11 мин.

Ему говорили валить обратно в Словакию. А теперь он рубится с топами

Любая крутая тренировочная система бесполезна без знающих людей. Вряд ли я бы сделал это интервью, если бы однажды молодой тренер из Словакии не решил бросить себе вызов и не отправился на самый край России - Сахалин. Матей Дубецки рано закончил карьеру, успел потренировать игроков НХЛ, а теперь является участником и главной движущей силой одного из самых интересных проектов в нашем детском хоккее. 

- Три года назад на Сахалин приезжал десант из топовых журналистов, которые мощно написали про возможности вашего хоккейного центра. Что изменилось за это время?

- По оборудованию существенных изменений нет. Главные перемены прошли в тренировочных программах и подходе к обучению, и самое важное – мы запустили проект «Арена-Мастер 2008», это команда центра и она уже добивается неплохих результатов. Мы стараемся чтобы команды 2009-го и 2010-го годов тоже развивались по этому пути.

- То есть вы ушли от индивидуальных занятий в пользу тренировок целого детского возраста?

- Индивидуальные занятия в центре всё еще есть, они никуда не ушли, просто команда при центре упрощает работу тренера – он видит, над чем должен работать тот или иной игрок, на каком тренажере и сколько раз в неделю.

- Каких принципов придерживаетесь в тренировочном процессе?

- Во-первых, мы стараемся чтобы детям нравилось, и они были на позитиве. На льду, как и в центре, мы много работаем индивидуально и останавливаем игроков, если они делают упражнения и движения неправильно. Мы меньше налегаем на теоретические занятия и строгое разбиение на позиции: обычно ты приходишь в команду, тебя начинают учить по системе и учебникам, все расписано где стоять и что делать. Я считаю, что когда тебе 15-16 лет, то теорию можно намного быстрее выучить, чем катание спиной вперед или технику владения шайбой.

1

- Основной упор у вас делается на катание и технику, без лишней теоретической информации?

- Нельзя говорить, что теория совсем лишняя – просто все должно постепенно идти. Мы постоянно ставим перед детьми новые небольшие испытания, чтобы они узнавали что-то новое. Мы не столько тренируем, сколько учим играть в хоккей.

- Я слышал, что вы предлагаете детям самостоятельно придумывать упражнения, как такая идея пришла?

- Я изучал книги по психологии, там рекомендуется делать акцент на обучение, при котором дети мыслят сами. Я думал, они будут просто баловаться, потому что ещё маленькие, но остался в шоке от того, насколько их упражнения были эффективны. Мы придумываем упражнения и для центра – в формате прохода определенных станций, чтобы в игровой форме дети подтягивали свои навыки. Бывают и домашние задания – узнать кто стал первым номером драфта НХЛ, посмотреть на YouTube нарезки и придумать упражнение, связанное с выдающимся качеством этого игрока – ведь Макдэвид или Далин очень выделяются на фоне остальных игроков.

- А как распределяются позиции в команде, когда дети только начинают заниматься?

- Сначала мы не делаем четкого разделения на позиции, нужно посмотреть, к чему больше расположен игрок: ребята, которые любят возиться с шайбой, играть в пас и атаковать ворота играют в нападении. Есть и такие, кто любит перехватывать шайбу, отбирать ее и защищать ворота – их пробуем в защите. А в ворота обычно ставим самых ленивых (смеется).

- Какую пользу приносят тренажеры в процессе обучения?

- Тренажеры дают больше возможностей для достижения результатов. Если у игрока проблемы с катанием, то занятия на льду и дорожке помогут больше, чем только ледовые тренировки. RapidShot помимо броска тренирует реакцию и помогает работать над точностью. Очень важно, чтобы был хороший тренер.

- То есть тренер должен еще и уметь правильно использовать информацию, которую дает техника?

- Это основа всего. Это нужно, чтобы понимать, над чем игрок должен работать, какие огрехи у него есть в технике, например. Почти все родители считают, что если ты устал – тренировка прошла хорошо, но ведь если ты работаешь над техникой броска и катания, то усталость никак не поможет, игрок просто не сможет делать правильные движения.

- Родители мешают в работе?

- Да, как и везде я думаю. Родители очень субъективно относятся к своим детям, если ребенок играет чуть меньше – всё плохо. С другой стороны, так было всегда, это спорт.

2

- Детские тренеры по-разному справляются с проблемой родителей, кто-то принципиально не общается, есть те кто объясняет, как ты строишь отношения с родителями?

