9 мин.

Оборона СКА и большинство ЦСКА: разбираем самую мощную пару Кубка Гагарина

Ни слова о деньгах. Только про тактику.

Еще прошлым летом можно было легко угадать, кто сыграет в финале Запада-2019, но путь армейских клубов к третьему раунду оказался сложнее обычного. СКА неожиданно запнулся об очень грамотный «Спартак», что вынудило Илью Воробьева вносить коррективы в командный механизм. Москвичи же испытали проблемы с «Динамо», которое вполне могло забрать на один матч больше.

Но к армейскому дерби обе команды подходят в оптимальных кондициях, с отлаженной игрой и негативной для СКА историей встреч в регулярке. Мы уже писали про уникальную схему для большинства, которую Питер довел до автоматизма, но не менее интересно, как они действуют в обороне. Именно отдача в защите – и особенно в меньшинстве – может стать ключевым фактором для Питера.

Оборона

Из-за травмы Патрика Херсли тренерский штаб СКА внес ряд корректив в оборонительную линию команды. Чаще всего в серии с «Локомотивом» мы могли видеть на льду следующие сочетания:

Илья Воробьев использует лавку и задействует всю семерку защитников. Это снижает нагрузку на ведущих игроков команды – Зуб и Рукавишников поочередно выходят в обороне в качестве шестого игрока, помогают в меньшинстве и при этом практически не ошибаются. В серии с «Локомотивом» у Рукавишникова ни одного привоза, Зуб дважды грубо ошибся, но отчасти смог компенсировать это заброшенной шайбой.

Лучший среди защитников СКА – Владислав Гавриков: как в плане оборонительных действий, так и при начале атак. При получении шайбы в своей зоне он либо начинает атаку СКА пасом, либо выводит ее за счет самостоятельного ведения – и никаких выбросов. Но не стоит забывать, что и «Спартак», и «Локомотив» не прессинговали большим количеством игроков и самостоятельные действия с шайбой прежде всего стоит связывать с насыщенной средней зоной. В целом статистика Гаврикова выглядит так:

Против ЦСКА Гаврикову предстоит столкнуться с агрессивным прессингом – сохранить положительный баланс потерь и перехватов, а также высокую точность передач будет невероятно сложно.

У него есть первый пас, а в СКА хватает классных центров – взаимодействие с ними станет ключевым. При отборе большими силами в средней зоне остается свободное пространство, куда должны выдвигаться партнеры – туда же защитник обязан выдать точную передачу. Такой вариант предъявляет высокие требования к пасующему – передачу не должны перехватить. Нельзя облажаться и центральному, ведь при несвоевременном движении и отрыве от защитников, он рискует подставить команду под ситуацию «3-в-2».

Второй вариант чуть более прозаичный – не гарантирует быстрого перехода в контратаку, зато надежнее. Можно использовать «слабый» борт: при высоком прессинге тремя форвардами, сложно эффективно накрыть всю зону сразу, поэтому прессингующая сторона создает преимущество на одной из сторон, оставляя свободный борт. Надежно играть в таких ситуациях по силам любому защитнику СКА, но Гаврикову придется действовать против ведущих звеньев соперника, а значит от его решений будет зависеть гораздо больше.

Меньшинство

СКА ожидаемо в топе по этому показателю: 86,1% - нейтрализации спецбригад соперника, выше только ЦСКА и «Салават Юлаев». И ведь армейцы достаточно много удаляются – в меньшинстве они оставались 36 раз. Меньшинство СКА – это прежде всего уже готовый и притертый механизм, над которым дополнительно поработали Кудашов и Гатиятуллин. У СКА очень разноплановые игроки, поэтому собрать сильную спецбригаду не составляет труда. Вот основные сочетания, в которых питерские армейцы выходят на нейтрализацию соперника:

В этих сочетаниях хватает физической мощи, скорости и интеллекта. Каблуков и Дацюк отлично играют на точке, плюс чуть реже них выходит Коскиранта, который тоже хорош в своей зоне. Барабанов не главный игрок питерского меньшинства, но за счет своего катания он способен грамотно перекрывать большое пространство у своих ворот, а при случае убежать в быстрый отрыв и дать партнерам время на смену.

1

Игроки СКА выстраивают квадрат перед воротами. Игроки «Локомотива» располагаются на периметре, пятак закрывает Белов, ближнюю штангу – Гавриков. Варианты для потенциально острых передач перекрываются клюшками.

1

Игрок «Локомотива» смещается в зону между кругами, но из такой позиции с левым хватом не имеет вариантов для броска, плюс его контролирует Каблуков – идет поперечная передача с фланга на фланг, без обострения.

1

Плотников выдвигается на защитника, следует пас крайнему форварду «Локомотива». Поскольку Плотников не выбрасывался, сохранил инерцию движения, он успевает развернуться и отработать до соперника – шайба выбита с крюка. На случай, если бы Плотников не успевал, к подстраховке готов Гавриков – он успевал перекрыть зону и не дать совершить опасный бросок.

