СКА удачно попал с Панариным. Теперь все время ищет себе нового
За годы творчества я приклеил к СКА много ярких ярлыков и почти все уже не актуальны, поэтому нужен новый. Это легко: кажется, армейцы Невы — жесткие тактические наркоманы. Со времен Быкова/Захаркина, которые в четыре руки собрали в СКА звено 222 (Панарин – Шипачев – Дадонов), в Питере отработали уже четыре тренера и три из них плотно сидели на одном препарате — «креативный праворукий нападающий по типу Панарина». У Быкова и Захаркина им работал сам Панарин, у Зубова, Знарка и Воробьева — Никита Гусев.
Сейчас Никита уехал в НХЛ и, по идее, формат можно отложить. Но на его позицию уже взяли Ткачева-1995 и, если у Владимира не пойдет на нужном уровне (60+ очков за регулярку), под формат Панарина/Гусева можно постричь Кагарлицкого: Дмитрий совсем другого плана (например, построже на своей половине), но в связке с Шипачевым показал нужный скилл на левом краю.
Два вопроса для раскрытия темы:
Почему СКА вообще делает это?
1. Главное — потому что есть возможность. В октябре-2015 в сети прикидывали варианты замены Панарина в звене с Шипачевым и Дадоновым — и в этом списке собрали лучшую праворукую молодежь страны: было очевидно, что СКА может взять примерно любого игрока из почти любого клуба. И поэтому по-прежнему рассматривает варианты с буквальной заменой игрока X похожим по стилю игроком Y.
Вообще в мире так не принято — «Чикаго» не пытался заменить Панарина, равно как и «Коламбус» в новом сезоне не будет этого делать, потому что это невозможно. Рынок устроен слишком круто для того, чтобы на нем можно было прямо сейчас найти похожего по формату и подходящего по уровню игрока. Ты будешь искать другую звезду и подстраивать под нее обычных игроков.
«Салават Юлаев» и «Сибирь» в КХЛ тоже не искали игроков на позиции Капризова и Шалунова — это очевидно невыполнимая задача. Причем условная замена Шалунова в принципе существует — Бурдасов с оговорками (он играет не в центре) — но у Новосибирска нет механизмов подписать такого статусного игрока КХЛ. У СКА они были десять лет назад — есть и сейчас. Поэтому даже на очень скудном рынке (это отдельная большая тема) СПБ-менеджмент стабильно решает такие фантастические задачи.
2. Потому что это работает и даже стало частью питерского стиля. В СКА на самом деле не сразу пришли к пониманию того, что химию тройки 222 можно воспроизводить, будто это конструктор: после Панарина в этом месте была дыра, Назаров прикрыл ее Бурдасовым — и тот справлялся:
Но в основном тройка работала не совсем как надо. Потом появился Гусев — и заиграл так, что перед ЧМ-2016 Панарин сказал: «красавцы, рад за ребят, что нашли им партнера в СКА. Хоть звенишко не потерялось».
Никиту какое-то время долбали сравнением «новый Панарин», и оно почти бессмысленное, если без контекста сравнивать двух игроков. Но реально весомое, если оценивать их вклад в игру звена. Панарин и Гусев давали ему одно и то же — праворукий центр контроля шайбы и принятия классных решений на левом краю. Критичны три параметра — самостоятельность, хват и мышление.
Фишка звена Шипачева, которую в СКА хранили много лет — три центра принятия решений. В нем играли (и должны играть) хоккеисты, которые не просто могут и отдать, и бросить, а которые могут взять на себя и исполнить любое решение. Поэтому, например, эту механику разрушают Кузьменко и Якупов — они хуже принимают, маскируют и исполняют решения. С ними игра тройки станет беднее.
У праворукого игрока технически больше опций для продвижения шайбы с левого края (этот момент в России по-прежнему недооценивают). Если на место Панарина/Гусева поставить условного Капризова — не менее талантливого игрока, но с левым хватом — звено потеряет целый слой вариантов движения шайбы: Кириллу будет сложнее бросать, отдавать на синюю линию и на пятак. С ним игра тройки станет беднее (зато он будет идеален на правом краю, см. Пхенчхан-2018).
Нападающий, который мыслил не только вертикалью, но и поперек (вот почему не очень подходил Бурдасов — он прямолинейнее) обогащал тройку, потому что игра Шипачева и Дадонова строилась на поперечных передачах, часто — очень коротких.
Ничему из этого нельзя научиться на предсезонке — поэтому в СКА даже не думали о замене Панарина, пока не подвернулся Гусев. Удачный сезон Никиты в СКА на фоне хаотичного тренерства (пресс-конференции Зубова в плей-офф-2016 — это прям золото), стал переломным моментом — такое глубоко креативное звено стало фишкой клуба (и в каком-то смысле — лиги), а в самом СКА поняли, что эта механика не привязана к фамилиям «Шипачев», «Панарин» и «Дадонов» и что ее можно более или менее успешно воспроизводить с другими игроками.
Пошло-поехало: Дацюк и Шипачев очень разные игроки, но когда из обоймы СКА выпал второй, к Гусеву поставили первого — и получилось очень похоже и не факт, что хуже. Прохоркин не похож ни на кого, но и с ним можно поиграть во что-то близкое.
Дадонов очень своеобразный хоккеист, но если Карпов в ударе, то на правом краю может сыграть и он — главное ведь не тонкие технические характеристики, а три базовых пункта (снова — самостоятельность, хват и мышление).
Теперь из обоймы выпал Гусев — настало время заменить его Ткачевым, у которого, возможно, есть проблемы с характером, но полный порядок с тремя ключевыми элементами.
Может ли схема провалиться?
