Сколько мы посмотрели хоккея
Когда я начал увлекаться хоккеем, припоминаю, что трансляции Суперлиги были довольно-таки нерегулярными. Лужковский канал ТВЦ показывал по одному домашнему матчу "Динамо" (тогда патроном бело-голубых был вице-мэр Шанцев). Показывал вечером в один из будних дней. По субботам, канал НТВ в 13 часов показывал домашний матч "Крыльев" или ЦСКА. В общем-то, все.
Ну да, в тот год была Евролига. Ее показывал Первый канал.
Как изменилась ситуация сейчас. Для начала в 2003 году появился канал "Спорт". Стало уже лучше. А с созданием КХЛ, появился одноименный канал и трансляции в интернете. На сайте лиги ежемесячно публиковалась статистика по трансляциям, вот ее и предлагается изучить.
Сразу откинем в сторону плей-офф. Понятно, что его-то показывали в полном объеме. В данном случае регулярка куда показательнее.
В регулярке был сыгран 621 матч. Каждый 4-й показал федеральный канал "Россия-2", две трети - канал КХЛ, 8 из 10 матчей можно было посмотреть в интернете. Также было организовано 593 региональные трансляции, но этот показатель не надо путать с количеством матчей. Иногда один матч шел по двум разным региональным каналам. 181 игра была показана в остальном мире. В основном каналами Виасат и Нова Спорт.
Не показанными остались 48 игр. Плюс еще 9 игр были показаны только региональными телекомпаниями. Если вы болельщик "Атланта", то от того, что матч в Нижнем Новгороде показывает только областное ТВ, вам ни холодно, ни жарко.
В данном месте стоит сделать сноску. Что это все - планируемые трансляции. Выполнены они были на 99%. Два матча все-таки не были показаны, несмотря на план. Это матч "Атланта" из-за рекламы "Тойоты" на льду. И матч СКА - Спартак, перед игрой с Каролиной, когда сотрудники Ледового слишком рано перезалили лед (точнее спонсоров).
Идеальным было бы, конечно, как в футболе - показывать все игры на одном канале и все впрямую. Но это, к сожалению, невозможно. А вот к тому, чтобы хотя бы в интернете показывать все игры - надо стремиться, и надеюсь, это произойдет уже в ближайшее время. А пока давайте рассмотрем, что за 48 игр, которые прошли мимо нас. Для этого я посчитал какие команды и сколько раз не увидел никто, кроме пришедших на трибуны.
Нигде не показанные домашние матчи.
Автомобилист, Витязь - по 11, Спартак - 8, Динамо - 6, ЦСКА - 5, Амур, Сибирь - по 2, Атлант, Торпедо - по 1.
Что касается Атланта, Сибири и Торпедо, то непоказ их домашних матчей - это детские болезни начала сезона. Амур "попал" на два матча в силу того, что его спаренные игры с Кузней не заинтересовали даже Хабаровское телевидение, обычно показывающее все игры дальневосточников. А вот остальные 5 клубов - действительно были (а некоторые и остаются) проблемными.
Более менее решен вопрос с Автомобилистом. Первые 11 матчей уральцев показаны не были, зато потом канал ОТВ транслировал все их игры, передавая картинку и в интернет.
У остальных проблемы связаны прежде всего с недостатком оборудования. В Чехове нет местной телекомпании, способной организовать трансляцию. Областной канал "Подмосковье" транслирует только игры Атланта. Поэтому те 16 трансляций, которые удалось организовать с Юга Подмосковья были проведены за счет того, что пару раз привез свою ПТС ВГТРК, несколько раз трансляцию организовал канал КХЛ, в остальных случаях - региональные каналы, отправлявшие оборудование на выезд вместе с командой.
Куда позорнее выглядит ситуация в Москве. В столице сплошь и рядом федеральные каналы. Есть полугородской канал ТВЦ, но хоккей на нем - дело прошлое. Районные же каналы ничем не отличаются от чеховского телевидения. Получается забавная ситуация: в городе, где сосредоточено наибольшее количество ПТС, 3 клуба вынуждены делить одну ВГТРК-ную ПТС-ку на троих. Т.е., если в один день играется больше одного матча, то показывают только один. Потому что именно туда едет ВГТРК-ное оборудование и именно оттуда вещает канала "Россия-2". А параллельные игры не показываются. Как мы видим, меньше всего повезло "Спартаку". Его матчи 8 раз шли параллельно более интересным каналу "Россия-2" играм армейцев или динамовцев. Вопрос можно было бы решить более грамотным составлением календаря: чтобы команду играли в разные дни, а лучше чтобы две команды были на выездном турне, а одна играла дома. Но почему-то этого пока сделано не было.
