Симулятор NHL от «EA Sports» не интересен нашей лиге: КХЛ требует больших денег за включение российских команд
О киберспорт, ты — мир! Чемпион России по интерактивному хоккею Максим Труханов в эксклюзивном интервью для блога «Hock-Shake» рассказал о прошедшем в Уфе турнире, конфликте КХЛ с «Electronic Arts» и перспективах развития киберспорта в нашей стране.
Могли ли вы лет 20 назад представить, что «интерактивные» соревнования догонят по популярности состязания реальных спортсменов? Поворотным моментом в становлении российских виртуальных баталий стал приказ Министерства Спорта от 7 июня 2016 года: «О включении киберспорта в реестр официальных видов спорта Российской Федерации». Компьютерный спорт стал продвигаться на общероссийском уровне, а это значит, появилась возможность проведения официальных чемпионатов страны и даже стали появляться разряды и звания по киберспорту.
Однако в России далеко не все направления «интерактивных» баталий развиваются на сопоставимом уровне с западными коллегами. Киберхоккей так и вовсе отодвинут от мировой арены барьером сотрудничества главной лиги Европы — КХЛ с разработчиком игр — компанией «Electronic Arts».
Героем нашего интервью стал Максим Труханов — победитель прошедшего чемпионата России по киберхоккею. Вашему вниманию его откровенный рассказ о триумфе на российской арене, перспективах развития виртуального хоккея в стране и конфликте КХЛ с «Electronic Arts».
— Максим, расскажи про формат турнира. Кто был организатором, какой город принимал чемпионат?
— Всё проходило в Уфе. О регистрации на турнир мы узнали из группы «Вконтакте». Идейным вдохновителем является Азамат Муратов. Он пригласил на турнир и старых участников, и новичков. Всего приняли участие одиннадцать городов со всей России. Для меня это был первый сольный турнир. А вообще, турнир стал девятым по счёту. Два года назад подобные соревнования проводились у нас [в Магнитогорске] в «Арене-Металлург». Но вы знаете, чемпионаты такого уровня достаточно редкие. Чемпионат России может пройти раз в два года или раз в четыре года.
— Как проходила жеребьёвка, и кто были главными конкурентами?
— Всё было как в футбольной Лиге Чемпионов: корзины и отборы. Нас распределили по группам. Один из фаворитов Станислав Антонов из Свердловской области вылетел от уфимца, с которым я встречался в плей-офф и доигрались до семи игр. Вообще очень много сильных игроков. В финале встречался с парнем из Чебоксар (ник «BureRF», прим. автора). Многие его знают как сильного игрока из Tор-100.
— Как проходило освещение турнира?
— Была реклама в группе «Вконтакте», где проводятся турниры. Транслировали даже отборочные матчи. Сам финал показали по телеканалу БСТ в прямом эфире. Показали обе игры (серия прошла до двух побед, прим. автора) и награждение.
Гостиниц не было. Каждый приехал за свой счёт. У некоторых игроков были спонсоры: «Субару», «Мегафон», «Ситилинк». Они помогли и с развитием чемпионата. Всё-таки у нас уделяется не так много внимания именно киберхоккею. Спонсоров мало, поэтому организаторы в их поиске. Всё проходило в ТЦ «Мега». У них внутри есть ледовая площадка, которую они переоборудовали в сцену, вокруг которой были магазины, фуд-корты. Сверху были два больших экрана — люди, проходящие мимо, смотрели, слушали комментаторов, болели за своих.
Самое тяжелое было в полуфинале. Благодаря такой напряжённой игре понял, что теперь есть шансы в главном матче. Когда выиграл, даже сперва не поверил, что я — чемпион России, и что с первого чемпионата взял золото. Потом все поздравляли, конечно. На чемпионат мы приехали вместе с другом Сергеем Шварцманом. Он старый участник подобных турниров, но в этот раз не сумел выйти из группы. После вылета он не уехал домой, а остался поддерживать меня до конца.
— Есть принцип, если выиграл Россию проходишь дальше — на мировое первенство?
— Вы знаете, сами разработчики игры (компания «Electronic Arts») Россию в любой чемпионат по хоккею не вписывают. Недавно вот был чемпионат мира. Все, кто прошли отборочный этап поехали в Лас-Вегас, где играли финальную часть. Но наших там не было. А вообще, в России очень много классный игроков. Есть парни, которые сильнее большинства европейцев, но нас просто не допускают.
У нас даже сервера в России нет. Мы играем с небольшой задержкой из-за пинга (время между запросом к серверу и ответом от него (в миллисекундах), прим. автора). Допустим, у нас он 50-100, а в Европе, где есть сервера, они играют с минимальной задержкой и у них пинг 5-15 миллисекунды. У нас даже поддержку «ЕА Sports». Игра не особо интересна КХЛ: лига требуют очень больших денег, чтобы попасть туда попасть. Этим можно объяснить то, что российских клубов нет в последних версиях НХЛ.
— Магнитка-то была в этом году.
— Да-да, из-за Кубка Шпенглера. В следующем году будет «Салават Юлаев». Это реальный плюс! Когда Магнитка появилась, все очень обрадовались и нашим составам, и логотипу.
— Расскажи про условия проведения турнира. Как участники выбирали команды?
— Главное условие — оверолл команд не должен превышать 85. Оверолл — общий рейтинг состава. Если он будет выше, то тебя просто не допустят. Мы играли в режиме «HUT». Это значит, что ты сам собираешь команду, покупаешь игроков за игровые монетки. Ты сам выбираешь, кого хочешь в состав, но главное, чтобы оверолл не превышал 85. Можешь сделать меньше.
