Дмитрий Юшкевич: Пожалуй, самый непростой соперник — мы сами
Самый именитый в истории советского хоккея клуб ЦСКА стал сильнейшим в Континентальной хоккейной лиге. В сезоне-2018/2019 московские армейцы уверенно победили не только в регулярном чемпионате КХЛ, что им удавалось уже не раз, но и завоевали главный трофей — Кубок Гагарина. О подробностях яркого сезона «Труду» рассказал старший тренер ХК ЦСКА Дмитрий Юшкевич.
Самый именитый в истории советского хоккея клуб ЦСКА стал сильнейшим в Континентальной хоккейной лиге. В сезоне-2018/2019 московские армейцы уверенно победили не только в регулярном чемпионате КХЛ, что им удавалось уже не раз, но и завоевали главный трофей — Кубок Гагарина. По пути к победе были последовательно повержены все сильнейшие соперники во главе с самым принципиальным из них — питерским СКА.Напомним: ЦСКА брал золото регулярного чемпионата КХЛ в 2015 году, но не смог завоевать Кубок Гагарина, уступив в полуфинале как раз клубу из Санкт-Петербурга. А последний раз армейцы стали лучшей командой по итогам сезона в далеком 1989 году, после чего лидеры клуба и сборной СССР отправились за океан и там уже в составе команд НХЛ подтвердили свой звездный статус. Сегодня многие спортивные эксперты считают, что нынешний чемпионский состав не менее яркий, а успех ЦСКА был ожидаемым и закономерным. Победа стала результатом мастерства и самоотдачи хоккеистов, высокой квалификации тренерского штаба, а также спонсорской поддержки компании «Роснефть».О подробностях яркого сезона «Труду» рассказал старший тренер ХК ЦСКА Дмитрий ЮШКЕВИЧ, которого болельщики со стажем помнят как одного из лучших защитников в истории нашего хоккея, олимпийского чемпиона 1992 года.
— Мы понимали, какой потенциал у нашей команды, и самым важным было его грамотно реализовать, — вспоминает Юшкевич. — Поначалу не все получалось, мы долго «вкатывались» в регулярный чемпионат. Из первых шести матчей мы проиграли три, что, конечно, совершенно неприемлемо для команды с чемпионскими амбициями. Но мы не торопили события, поскольку понимали: в команде серьезная перестройка, идет притирка, новички привыкают к новым требованиям. Дальше мы уже начали набирать обороты, но возникли проблемы психологического порядка. Не всегда удавалось настроить ребят на максимальный результат, причем середняки и даже топовые соперники не всегда были для команды достаточными раздражителями. Все наши тренеры по характеру максималисты. Но мы понимали, что молодежи надо накопить опыт, научиться на каждую игру настраивать себя как на последний бой. А без такого настроя в плей-офф делать нечего.
— Вы человек открытый, доброжелательный. Признаюсь, трудно представить, как вы, грубо говоря, трясете игрока, взяв за шкирку...— А такого и быть не могло. Кнут не нужен в отношениях с настоящими профессионалами. Наоборот: при доброжелательном и уважительном отношении команда в состоянии горы свернуть. Игроки видят наше участие — и отвечают той же монетой. Хоккеист должен не гнева тренера опасаться, а бояться подвести его и команду. Только тогда и будет результат. Напомню, что эта хоккейная команда ЦСКА строилась на протяжении пяти лет. Новички принимали требования и достаточно быстро адаптировались. Сегодня все ребята стали настолько честолюбивыми и самолюбивыми, что, проиграв какой-то матч, на следующую игру настраивались по-особому. В итоге локальная неудача становилась сильнейшим мотиватором. В этом плане наставникам было достаточно легко. Хотя в остальных компонентах тренерская бригада работала напряженно. Помимо общих задач каждый выполнял и более узкие. Например, мне и главному тренеру Игорю Валерьевичу Никитину постоянно приходилось плотно заниматься с линией защиты, отрабатывать действия спецбригады по игре в меньшинстве, в том числе и с каждым индивидуально. Другие работали с нападающими, бригадами большинства, вратарями и так далее. Это все тактические детали, из которых выстраивается стратегия.