Для затравки приведу еще список клубов, болельщики которых лишились нескольких гостевых трансляций своих команд.
Больше всех не повезло Северстали - 5 раз. Она всякий раз неудачно приезжала в Москву, гостила в Екатеринбурге в начале сезона и т.д. Помимо домашних мучений, болельщики Автомобилиста не увидели еще и 4 гостевых игры. Югра, Барыс, Трактор, Сибирь, Магнитка, Кузня и Амур не чувствовали поддержки своих телезрителей по 3 раза за сезон. Дважды это случалось с Торпедо, московским Динамо и Спартаком, Авангардом, СКА, Салаватом и минским Динамо. И лишь один раз не повезло рижанам.
Абсолютно все гостевые встречи увидели болельщики Атланта и ЦСКА.
А абсолютно все матчи были показаны только с участием трех клубов: Локомотива, Ак Барса и Нефтехимика. Связано это с тем, что у всех клубов региональное ТВ снимало все домашние матчи, эта картинка всегда шла в интернет. Во всех случаях, приезжая в "проблемные города" их матчи показывали или Россия-2, или КХЛ-ТВ. Ну и в Екатеринбург все три команды съездили в конце сезона.
Так или иначе, если 10 лет назад у нас было два матча в неделю, то нынче не были показаны всего 48-57 встреч. 7-8%. Теперь задача довести этот показатель до 0%.
В принципе, на этом повествование можно было бы закончить, но внимательный читатель наверняка заметил упоминание про выездные сессии региональных каналов. Чуть позже, я к этому плавно подведу, а пока немного отвлечемся.
Вот тут Дима Навоша рассуждает о том, что уже скоро и до России дойдет тенденция, что в каждом СМИ будет по два отчета о матче: каждый из которых будет рассчитан на болельщиков каждой из команд. Востребованность в такой журналистике - это уже не новость даже для нас. Иначе в 1998 году футбольный Спартак не выпустил бы клубный журнал, а спустя какое-то время не запустил ТВ-передачу о себе, а потом и целый канал. У таких СМИ есть своя аудитория, которая если и хочет читать и слушать критику о любимой команде, то только в оптимистическом ключе. Хотя случаются и казусы, как, кажется, у Алекса Фергюсона, который рассорился с клубным каналом.
Также Дмитрий уверен, что скоро на некоторых матчах в интернет-трансляциях можно будет выбирать лояльного своей команде комментатора. И правда, тут выход или такой, или супер нейтральный комментатор. Но с супер нейтральным получается не всегда. Когда я смотрю в интернете трансляцию матча из Челябинска, оттуда идет картинка и комментарий с челябинского ТВ. А у нас на региональном ТВ не принято быть нейтральном, принято топить за своих. Причем, комментаторы-болельщики есть у всех клубов КХЛ, кроме трех московских (ну и "Витязя").
В США такая проблема решена уже давно.
Вот план одной из самых старых арен НХЛ. Домашнего дворца Эдмонтона. Пронумерованные точки (всего 22) - это позиции для телекамер. В этом дворце их меньше всего в НХЛ. В остальных дворцах - около 30. А кое-где и больше. Спросите зачем? Ведь многие знают, что для супер-качественной трансляции уровня ванкуверской Олимпиады достаточно 16 камер.
В НХЛ в каждом дворце есть две встроенные стационарные ПТС, позволяющие создавать и передавать картинку независимо друг от друга сразу на два канала. Поэтому даже на этом плане видно как камеры 1-4, 6-8 и 13-15 дублируют друг друга. Хотя часть из них используются для съемки крупных планов исключительно одной из "звезд", находящихся на данный момент на площадке.