Примерно так упирались в спецбригады СКА парни из «Спартака» и Ярославля. Причем москвичи действовали даже лучше команды Квартальнова – его молодым игрокам не хватало движения и хладнокровия. Большие проблемы «Локомотиву» доставил технический брак в зоне атаки – из-за этого их комбинации теряли остроту и часто не завершались бросками. У ЦСКА есть, чем напрячь меньшинство соперника – у них больше бросающих игроков, интенсивнее розыгрыш, да и нервничает армейская машина меньше молодого Денисенко.

Откат СКА и атака ЦСКА 

Не самый очевидный пункт для Питера – СКА не окапывается на своей половине площадки и не отбрасывает шайбу при первой возможности. Но нельзя отрицать и тот факт, что Воробьев держит в уме быстрые контратаки «Спартака», которые заставили его команду отыгрываться с 0-2 в серии. Это разумное решение, ведь СКА не отказывается от высокого прессинга – в серии против «Локо» он был, но лишь эпизодами, гораздо чаще мы видели предельно забитую среднюю зону, это подтверждает и статистика единоборств.

Возможно, что-то подобное будет и в серии с ЦСКА. У Игоря Никитина есть быстрые вингеры, которым нежелательно оставлять пространство для отрывов. Не стоит забывать, что ни «Витязь», ни «Динамо» не смогли остановить ЦСКА за счет подобной плотности – армейцы оказались слишком быстрыми. И если разобраться, то ЦСКА берет не только командной скоростью – у них действительно хорошее большинство.

Мы привыкли к тому, что все называют хоккей ЦСКА прямолинейным, тренерский штаб постоянно тасует звенья, а забить им сложнее всех в КХЛ. В плей-офф все несколько иначе – у ЦСКА тащат Григоренко и Нестеров, которые прибивают соперника в большинстве. Не стоит забывать и про Окулова, который со своим броском ожидаемо генерирует множество опасных моментов в этом плей-офф. 30,3 % реализации лишнего – третий показатель в Кубке Гагарина.

В ЦСКА хватает игроков с хорошим броском. Отличное подтверждение – гол Слепышева в ворота «Динамо»:

Не самая эстетичная комбинация, которая все же закончилась выходом на бросковую позицию и точным завершением.

Спецбригады ЦСКА вообще достаточно стабильны:

Игорь Никитин не использует Линдена Вея в первой спецбригаде большинства: с Капризовым и Григоренко канадец провел в общей сложности чуть больше двух минут – и это сочетание не забросило ни одной шайбы.

На счету первой спецбригады 5 голов в большинстве и это совсем не удивляет – отличный подбор игроков, каждый из которых может точно бросить по воротам.

Помимо четверки нападающих, стоит отметить Нестерова. Он не слишком хорошо катается для защитника, который должен играть один на синей линии, но своевременно открывается под передачи партнеров, а сам обходится без необязательных пауз и потерь и мощно бросает.

2

Нестеров на синей линии, слева Слепышев, справа Григоренко, под воротами – Капризов и Шалунов. На бортах у ЦСКА находятся форварды с обратным хватом: леворукий Григоренко в правом круге осложняет отбор шайбы защитнику и может опасно бросать в касание, праворукий Слепышев в левом круге – по этой же причине.

Нестеров набрасывает на ворота, Шипачев и Кагарлицкий оказываются отрезаны от эпизода. Против двух защитников «Динамо» – сразу три игрока ЦСКА, причем Слепышев перед пустыми воротами.

Московские армейцы в большинстве предпочитают либо задействовать бросок Григоренко, либо использовать обстрел от синей – после бросков или набросов Нестерова ситуации 3-в-2 на пятаке возникают очень часто, что увеличивает шансы забросить шайбу. Очень многое в большинстве зависит от Кирилла Капризова – он отвечает за вход в зону, перепас и четкое закрепление в ней, и помогает двигать шайбу.

Обычно Григоренко и Слепышев занимают достаточно статичную позицию в кругах вбрасывания, поэтому для растягивания защитной четверки Капризов смещается на полуборт и разыгрывает шайбу с партнерами для выхода на удачную позицию для броска. Когда Игорь Макаров вырубил Капризова в одной из игр против «Динамо», игра ЦСКА в атаке сильно сбавила в креативности и стала очень похожа на тот примитив, что мы видели в финале прошлого Кубка Гагарина. Вряд ли СКА будет упускать этот факт из виду и сделает все, чтобы нейтрализовать Кирилла.

Серия между армейскими монстрами обещает много качественного хоккея. Было бы глупо ждать чего-то другого от команд, в которых играет почти вся сборная России без учета игроков НХЛ. Ждем серию – будет интересно.

СКА – ЦСКА – лучшее, что есть в КХЛ. Но это фальшивые елочные игрушки

Фото: globallookpress.com/Alexander Kulebyakin, Maksim Konstantinov; использовано фото: globallookpress.com/Evgeny Sinitsyn