Закольцевали десятилетие: первый и юбилейный Кубки Гагарина – владелец один, пути-дороги разные
Препятствий в 2009-м было гораздо больше
Вообще, предлагаемое читателю сравнение – дело неблагодарное. Да, у Кубка Гагарина, взяв который «Ак Барс» закольцевал первое десятилетие Континентальной хоккейной лиги, немало знаковых аспектов. Во-первых, казанский клуб, став обладателем юбилейного трофея, с тремя кубками опередил «Металлург», московское «Динамо» и СКА в топ-рейтинге КХЛ. Во-вторых, большой победой «Ак Барс» отметил 20-летие первого «золота», завоеванного казанской командой в чемпионатах страны и теперь с пятью титулами в новейшей истории отечественного хоккея (ее российском этапе) уступает только родному клубу своего наставника «Динамо». Но если мы положим на другую чашу условных весов первый Кубок Гагарина, добытый в апреле 2009 года, он все равно перевесит, потому что он был и навсегда останется Первым, Ведь все первое, как известно, всегда перевешивает – первый шаг человека, первая любовь, первый полет в космос…
Сравнение эмоций, нервов, колоссального перенапряжения сил, даже улыбок фортуны тоже говорит в пользу того, первого Кубка. Даже если обратиться к сухой констатации фактов, то изначально победить в 2009 «барсам» было в разы сложнее, чем теперь. Перед минувшим сезоном мало кто подвергал сомнению статус «Ак Барса» как сильнейшей команды на Востоке. Интрига (а, вернее, две) заключалась только в: а) удастся ли подопечным Билялетдинова одолеть сильнейший клуб Западной конференции и б) кто им (сильнейшим) станет – СКА или ЦСКА. В сезоне же 2008/09 «Ак Барс» ничем не выделялся из числа основных претендентов на первый в истории титул чемпиона КХЛ – «Авангарда» во главе с мегазвездным Ягром, московского «Динамо» с лучшим тренером-легионером в истории российского хоккея Вуйтеком и первым центрфорвардом страны Зиновьевым, «Магнитки» и, без сомнения, главного фаворита розыгрыша Кубка Гагарина – исключительно мощной, не имеющей слабых мест ни в одной линии команды – машины из Ярославля. «Локомотив» Кари Хейккиля, перемалывающий хребет каждому, кто становился на его пути, вполне можно было сравнить с хоккейным ЦСКА советских времен или, скажем, с футбольной мюнхенской «Баварией».
Но, боюсь, меня вновь потянуло в сторону эмоций (а как без них о той великой победе напишешь?) Обратимся к статистике. На пути к первому Кубку «Ак Барс» провел 21 матч – в 14 одержал победу, 7 проиграл (причем все – в основное время). В только что завершившимся плей-офф казанцы одержали 16 побед (все – в основное время) и только три раза проиграли, причем лишь однажды их победители («Амур») уложились в 60 минут.
В первом розыгрыше Кубка Гагарина «барсы» были чаще близки к досрочному прекращению борьбы, чем Штирлиц к провалу. Лишь первый раунд против «Барыса» они преодолели без проблем, одержав убедительные победы во всех трех матчах серии (в сезоне 2008/09 1 /8 и 1 /4 финала проводились до трех выигрышей одной из сторон). В четвертьфинальной серии против омских «ястребов» казанцы уступили в первом домашнем поединке и не отправились в Сибирь при почти безнадежном счете серии 0:2 только благодаря героизму вратаря-дебютанта Станислава Галимова в серии штрафных бросков. Проиграв первую встречу на «Омск Арене» из-за хозяйского гола-фантома и
реваншировавшись на следующий день с удивительным счетом 11:1, подопечные Билялетдинова стояли на краю пропасти в решающей, пятой игре и спаслись лишь благодаря вошедшим в легенду «пятнадцати секундам Никулина».
Полуфинальная серия с московским «Динамо» была «Ак Барсом» выиграна со счетом 4:2, несмотря на мощное психологическое давление федеральных СМИ и целый вал травм, вынудивших выходить на поле с потерявшим чувствительность пальцем даже основного вратаря команды Фредрика Норрену. Заключительный поединок серии в Москве был вытащен казанцами буквально на жилах – в составе красно-бело-зеленых на лед вышли всего четыре (!) «живых» защитника. Неудивительно, что после этой «пирровой победы» «барсы» оказались несостоятельны в дебюте финального противостояния и, без шансов, проиграв в первом матче на «Татнефть Арене», «горели» с таким же счетом к середине второго поединка.