Соответственно, играют Эдмонтон - Калгари, матч снимают 22 камеры, иногда зрители в обоих городах видят совершенно разную картинку (не в смысле качества, а в смысле кто-то общий план, кто-то повтор и т.п.), иногда видят одну, но всегда слышат "своего" комментатора, который болеет за своих. Потому что они смотрят два разных канала, на которые работают две съемочные группы.
В КХЛ такое организовать гораздо сложнее. Так как у нас в дворцах нет встроенных ПТС, а региональным ТВ-каналам выезд вместе с командой часто влетает в копеечку. Хотя иногда это спасает болельщиков обеих клубов. Например, прошлой осенью я не смог вырваться в "Сокольники" и смотрел матч Спартак - Динамо Рига с латышскими комментариями. Россия-2 и КХЛ-ТВ этот матч проигнорировали, а вот латыши пригнали из Риги свою ПТС и организовали трансляцию. На операторских позициях отсутствовали привычные операторы: там также работали латыши.
Но, к сожалению, даже так сделать получается не всегда. Помню бурную дискуссию на форуме минского Динамо, когда их местный канал ЛАД не сделал того же самого что и латыши, на выездном матче с тем же Спартаком.
Там же нашелся профессионал в области телевидения, который грамотно обрисовал ситуацию:
Конечно ситуация с отсутствием трансляции печальная, но вины нашего телевидения в этом нет, могу это заявить ответственно. Другой вопрос, что при формировании сетки трансляций можно было заранее предположить , что в Москве есть проблема с количеством ПТС которые одновременно могут работать на хоккейных матчах и можно было запланировать выезд в Москву нашей Белорусской ПТС. Но тогда встает вопрос финансовый и поверьте - это совсем не дешевое удовольствие.
Как человек, имеющий отношение к ТВ могу абсолютно точно разложить стоимость такого выезда: 1. Выезд-обследование нового объекта (делается как минимум один раз за несколько дней до первой работой на новом месте) - командировка 2-х спецов (режиссер + технический ответственный) - стоимость (проезд+проживание 1 сут.+командировочные) - 600 USD 2. Собственно выезд самой ПТС + машина тех сопровождения + персонал (22 человека !!!! и это минимум, не верите - считайте: Режиссер, ассистент режиссера (запись) ассистент режиссера (титры), ассистент режиссера (замедленный повтор), звукорежиссер, ассистент звукорежиссера, операторы камер - 8 человек, инженерный персонал - 4 человека, водители - 3 человека, администратор ) проживание всей этой тусы 3 суток - 66 человеко-дней минимум по 70 баксов сутки - для москвы это стоимость общаги (день до трансляции + день трансляции + день отъезда) суточные по 35 баксов (это чтобы в москве просто поесть) - 66Х35USD + собственно зарплата всех этих работников (3 дня режиссера высшей категории (а другой хрен сможет показать нормально - минимум 300 ЕВРО не считая гонорара - это в какой компании как) 24 человеко-дня операторов минимум по 150 000 рублей в день - 1 тысяча ЕВРО.
Плюс все остальные - еще пару тысяч Евро. Плюс стоимость спутникового канала шириной 9 МГц - на меньшем спорт нельзя показывать (специалисты меня поймут) - 6 Евро/минута, а надо сколько - учитывая возможный овертайм и буллиты - 150 минут итого - 900 евро + резервный спутниковый канал (можно 4,5 МГц по 3 Евро/минута - итого 450 Евро) Вроде как прямые расходы все - сколько получилось? Уже вроде как 11 000 ЕВРО (лень точно считать).