- Мы разговариваем, потому что если не общаться, может случиться большая ссора. Я предпочитаю решать какие-то мелкие конфликты.

- Вы неплохо выступаете на турнирах, особенно региональных, результаты команды 2008 года важны?

- Мы не ставили результаты основной целью. С другой стороны, результат обеспечил нам доверие и убедил окружающих, что мы идем правильным путем. Есть турниры, где стараемся показывать максимальный результат, на других соревнованиях делаем так, чтобы сыграли все дети. Два года назад играли с упором на две пятерки, это было неправильно, сейчас 2010 год избегает наших ошибок.

- Для тебя более приятно, когда команда играет здорово по качеству, но проиграла или игра не получается, но есть победа?

- Когда команда играет качественно, то результат для меня не так важен. Если проигрываем, то я думаю, что можно сделать лучше, появляется дополнительная мотивация. Мы придерживаемся нашей основы – результат не важен, важны навыки игроков, катание, владение шайбой, игра в пас, игра без шайбы. Результаты к нам приходят, нужно было лишь немного подождать.

Когда-то мы проводили первые игры с Ванино и влетели им в 12-13 шайб, затем проигрывали Хабаровску - лучший результат был «минус 4», мы ещё играли в 2 пятерки. Из-за отсутствия результата начались разговоры, что мы делаем что-то не так, дорожка -фигня, и вообще: «уезжай в свою Словакию» – если бы руководители поверили в то, что говорили тренеры соперников, то мы бы не имели того, что есть на Сахалине сейчас – а ведь мы не меняли ни систему игры, ни игроков. 

- У вас в команде ни одного приезжего?

- Ну да. Даже если мы кого-то будем искать, кто поедет на Сахалин? Обычно, когда приезжаешь в Москву, местные тренера предлагают переезжать, а мне нет смысла подходить к ребенку из ЦСКА и говорить: давай к нам на Сахалин, у нас дорожка есть - это смешно звучит.

- Дети уезжают с Дальнего Востока в московские школы, у вас наверняка тоже есть парни, которые на карандаше у грандов, как объясняешь родителям, что лучше повременить с отъездом?

- Конечно, мы общаемся, но не факт, что родители понимают все тонкости. Многие люди отправляют ребенка в незнакомый город, но не все ведь упирается в хоккей – дома есть родители, сестра, бабушка, друзья, а в том же ЦСКА на него никто не будет смотреть как на своего. Через год приедет другой паренек из региона, чуть получше и всё – до свидания. Здесь у наших ребят есть все – они могут и на шашлыки съездить, и на лыжах покататься, и быть дома. Я объясняю, что не нужно это все терять ради 1-2 сезонов в майке с надписью «ЦСКА».

3

- Один из тренеров, который посещал ваш центр, сказал что-то вроде «это все фигня», как к такому относишься?

- Не стоит давать категоричную оценку, пока не попробуешь. Игроки, которые пробовали наш подход, говорили, что им это реально помогает и улучшали свои навыки. Обычно тренеры так говорят в свою самозащиту, чтобы к ним отправляли детей на индивидуальную подготовку. У нас в Словакии, когда мы открыли центр, доходило до того, что тренеры запрещали детям его посещать: если ты ходишь тренироваться в центр – ты не будешь играть.

- Люди боятся прогресса?

- Может тренеры старой школы боятся потерять свой статус. Да и тренажеры - это как лекарство: кому-то поможет очень быстро, кто-то будет долго работать, некоторым не помогает совсем - последнее обычно бывает, когда сам игрок не хочет работать над собой, а вся инициатива идет от родителей.

- Родители постоянно ищут подкатки, отправляют в далекие летние лагеря – Рига, Сочи и прочие, центр на Сахалине может стать местом, где можно прокачивать свои скиллы дальневосточникам и не ехать далеко на Запад?

- Вполне. Может в центральную Россию в лагеря едут с прицелом на то, что ребенка заметят крупные школы. Но если ты хочешь в 15-16 лет быть на пике и реально конкурировать в Москве, то достаточно заниматься с правильным подходом и все придёт. У нас был проект организации сборов для команды Дальнего Востока - полноценной сборной, где лучшие игроки занимаются вместе. Нам нужно создавать условия здесь, чтобы дети не уезжали. Когда у нас люди это понимают, то на локальном уровне всё получается. Хотелось бы и на всём Дальнем Востоке к такому прийти.

- Один из главных аргументов тех родителей, которые увозили своих детей такой: нет конкуренции. Какой соревновательный уровень сейчас?