— Как давно увлекаешься киберхоккеем?
— Начинал я ещё с компьютерных чемпионатов, когда играл в NHL-09. В некоторых группах тоже становился чемпионом, но не в таких масштабных, конечно. Потом ушёл в армию и в 2018 году купил приставку и начал играть. Вот решил поучаствовать в первом чемпионате России и выиграл его.
— Как проходят тренировки?
— Вы знаете, когда я только начинал, проигрывал всем подряд. Меня это так бесило — я не умел ни забивать, ни обороняться. В игре есть два режима: «HUT» (индивидуальный) и командный «EASHL», где играют шесть игроков на каждой позиции. У нас есть команда «Nearbird Fighters». С этими ребятами я оттачивал навыки. И, конечно, в режиме «HUT», когда играешь с европейцами. Европейцы намного лучше играют в хоккей, так как у них есть всё: сервера, меньшая задержка из-за пинга. С ними опыт и проходит.
Мы участвуем именно командой на сайте «NHLgamer» — сайт, где проводятся турниры «6 на 6». Там играют канадцы, американцы, шведы, финны. Этот сайт проводит турниры каждый год. Мы же участвовали в турнире RCL. Это русская лига из двадцати команд. В декабре мы [команда «Nearbird Fighters»] уступили в финале, а так бы были чемпионами ещё и «6 на 6».
— Как дома относятся к твоему увлечению?
— Поначалу негативно относились. Потом, когда стал участвовать в каких-то турнирах, начали понимать. Это игра и, когда-то ты в ней посидишь часок-два, она может затянуть. Сейчас уже нейтрально к этому относятся, а по-началу негативно.
Сейчас ведь в киберспорте платят очень большие гонорары. Те же FIFA, Dota, CS — большие призовые, но кроме хоккея. На него почему-то не обращают внимание и не спонсируют. Хотя у нас хоккейный город, есть клуб «Металлург». Ведь можно заинтересовать людей, чтобы хотя бы раз в год проводили какие-то чемпионаты. Например, этом году Челябинск, потом Магнитка, Уфа, Екатеринбург. Это ведь хоккейные города. Участников много, а турниров мало. Было бы круто, если бы на это обратили внимание. Ведь многим реально нравится! У нас проводятся чемпионаты мира по футболу. Русских туда допускают, а в хоккее почему-то не хотят.
— Хотя у нас вторая лига по силе после НХЛ.
— Вот именно! Если бы наша лига появилась в игре НХЛ, всё было бы круто. Но у нас проблема ещё в том, что многие не знаю английский. А в Европе — это второй или даже первый язык. У них практически все английский знают.
— В школах сейчас хотят ввести уроки по компьютерным играм. Ты бы пошёл учителем по киберхоккею?
— Да, тоже об этом слышал. Конечно, почему бы и нет. Это прикольно. Если есть ещё и желание у людей. Ведь многие хотят учиться и выходить на высокий уровень. Это было бы интересно.
— Всё-таки ты согласен, что игры положительно влияют на детей? Ведь старшее поколение скептически относится к киберспорту.
— Просто если бы это вводили раньше, то все бы нормально относились. А получается так, что раньше просто такого не было. Ведь у первоклассников сейчас и планшеты, и телефоны, и ноутбуки. Возможно, для людей старшего возраста это кажется диким каким-то. А для нас — нормально. Кстати, на чемпионате России участвовали игроки и старше 40 лет.
— На твой взгляд, коллаборации с хоккеистами повысили бы интерес к киберхоккею? Ведь многие спортсмены сами порой зависают в приставке.
— Молодые может играют, а у ветеранов, мне кажется, и времени нет на это. У нас на турнире в Уфе гостем был Никита Сошников — экс-нападающий «Сент-Луиса», который перешёл летом в «Салават». Он вручал медали, комментировал последний матч. Это будет работать в том плане, что пришёл хоккеист, и на него будут все внимание обращать. Да, возможно, с ним захотят сыграть и те, кто не особо умеют и увлекаются этим. Да и просто руку пожать, автограф взять.
— Как обычным игрокам найти команду, чтобы участвовать в крупных турнирах?
— Команду найти просто. Можно создать её самому и найти людей, чтобы за тебя играли. Можно вступить в команду, но для этого нужно показать, на что ты способен. Бывают команды, которые вообще не берут новичков. У нас так, например.
Каких-то специальных тренеров ведь нет. Есть просто игроки, которые хорошо играют и могут дать советы, подсказать какие-то моменты. Если тебе интересно и ты обучаемый игрок, то тебя научить не составит много времени . Ведь есть такие, которые достигли предела и не растут дальше.
БЛИЦ
— NHL-09 или NHL-19?
— И то, и то. NHL-09 — ностальгия, классика. С этого многие начинали. А в 2019 — и графика, и эффекты крутые.
— Джойстик или клавиатура?
— Джойстик. Он намного удобнее.
— Хоккей или футбол?
— Хоккей.
— Бобровский или Василевский?
— Бобровский. Я просто болею за «Флориду», и в этом межсезонье он перешёл к нам.
— YouTube или Инстаграм?
— YouTube.
— Кого из ютуберов можешь посоветовать?
— Например я транслирую некоторые матчи (ник Oo_HaZzey_oO, прим. автора) и посоветую ещё Nemezido, DANZEL70, Punisher Games и BureRF.
— Когда киберхоккей в России выйдет на уровень США и Европы?
— Когда нам сделают равные условия.
Фото: www.gamingonline.tv
При этом есть иксбокс, но в джойстик, увы, не получается((