А теперь самая веселая часть расходов: Стоимость прав (ее надо купить у КХЛ) - не знаю но предполагаю что не менее 1000 EВРО за матч. Ну и конечно !!!!!! АММОРТИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ (для сведения - ПТС которая может адекватно транслировать хоккей вместе со всей вспомогательной техникой стоит не менее 3 миллионов ЕВРО (если SD) и не менее 6-7 миллионов ЕВРО(если HD). Срок аммортизации - 8 лет, количество дней выезда в год - 180 (в среднем) т.е 8Х180 = 1440 раз она отработает пока не аммортизирует полностью, т.е около 2000 ЕВРО - за каждый день выезда (а их у нас три) - итого еще 6000 ЕВРО. В итоге имеем - 18 000 ЕВРО расходов на один матч в Москве. Но это еще не все :)))))
Матч надо транслировать по всей нашей необъятной Беларуси? Ответ - конечно!!!!!!! Стоимость услуг БРТПЦ + Белтелеком (телецентр, передатчики которого работают по всей Беларуси) - очень приблизительно (у каждой ТВ компании по разному) - 2000 EBPO в час (а надо 2,5 часа) В итоге суммарные (оценочные) расходы на организацию трансляции матча из москвы нашими силами - 23 000 ЕВРО. А теперь о доходах - на основании ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О РЕКЛАМЕ" в пределах одного часа можно размещать не более 20% рекламы (т.е. 12 минут), при этом !!!!!!! не более 2-х раз одного и того же производителя!!!!!!! В итоге мы имеем потенциально 25 минут законной рекламы, т.е по 1 000 Евро за минуту (прошу заметить что это цена с учетом всех скидок) Никто и никогда в Беларуси не будет размещать свою рекламу по такой цене, разве что в режиме эксклюзива - но эксклюзив не возможен - не долее 2 -х раз в течении часа:)))) Вот такая арифметика. Не судите строго - может что и не учел или наоборот - приплел - суть от этого не изменяется.
Самый прикол - что на сегодня все ПТС Белтелерадиокомпании заняты . СТВ, ОНТ - тоже заняты. Если бы заранее (где нибудь в сентябре) было бы известно о невозможности трансляции из москвы - поверьте все это было бы включено в график (или договорились бы с какой нибудь Тверской, Рязанской, Тульской, не знаю какие там еще рядом есть телекомпании) и нашли бы под это дело эксклюзивного спонсора, но за 3 дня такие дела не решаются.
Пока на такие расходы у нас может идти далеко не каждая региональная ТВ-компания. Однако, у меня также нет сомнений, что рано или поздно у нас с каждого матча будет две трансляции. Сначала на топ-матчах в футболе, затем и до хоккея дойдет. В этом нам поможет Универсиада, Олимпиада и ЧМ-2018. ВГТРК уже начала закупку новых "Зворыкиных" и первая уже скоро достанется казанскому телевидению.
«Первый» - это многомиллионная аудитория, это охрененная пропаганда/реклама. Благо, есть что пропогандировать - топ-матчи КХЛ лично у меня вызывают восторг. «Вторая кнопка» останется на второй, как её не назови: «РТР», «Россия-1».
У нас команды в регионах чьи? По большей части бюджетные. Каналы в регионах чьи? Тоже бюджетные. Губернатор выделяет деньги на команду, дает команду местному ТВ транслировать игры.
В Москве команды частные (кроме Динамо, но оно к исполнительной власти отношения также не имеет). Телевидение или частное, или федеральное. Федеральному ТВ пофиг на такие вот региональные штучки, а московский хоккей - именно такой. Все каналы по большей части волнуют только рейтинги от Аншлага, Большой разницы и прочей лабуды. Поэтому остается только Россия-2. Но возможности этого канала, видимо, небезграничны, раз они не могу организовать две трансляции одновременно.
В посте приведены цифры в 23 тысяч евро. Рижское Динамо такие суммы выкладывало почти всегда. Кроме одного случая, кажется. Думаю да, командам западной конференции плюс зеленым эти суммы вполне по карману.
Приобретать ПТС клубу невыгодно. Во-первых, потому что стоимость самой простой машины 3 млн евро. Это треть бюджета Риги или Спартака. Во-вторых, если на Западе владелец ПТС может зарабатывать на сдаче ее в аренду, то у нас такого рынка не существует. Для этого нужно, чтобы в какой-нить Подольск приехал Пол Маккартни, собрал бы 18-тысячный стадион Витязь, а подольское ТВ платило бы 100 000 евро за аренду ПТС. Невероятно, в общем.
если бы. как минимум один раз Барсов точно прокинули с трансляцией, хотя в сетке ТНВ она стояла. как минимум один. возможно, даже два.
Мне тоже не нравятся ужасные ляпы Виктора Гусева, Андрея Голованова, Евгения Кузнецова. Но это не единственный критерий для спортивного комментатора, который комментирует на всю страну, если не сказать, что на весь мир...
а с Авой, кстати, у нас налажен обмен. то есть у нас на местном идет омская картинка с выездных матчей, а у них наша, когда «Авангард» играет в Новосибирске.