатонов без партнеров по звену прекрасно обделался на Кубке Канады 1991 года и по сути все величие Тихонова было спущено в песок.