3 мин.

Рафаил Ишматов: «Иногда родители кричат ребенку: убей, ударь его!»

«Чудес не бывает. Иначе у нас все бы в хоккей играли, некому было бы автобусы водить». Правила хоккейной жизни от Рафаила Ишматова, мастера спорта СССР, заслуженного тренера России, побеждавшего с молодежной сборной страны на чемпионате мира.

Тренер обязан как можно раньше оценить перспективы ребенка. Многим биомеханика движений просто не позволит владеть коньками на должном уровне. И тренер должен как можно раньше это разглядеть, честно сказать об этом и посоветовать сменить вид спорта. Я думаю, пяти-десяти занятий достаточно, чтобы это определить. От этого выиграют все. А то мы по десять лет занимаемся, зная, что ребенок бесперспективный... А научить плавно кататься невозможно. Это или дано или нет. Катание - базовый элемент, влияющий и на владение клюшкой, и на игровое мышление.

В Советском Союзе был такой фактор, как естественный отбор. Никто никого не выгонял из секций, но к 14 годам дети сами всё понимали, и лучшие оставались, худшие уходили. Не было такого протекционизма, звонков родителей с просьбами взять их детей. И это радовало, тренерам было намного легче работать. В 90-е годы начался вот этот кавардак, в команду можно было попасть по звонкам, по блату. Сейчас наследие тех времен еще осталось, мы с этим боремся. И ситуация меняется к лучшему.

Рафаил Ишматов сейчас работает спортивным директором в СДЮШОР СКА

У нас с детским хоккеем поинтереснее, чем в США. В том плане, что наши тренеры более грамотные, обученные. В Северной Америке система подготовки тренеров совсем иная и допускает, что хоккейным тренером может стать человек, который не занимался хоккеем. У нас такого не бывает.

Родители должны понять, есть ли у ребенка природные качества, необходимые для хоккея. Скажем, здоровье, реакция. К сожалению, большинство этого не понимают и считают, что это все можно развить, и их ребенок станет профессионалом. Нет, чудес не бывает. Иначе у нас все бы в хоккей играли, некому было бы автобусы водить.

На начальных этапах даже не столь важен сам тренировочный процесс. Нужно просто разглядеть, направить, объяснить. Возьмем группу из 20 детей - так вот каждую тренировку на каждого ребенка требуется до шести-семи методических указаний. Это в сумме 140-150 указаний. Плюс еще какой-то юмор должен присутствовать, общение. Это не так просто.

Откровенно скажу, чтобы заниматься хоккеем без ущерба для школы - такого не бывает. По себе знаю, неохота что-то читать в режиме двухразовых тренировок на сборе. К тому же, по мере взросления количество тренировок и нагрузки увеличиваются. 

Жестокость в детском хоккее кое-где есть. Зачастую этим грешат и родители, когда с трибун кричат детям: «Убей!» или «Ударь его!». Это неправильно. И тренеры, и родители должны заниматься воспитанием детей.

Вот вы сидите семьей, обедаете, и невзначай так спросите: «Сынок, ну, может быть, ты все-таки не будешь играть в хоккей?» А он ответит: «Да нет, папа, я буду». Так вы проверяете мотивацию.

Читать полное интервью