Я пишу этот текст с открытым составом СКА на данную минуту и насколько это возможно авторитетно заявляю — еще как может. Чтобы сохранить максимально стильную тройку, клубу нужны три крутых креативных хоккеиста на три позиции: слева, в центре и справа. Слева ставим Ткачева (в скобках — Кагарлицкий).
Уже на этом этапе нужна оговорка — да, формально Ткачев подходит, но Панарин в его возрасте уже уехал в НХЛ: похоже, что СКА имеет дело все с менее и менее талантливыми игроками. Скорее всего, это не будет проблемой, у Ткачева был хороший сезон (и хорошие моменты) в «Салавате», он постепенно идет наверх и ему есть куда расти, но настолько ли он крут — это актуальный вопрос (впрочем, по Гусеву тоже сомневались).
Правый фланг. Если не особо фантазировать, всего два варианта — и оба какие-то недокрученные. Тот же Максим Карпов (все-таки на этой позиции хотелось бы игрока мощнее) и Александр Барабанов, для которого родной хоккей совсем другой, но который может сымитировать Дадонова. Ну, возможно.
С центрами непонятно. Вырос ли Бывальцев настолько, чтобы заменить в первой тройке Дацюка? На каких-то отрезках он был хорош, но 11 очков за сезон — это плохо. Дальше два легионера, Лехтеря и Кемппаинен. По идее, Йонас играл во что-то похожее в звене с Умарком в Уфе (и Ткачев к ним эпизодами подключался), но Линус там все же доминировал и все остальные были явно в подыгрыше: в первой тройке СКА должна быть хотя бы имитация равноправия, иначе нарушается баланс. К тому же, Кемппаинен скорее боец для пятака, чем всадник для летучих атак с ходу.
На старых кахаэловских видео Йори Лехтеря я вижу что-то примерно подходящее:
Но сможет ли он, если надо, перестраиваться на игру конвертом в большинстве? Если да, то во второй раз в новейшей истории в «конверте» сыграет иностранец (первым был Ян Булис в «Тракторе»).
Если нет, то СКА потеряет еще одну свою фишку — надо сказать, очень крутую.
Все креативные нападающие страны — в хоккейном телеграме Sports.ru
Теперь Панарин рядом с великими. Его контракт – новая сказка русского хоккея
СКА использует уникальную схему в большинстве. Даже в НХЛ так никто не играет
Фото: globallookpress.com/Alexander Kulebyakin/Russian Look, Jon Olav Nesvold/ZUMAPRESS.com; РИА Новости/Игорь Руссак, Михаил Киреев, Владимир Федоренко
Именно поэтому все почти все праворукие напы в России исторически играют слева, а во всяких там НХЛах были и есть всякие дебуры, у которых сдвиг на праворуких справа. Оно конечно в том числе с размерами площадок и разметкой связано, но фраза все одно весьма сомнительная.
Ну так чего же Панарин в АК барсе не забожил, а на лавочку присел? Чего приличный деф Хафизулин оказался Казани не нужен?
Чего Дадонов при всех своих талантах одно время был очень далёк от сборной России, далёк настолько, что всерьез думал выступать за Украину. С переходом в СКА ощутимо увеличил результативность и стал одним из лучших крайних напов россиян и не в КХЛ, а вообще. Тоже самое и с Гусевым.
Никто не говорит, что СКА их там вырастил, или что они были бездарями и из г сделали конфету. Задатки у всех были весьма хорошие, но реализовать в полной мере у них до переезда в СПб не получалось и отрицать, что эти игроки в СКА добились существенного прогресса и утверждать, что это бы случилось и в любом другом месте слегка нелепо.
Ну и список серьезных перспективных и загубленных в студию. Хотелось бы ознакомиться. Конечно заиграли не все, такого что бы все не бывает, но тем кто не тянет, сравнительно быстро дают вольную и они могут себя пробывать где то ещё.
Сравним того же Овцу слева и справа (у нас есть такая возможность). Ну да, он то гений и играл у Хантера и на правом краю, но максимально острые броски в дальнюю девятку у него именно слева, проходы на ворота со смешением в центр удобнее делать слева, чтобы забить, наконец, вантаймер справа вообще не мыслим.
С защитниками такая тема, как у Дебура еще понятна, но с напами совсем нет.
Никита в статье пишет про конверт (розыгрыш большинства), но, откровенно говоря, сомневаюсь. Перенос линии ворот + сужение площадки (как следствие, уменьшение пространства за воротами) + уход Гусева, Дацюка и Херсли = смерть конверта для СКА. Скорее всего, будет одна из вариаций зонтика 1-3-1.
Азеведу в равных составах бросает с кистей - поэтому играет справа чаще. Обратите внимание на Тарасенко и Мэттьюса - игроков с великолепным кистевым и "так себе" one-timerом: они (оба леворукие) тоже чаще с фланга своего хвата (левого) бросают, хотя, согласен, в случае с кистевым - это дело привычки. А в большинстве Джастина выводят на бросок в касание, который при поперечном переводе (розыгрыш из-за ворот "конверт" не берем) можно сделать только при разноименных фланге и хвате (праворукий на левом и наоборот). Если Азеведу уходит направо в большинстве, значит, скорее всего, либо пойдет пас из-за ворот, либо это вывод Постмы на ударную позицию. Про Овечкина лень много букв писать. Все что он может при розыгрыше - замахнуться и вместо броска отдать поперек в ситуации "2 в 1". Когда речь о вариативности розыгрышей - тут проблемы начинаются, потому что он, прежде всего, завершатель и ждет что ему шайбу на блюдечке выложат, да еще определенным образом, ни в коем случае не за спину. Не понимаю реакцию фанов Ови (напоминает др#ерство и неумение объективно оценить достоинства/недостатки, вот ей-Богу), учитывая что он сам всегда честно говорил: "я игрок бей-беги".