- Сейчас школы могут хорошо соревноваться, появились Владивосток, Ванино, мы добавились, у Хабаровска есть два состава. Этот уровень конкуренции позволяет игрокам расти, плюс у нас есть возможность съездить на серьезный турнир в Москву.

- Сколько нужно работать по времени летом, чтобы игрок реально мог почувствовать результат?

- Обычно две недели. Многое упирается в финансы и возможность приехать на две недели. И очень важно, чтобы игрок хотел.

- Дети много проводят времени в гаджетах, как ты к этому относишься?

- У детей страдает моторика и координация, в основном. Дети не могу колесо сделать или мячик поймать одной рукой. Это от родителей зависит, некоторые недовольны тренерами, но у них ребенок теряет по 3 часа в день за планшетом.

- Вы с командой смотрели финал Кубка Стэнли, ты поощряешь подобные мероприятия?

- Конечно, у нас в начале сезона игроки выбирают свою любимую команду.

- Почему не КХЛ?

- По времени неудобно смотреть, пропускаешь половину игр. Да и Хабаровск - наш главный соперник, зачем мы на них смотреть будем (смеется).

5

- Как все проходит после выбора команды?

- У нас все болеют за «Вашингтон» и «Питтсбург», по одному человеку - за «Эдмонтон» и «Сан Хосе». Если твоя команда проигрывает – делаешь 50 отжиманий, победила – получаешь серию бросков на RapidShot.

- Со взрослыми хоккеистами вы работаете?

- У нас занимаются хоккеисты из ХК «Сахалин» (Азиатская Хоккейная Лига - прим.). Всегда можно исправить какие-то огрехи, но у взрослых игроков лето - это период подготовки к различным соревнованиям. То есть они закладывают, прежде всего, физическую базу, а на катание и технику времени почти не остается.

- Ты в Словакии успел поработать с игроками НХЛ, расскажи об этом поподробнее.

- Я был в шоке от того, как игроки НХЛ хорошо относились к подобным центрам. Они конечно могли сказать, что это - фигня, но потом работали и меняли свое мнение. Я работал с Андреем Секерой, Рихардом Паником, Андреем Мезарошем и Любомиром Вишневски, плюс Николай Прохоркин и Богдан Киселевич тоже занимаются в Словакии.

- Кому больше всего помогли занятия?

- Мезарошу. Он не очень любил готовиться, но потом сам признавал, что у него был один из лучших сезонов в НХЛ после подготовки в Словакии. Секера - большой профи и работал на 100%. У нас был очень хороший тренер по физподготовке, мы делали совместные программы.

- Можно сказать, что будущее тренировочного процесса за такими центрами?

- Важно чтобы была правильная концепция: на Сахалине мы организовали мини-академию, и она работает, важно чтобы тренеры сотрудничали между собой. Когда ребенок занимается на дорожке, потом едет на другой конец города за физподготовкой - это непродуктивно. Родители ещё думают, что чем больше тренировок, тем лучше, а обычно все как раз наоборот.

- Как дети и родители отнеслись к тренеру-иностранцу?

- Ну, для меня это был только плюс: от меня ждали каких-то новых идей. Я многое подсмотрел из российской школы хоккея – у вас делается большой акцент на владение шайбой, у нас же больше внимания уделяют планированию и психологии.

- Можно натренировать игровое мышление?

- Разными упражнениями можно подсказывать игроку, показывать видео, давать не точные задания, а те, которые нужно домысливать и понимать. У нас недавно были корейцы на сборах – они так не могут, но когда мы им дали четкие задания, куда бежать, как двигаться, то они отрабатывали на 100%. Но развивать мышление можно и нужно.

  - Вы открываете центр в Китае, как думаешь, китайцы смогут использовать Олимпиаду в качестве импульса к развитию хоккея?

- При правильном маркетинге – вполне. Понятно, что они игроков не подготовят за 4 года, но если пойдет толчок и люди пойдут заниматься, то результаты повысятся. Вопрос –насколько. У них невысокий уровень и на первое время им будет достаточно даже индивидуальных тренировок в таких центрах, как наш пекинский. А для дальнейшего роста им уже придётся думать и, скорее всего, создавать мини-академии, по образу Сахалина. Пример Кореи есть перед глазами: они уже неплохо сыграли на Олимпиаде и попали в группу «А» Чемпионата мира.

Еще больше хоккейных вкусностей в моем Telegram-канале, вливайтесь.