Вновь в дело пришлось пускать знаменитый характер. Совершив невероятный камбэк и выправив положение в серии, «барсы» обменялись с «железнодорожниками» выигрышами в Ярославле, но в пятом поединке у себя дома вновь проиграли, а в шестом уступали сопернику за несколько минут до окончания матча и только ценой алогичного «слаломного» прохода к воротам Гелашвили Зарипова и гола в овертайме Хентунена отменили готовящееся празднование «Локомотива» вернули серию в Казань при счете 3:3.
Судьбу первого Кубка Гагарина решила единственная шайба Алексея Морозова, подобно тому как судьбу юбилейного, десятого трофея КХЛ определил единственный гол Роба Клинкхаммера в ворота голкипера ЦСКА Юханссона. На этом сходство в дорогах к титулу заканчивается. Если и пришлось поклонникам «Ак Барса» поволноваться по ходу последнего плей-офф, то только дважды. Первый раз – в пятом матче серии первого раунда против «Амура», когда на табло почти до финальной сирены горели цифры 1:1 и поражение вынудило бы казанцев во второй раз за короткое время лететь на Дальний Восток, что не лучшим образом могло сказаться в дальнейшем на их функциональном состоянии. Могли возникнуть сложности у команды Билялетдинова и если бы они позволили «Металлургу» развить успех после выигранного уральцами первого матча четвертьфинальной серии. Но во встрече №2 «барсы», ведомые Данисом Зариповым, взяли убедительный реванш и уже до конца всего плей-офф не заставили усомниться в своем превосходстве как над «Магниткой», так и над следующими соперниками – «Трактором» и ЦСКА.
Резюмируя общее сравнение двух «путей воина», подчеркнем – для завоевания первого Кубка Гагарина «Ак Барсу» пришлось приложить намного больше усилий, чем на то, чтобы овладеть трофеем в третий раз. А теперь…пройдемся по линиям и персоналиям
Вратари: без стажировки в «Нефтянике» не обошлось
Если сравнивать действия голкиперов «Ак Барса» в розыгрышах первого и юбилейного Кубков Гагарина, то трудно, но все же можно найти кое-что общее, кроме, конечно, победного итогового результата. Перед сезоном 2008/09 Зинэтула Билялетдинов и его штаб оказались перед необходимостью формирования новой вратарской линии – клуб покинули американец Роберт Эш и финн Мика Норонен. Упор сначала был сделан на еще одного представителя заокеанской школы Уэйда Дубелевича, но эта ставка оказалась несерьезной – пропустив 57 шайб в 21 встрече, канадец покинул Казань. После этого из «Нефтяника» был возвращен воспитанник челябинского хоккея Станислав Галимов, который был приглашен в «Ак Барс» в 2006-м, дебютировал в составе в 2007-м, но в основном защищал ворота альметьевской команды. В «регулярке» 2008/09 20-летний Галимов провел за «барсов» 26 игр, одержав в них 21 победу и 7 раз (!) сыграл на «0».
Усилил вратарскую бригаду опытнейший 35-летний Фредрик Норрена, второй голкипер сборной Финляндии на серебряной для нее Олимпиаде-2006 в Турине. Приехав в Казань
ближе к окончанию первого этапа чемпионата, финн успел одержать 7 побед и один раз оставить свои ворота нераспечатанными в 11 встречах.
В роли стража №1 Норрена начал и плей-офф, уверенно отыграв серию с «Барысом», но получил повреждение руки перед четвертьфинальными матчами против «Авангарда». Галимов дебютировал за «Ак Барс» в плей-офф и стал героем второй встречи, отразив решающий бросок Якуба Клепиша в серии штрафных бросков. В дальнейшем оба голкипера проявляли по ходу кубковой стадии и мастерство, и характер (в частности, Норрена играл в полуфинальной серии в Москве с замороженным пальцем) и стали важными соавторами большой победы. По результатам плей-офф Норрена в 15 играх одержал 10 побед (4 проигрыша), показав 92,0 % отраженных бросков и коэффициент надежности 1,95. Два раза экс-вратарь «Коламбуса» сыграл на «0», причем вторая «сухая» встреча пришлась на 12 апреля 2009, когда и был завоеван Кубок Гагарина.