— Последний раз ЦСКА становился сильнейшей командой по итогам сезона 30 лет назад, еще во времена СССР. Вам довелось играть против той звездной команды. Можно ли ее сравнить с нынешней?— Всякие сравнения достаточно условны. Я не приемлю разговоров о том, что, мол, раньше хоккей был лучше или ярче. Наш вид спорта развивается по спирали. 30 лет назад советский хоккей отличался комбинационным стилем, потом стали преобладать силовые и индивидуальные действия в североамериканском духе, а сегодня лучшие клубы снова делают акцент преимущественно на командную игру. Одно скажу определенно. В первом же матче против ЦСКА я выходил против Фетисова, Касатонова, Макарова, Ларионова и Крутова. В итоге за две смены получил результат «минус 2», и больше против них меня не ставили. Но это была одна из лучших, если не лучшая пятерка в истории мирового хоккея. Тем не менее я на основании опыта и с высоты прожитых лет в хоккее уверенно заявляю: сегодняшний ЦСКА — это великая команда.
— Хотя суммарная зарплатная ведомость питерского СКА и еще нескольких клубов КХЛ выше, чем в ЦСКА. За счет чего вам удалось их превзойти?— Наша команда строилась на крепком фундаменте и не один год. Руководство понимало: чтобы выиграть Кубок Гагарина, должен быть баланс между защитой и атакой — крен абсолютно недопустим. Все игроки подбирались под конкретные позиции и функции. В прошлом году у нас шла абсолютно точечная селекция, которая привела к успеху в регулярном чемпионате. А после неудачи в финале Кубка Гагарина важно было не броситься в крайности, а продолжать прежний курс. Нас очень выручила финансовая поддержка титульного спонсора в лице «Роснефти», которая позволяла подписать любого нужного игрока. В прошлом году, например, состав укрепили Антон Слепышев, Линден Вей. Но я бы особо отметил заслуги клубных старожилов, которые в этом году прогрессировали. Все сыграли здорово.
— В системе подготовки к сезону что изменилось?— На предсезонных сборах в Финляндии, а потом в Швейцарии мы по большому счету ничего не меняли. Наш тренер по физической подготовке Дмитрий Владимирович Пирожков, как всегда, вдумчиво и эффективно работал с командой. Он мастер высочайшего уровня. Вот разве что в этом году между играми мы меньше загружали игроков. Тренировки проводили, но в день игры иногда отменяли раскатку, давали ребятам больше времени на восстановление. То есть больше варьировали нагрузки в зависимости от степени усталости. В этом сезоне матчей было больше, чем в прошлом, когда календарь составлялся с серьезной корректировкой на матчи сборной. Промежутки между матчами сейчас получались короче, и мы больше внимания уделяли полноценному отдыху и восстановлению.
— В каких компонентах команда явно прибавила?— Когда в регулярном первенстве мы в третий раз подряд обыграли СКА, мне позвонил старый друг и с удивлением отметил, что команда успешно реализует свой потенциал в разных стилях — в силовом и комбинационном. Все именно так и было. В атаке мы играли более креативно, чем год назад, и при этом не менее строго в обороне. Надежность во всех линиях и тактическое разнообразие часто ставили неразрешимые задачи перед соперниками.
— Все уже привыкли, что самая напряженная серия бывает между армейцами — ЦСКА и СКА...— Пожалуй, самый непростой соперник — мы сами. Наши ожидания после победы в регулярном чемпионате были настолько высокими, что команда слегка «перегорела». По итогам первого раунда плей-офф у нас была большая неудовлетворенность, хотя подмосковный «Витязь» мы победили. Против «Динамо» сыграли уже увереннее, хотя и на этом этапе приходилось бороться самим с собой. А противостояние с СКА в полуфинале получилось действительно тяжелым. И тот факт, что мы их обыгрывали в регулярном чемпионате, вовсе не говорил о слабости соперника. На этом этапе мы взяли верх за счет запредельного настроя, огромного желания победить. Полуфинальный раунд закалил дух и подготовил команду к финалу против «Авангарда».
— В каком матче плей-офф вы почувствовали, что наступил перелом и команда поймала чемпионскую игру?— Наверное, когда прозвучала финальная сирена седьмого матча с питерскими армейцами. Команды оказались достойны друг друга, хотя и отличались по стилю игры. Считаю, что соперник тоже заслуживал права выйти в финал. Но на этот раз мы склонили чашу весов на свою сторону.
— Кого в первую очередь надо назвать лидерами чемпионской команды?— Это делать непедагогично и в принципе неправильно. Скажу самое важное: никто не тянул одеяло на себя, но в самые ответственные моменты многие сумели проявить себя наилучшим образом. К примеру, капитан Сергей Андронов в третьем мачте решил его исход. Никита Нестеров вообще все матчи плей-офф провел с больным плечом, но бился, не щадил себя. Иван Телегин, Игорь Григоренко, вратарь Илья Сорокин... Можно перечислять всех игроков команды, потому что каждый отдавал все силы. Так что несправедливо кого-то выделить, а о ком-то умолчать. Побеждает всегда команда.