Показатели в плей-офф Галимова были следующие: 7 игр (3 победы, 2 поражения), 92,6% отраженных бросков, коэффициент надежности 1,67 (по этому показателю Станислав стал вторым среди конкурентов) и один «сухой» матч. Всего же в 21 кубковой игре голкиперы «Ак Барса» пропустили 40 шайб (в среднем 1,9 за матч).
В минувшем сезоне ситуация с вратарями в «Ак Барсе» была диаметрально противоположной. В ходе предыдущего чемпионата в качестве основного голкипера команды прочно утвердился тогда 25-летний воспитанник «Ак Барса» Эмиль Гарипов, впервые вызванный в состав из альметьевского «Нефтяника» в 2011-м, когда ему (как и Галимову в сезоне 2008/09) было 20 лет. Именно покинувшего в 2011-м году Галимова был призван заменить Гарипов, но произошло это не сразу – окончательно вытеснил Станислава из «рамки» Эмиль в сезоне 2016/17, во время второго периода пребывания Галимова в казанском клубе.
Регулярный сезон 2017/18 Гарипов провел в качестве безоговорочного первого номера (на счету еще одного собственного воспитанника и приглашенного «под плей-офф» Александра Шарыченкова было участие в 12 играх на двоих). В 47 встречах «гладкого» этапа Эмиль одержал 28 побед (16 поражений), сыграв 5 раз на «0» (93,1% отраженных бросков, 1,99 – коэффициент надежности). В плей-офф, в котором Гарипов отыграл «от звонка до звонка» всю 21 игру он улучшил свою статистику – 94,4% отраженных бросков (третье место среди конкурентов) и 1,55 – коэффициент надежности (также третье место). Два раза голкипер сыграл на «ноль», в том числе и в «золотом» матче финальной серии с ЦСКА. Всего же Гарипов в 19 матчах плей-офф одержал 16 побед (при трех поражениях) и пропустил 30 шайб (в среднем – 1,78 за матч). Эти цифры говорят о большей надежности вратарской линии «Ак Барса»-2018 по сравнению с «Ак Барсом»-2009 и подтверждает высказанную выше мысль об убедительности и закономерности нынешнего триумфа команды Билялетдинова.
Защита: важнейшей задачей была помощь Гарипову
Говоря о том, как Эмиль Гарипов превратился в одного из лучших отечественных вратарей, большинство специалистов подчеркивает, что этому способствовала система игры «Ак Барса» в обороне, при которой блокируется большое количество бросков и голкипер чувствует дополнительную защищенность. 10 лет назад система действий в обороне у команды Билялетдинова была несколько иной, но и индивидуальное мастерство вратарей «Ак Барса» - от Брэтуэйта и Еременко до Норрены и Веханена было, объективно говоря, выше, чем у Эмиля Гарипова и его напарников.
В первом сезоне КХЛ первая пара защитников казанской команды была одной из лучших в лиге. Помимо надежных действий у своих ворот, Илья Никулин и Андрей Первышин отличались умелыми подключениями в атаку, действовали в бригаде большинства и, соответственно, показывали высокую результативность. В 53 играх регулярного сезона, Никулин набрал 33 очка, забив 7 шайб, а Первышин в 54 матчах 6 раз
отличился голами и сделал 21 передачу. В плей-офф эти способности никуда не исчезли – с 10 очками (2+8) в 17 встречах Никулин стал вторым ассистентом среди защитников, а Первышин (гол и 9 передач) первым. Причем каждая из шайб, заброшенная лидерами казанской обороны, была, что называется, на вес золота – Никулин спас «партнеров» от вылета во втором раунде, распечатав ворота «Авангарда» за 15 секунд до окончания последней встречи, а Первышин голом в овертайме завершил удивительный камбэк «барсов» со счета 0:3 во втором матче финального противостояния.
На счету двух остальных пар обороны «Ак Барса» сезона 2008/09 – Емелин-Панин и Медведев-Мухачев 3 гола и 9 передач. Когда начинавший хоккейную карьеру нападающим Евгений Медведев станет в своей пятерке фактически четвертым форвардом, атакующий вектор оборонительной линии команды обозначится еще более четко, а в первом «золотом» сезоне КХЛ на счету защитников «Ак Барса» (к их числу добавим также Вячеслава Буравчикова с 18-ю играми и одной передачей и дебютировавшего в полуфинальной серии Василия Токранова) в кубковом розыгрыше 6 (из 56 заброшенных командой) голов. 27 передач и 33 очка.
Нагрузка на оборонительную линию «Ак Барса» минувшего сезона распределялась более равномерно. В пятерку имевших в плей-офф наибольшее количество игрового времени не вошел ни один представитель чемпионского состава, в то время как в 2009-м Первышин (25,2 минуты в среднем за игру) и Никулин (24,8) заняли, соответственно, третье и четвертое места в этом рейтинге. Многоопытный лидер обороны команды последнего сезона (одно из самых удачных приобретений клуба) Андрей Марков, набравший, кстати, как и Никулин в первом сезоне КХЛ, в «регулярке» 33 (5+28) очка в 55 встречах, в плей-офф стал только четвертым по результативности защитником в команде (гол и 2 передачи). Он уступил Токранову с 9 (3+6) баллами, ставшему третьим бомбардиром и пятым ассистентом кубковой стадии среди защитников (с тремя голами Василий разделил и первое место в гонке снайперов среди коллег по амплуа). Выше Маркова по результативности оказались и Атте Охтамаа (гол и 5 передач), и еще один дебютант «Ак Барса» молодой Никита Лямкин (4 паса). Сочетания пар защитников Билялетдинов тоже варьировал чаще, чем когда он с «барсами» завоевывал первый Кубок Гагарина, но в большинстве матчей (исключая те, когда Альберт Яруллин и Токранов не могли играть из-за повреждений) на лед выходили пары Марков-Яруллин, Охтамаа-Токранов и Батыршин-Лямкин. Седьмым из игроков обороны в заявке почти неизменно присутствовал Михаил Сидоров, тремя передачами в 13 встречах отметился Роман Манухов. Всего же из 51 шайбы «Ак Барса» в плей-офф на счету защитной линии 5 голов плюс 21 передача и 26 очков (цифры вполне сопоставимые с действиями обороны в первом розыгрыше Кубка Гагарина).
Атака: два ударных звена – рецепт успеха
Сравнивая действия звеньев нападения, ставших основной ударной силой обеих побед – в 2009-м и 2018-м, натыкаемся на любопытные аналогии. Перед первым сезоном КХЛ Казань покинули знаковые для «Ак Барса» хоккеисты – самый результативный защитник Жиру, один из лидеров атаки Чаянек и, самое главное, лучший из играющих в России отечественных центрфорвардов первого десятилетия ХХ1 века Сергей Зиновьев. Выбыл важнейший элемент ведущего звена клуба, «тройки мечты ЗЗМ» и без адекватной замены Зиновьеву не могло быть и речи о том, чтобы претендовать на титул.
Замену воспитаннику прокопьевского хоккея нашли в Швеции, пригласив на роль центрального нападающего ударного звена 28-летнего Тони Мортенссона, чемпиона мира-2006, набравшего 241 очко в 258 играх за «Линчепинг». С заменой, что называется, «попали в яблочко» – по итогам регулярного сезона Морозов и Мортенссон заняли, соответственно, третье и четвертое места в рейтинге бомбардиров и снайперов лиги, а в 21
играх плей-офф на счету тройки Зарипов-Мортенссон-Морозов оказалось 51 очко (21 шайба и 30 передач). MVP плей-офф Алексей Морозов с 19 (8+11) очками стал первым бомбардиром и вторым ассистентом кубкового этапа, в пятерку лучших бомбардиров вошли также Мортенссон (16 (7+9) и Зарипов (16 (6+10) баллов.
Перед сезоном 2017/18 «Ак Барс» не понес столь серьезных кадровых потерь, но необходимость усиления ведущего звена добравшейся весной 2017-го до бронзовых медалей команды лежала на поверхности – вместе с большими мастерами и признанными снайперами Азеведо и Секачем в нем действовал настырный, боевитый, но явно уступающий партнерам в классе Голубев. И вновь селекционная служба клуба на роль центрфорварда №1 определила шведа – 26-летнего Антона Ландера, правда «выудив» его не из национального чемпионата, а из НХЛ, в котором тот провел около 200 игр за «Эдмонтон». В отличие от Мортенссона, завидной результативностью Ландер не впечатлял, но, как и его соотечественник, с первого же сезона органично почувствовал себя в новом клубе, став одной из «звезд» как регулярного чемпионата, так и плей-офф. В итоге в 19 кубковых играх звено Секач-Ландер-Азеведо набрало 50 очков – совпадение с результатом трио Мортенссона просто удивительное, а по заброшенным шайбам – вообще стопроцентное (21). При этом MVP розыгрыша Кубка Азеведо с 24 (9+15) баллами стал (как и Морозов в 2009-м) лучшим бомбардиром плей-офф. Также Джастин занял первое место среди ассистентов, намного опередив всех конкурентов и по числу победных шайб (5).