— Удастся ли сохранить состав на следующий год? Многие говорят, что яркий нападающий Капризов перерос уже уровень КХЛ...— Этот вопрос имеет место, но логичнее его задать нашему руководству. На данный момент у Кирилла Капризова с ЦСКА контракт еще на один год. Надеюсь, нам удастся переподписать контракты с игроками, которые были лидерами на льду. Но от предложений из НХЛ с большим количеством нулей любому игроку трудно отказаться.
— Вопрос в том, чтобы была смена тем, кто уезжает. Как работает ваша клубная молодежная команда?— Вполне успешно. Несколько наших молодых игроков в этом сезоне выступали в регулярном чемпионате. Но это для них пока что аванс. В заявке на полуфинал и финал у нас были по два юных воспитанника клуба. Если бы не получил травму 19-летний защитник Александр Романов, то он наверняка сыграл бы не только в регулярном чемпионате, но и в плей-офф. Несколько довольно молодых игроков ЦСКА сейчас вызваны в сборную, и надеюсь, до чемпионата мира они еще прибавят в кондициях, наработают взаимодействия с партнерами.
— Говорят, среди руководства «Роснефти» много хоккейных болельщиков, они регулярно приходят на матчи?— Если честно, во время игры я на трибуны не смотрю, к тому же не всех руководителей компании знаю в лицо. Но хотел бы отметить заинтересованное участие Игоря Ивановича Сечина. Глава «Роснефти» не только болел за нас на трибуне, но и спускался в раздевалку, чтобы поддержать ребят в трудную минуту или поздравить с очередным успехом. А после чемпионского финала мы все вместе сфотографировались с Кубком Гагарина в руках. Это же в прямом смысле слова наша общая победа. Игорь Иванович особо отметил, что ЦСКА возвращает достойное великого клуба место в российском хоккее. Поблагодарил ребят за то, что они показали чемпионский характер. Вообще много добрых слов сказал хоккеистам и тренерам, что, конечно, нам было очень приятно.
— Наверное, великие хоккеисты прошлых лет поздравили молодое поколение с победой.— Да, многие поздравили. В первую очередь отмечу Бориса Петровича Михайлова, капитана сборной СССР и ЦСКА 1970-х и начала 1980-х годов. Он здорово нас поддерживал. Не просто приходил на трибуны и в раздевалку, но и помогал тренерской бригаде решать какие-то вопросы, что-то подсказывал, опираясь на свой богатейший опыт. И еще хочу через вашу газету передать поклон всем болельщикам ЦСКА, поблагодарить за поддержку и терпение. Большая группа фанатов ездили за командой по разным городам, и нам на скамейке и хоккейной площадке передавалась колоссальная энергетика красно-синих трибун.
— Помнится, в бытность игроком болельщики отмечали ваше прекрасное владение не только клюшкой, но и кулаками. По этой части игроков ЦСКА натаскиваете?— Нет, конечно. Игроки лезут в драки на льду не потому, что их этому учат в клубе, а просто порой эмоции зашкаливают. В хоккей не играют с холодным сердцем. А вообще даже в командах НХЛ специального тренера тафгаев не было и в те времена, когда драки на льду были более популярны. Кто сам хотел таким способом самоутвердиться или, наоборот, дать отпор, тот брал частные уроки бокса и других единоборств. А сейчас держать узкоспециализированного бойца клубы не могут себе позволить. При современном интенсивном хоккее все 20 хоккеистов должны полностью выкладываться на игровой площадке.
— Не могу не отметить вашу прекрасную физическую форму. Смогли бы сейчас выйти в составе команды на двустороннюю игру?— В этом сезоне я это уже делал. Во время паузы на Евротур несколько хоккеистов были призваны в сборную, на тренировке не хватало ребят. Я надел полный комплект хоккейной формы и вышел на лед. Это было просто здорово! Но честно скажу, что по ходу сезона не остается времени, чтобы тренировать самого себя. Разве что могу прийти пораньше и покрутить педали велотренажера, позаниматься на силовых снарядах. Вот сейчас сезон окончен, и если друзья пригласят на ветеранские матчи, то с удовольствием вспомню молодость. Но только после того, как отдохну.
— Какой отдых предпочитаете — лежать на пляже или летать по миру?— В последнее время я далеко не езжу. У меня дом в Ярославле, но в течение сезона я там бываю редко и недолго. А сейчас вволю пообщаюсь с родными и друзьями. И займусь наконец нашими новыми домашними питомцами. Моя жена — волонтер, ухаживает за бездомными собаками. Недавно пятерых взяла из приюта, привезла домой. Ну что ж, будем воспитывать — добром и лаской.