Второе атакующее звено «Ак Барса» образца сезона 2008/09 составили выступавший в Казани с 2006 года Дмитрий Казионов, пришедший в ходе предыдущего сезона Юкка Хентунен и второе, наряду с Мортенссоном, главное приобретение межсезонья -30-летний Нико Капанен, который на пять лет станет одним из символов успехов казанской команды. В плей-офф эта тройка набрала 29 (12+17) баллов за результативность и внесла огромный вклад в итоговый успех. Именно вторая тройка чемпиона выдвинула из своих рядов лучшего снайпера розыгрыша Кубка Гагарина – им стал Юкка Хентунен, забивший 9 голов.
Второе ударное звено действующего обладателя Кубка Гагарина, в отличие от трио Капанена, сыгрывавшегося с начала регулярного сезона, сложилось, по большому счету, в ходе плей-офф, а, точнее, его второго раунда, в котором «барсы» встречались с «Металлургом». Его составили один из лидеров команды нового поколения Владимир Ткачев, вернувшаяся после 4-летнего пребывания в Магнитогорске легенда клуба Данис Зарипов и дебютант клуба Станислав Галиев, проведший всю свою «доказанскую» карьеру за океаном – в низших лигах и системе «Вашингтон Кэпиталз». В итоге, родившееся уже в горниле решающих баталий звено, сыграло даже результативнее тройки Капанена образца первого сезона КХЛ, набрав 35 (10+15) баллов. И еще одно интересное совпадение – лучшим снайпером плей-офф, как и в первом сезоне КХЛ, стал форвард второго звена «Ак Барса» - на этот раз Галиев (10 шайб).
Сравнивать статистические показатели сдерживающих звеньев двух чемпионских команд не совсем корректно – заброшенные шайбы и результативные передачи не являются самоцелью для составов, призванных навязать контригру ведущим сочетаниям соперника. Просто констатируем - третье-четвертое звенья «Ак Барса» - чемпиона КХЛ-2009 – оказались результативнее выполняющих аналогичные функции составов нынешней команды. Тройки Бадюков-Степанов-Олег Петров и Алексеев-Обухов-Клименко набрали в розыгрыше первого Кубка Гагарина по 17 очков, в то время как звено Лукоянов-Бурмистров-Потапов отметилось восемью баллами, а трио Глухов-Свитов-Клинкхаммер 14-ю. Правда, есть одно но – в звене Свитова до выздоровления Глухова (9 игр в плей-офф) выступал Косов (11) и если учесть его 3 шайбы и 2 передачи, то статистика будет несколько иной. Всего же в первом розыгрыше Кубка Гагарина форварды «Ак Барса» забили 50 шайб, а в последнем – 46, проведя при этом на два матча меньше.
Подытожим – согласно хоккейной философии Зинэтулы Билялетдинова нет разделения на тех, кто «играет на рояле» и «кто его таскает», но на деле успех его команде в обоих розыгрышах Кубка Гагарина обеспечило наличие двух ударных звеньев и четкое выполнение остальными сочетаниями нападающих возложенных на них задач по, в первую очередь, нейтрализации противника.
В качестве послесловия
Понятно, что проведенное сравнение действий игроков «Ак Барса» при завоевании первого и третьего (в своей истории) Кубков Гагарина не претендует на полноту – за рамками материала остались действия в неравных составах, количество сблокированных бросков, цифры штрафного времени и многие другие показатели. Тему эту можно и следует развивать, но в заключение необходимо подчеркнуть – несмотря на все различия и схожесть двух чемпионских дорог – 2009 и 2018 годов, «космическую одиссею» нынешнего «Ак Барса» и команды 10-летней давности объединяет главное – фигура «главного конструктора». И в 2009-м и в 2018-м к большой победе и главному трофею КХЛ (как и в 2010-м) великую команду приводил великий тренер – Зинэтула Билялетдинов. Но то, как сам наставник изменился за эти годы и что нового он привнес в игру и методы управления подопечными – тема большого отдельного разговора.
Александр Норден, 20 мая.