10 мин.

Стрелы «Амура» пощипали, но броню не пробили: к итогам первой для «Ак Барса» серии плей-офф-2018

В серии с дерзко ворвавшимся в круг соискателей Кубка Гагарина хабаровским «Амуром» подопечные Зинэтулы Билялетдинова должны были решить две задачи: а) пройти в следующий раунд, б) обойтись четырьмя – максимум пятью матчами – в случае повторного за короткое время визита на Дальний Восток через семь часовых поясов последствия для организма хоккеистов, даже в случае успешного завершения противостояния, могли стать серьезным препятствиям к следующим победам. «Никто не хотел еще раз лететь в Хабаровск», признался после решающего пятого матча его главный герой, молодой защитник казанцев Никита Лямкин. Обе задачи успешно решены – двукратный обладатель Кубка Гагарина обошелся «малой кровью», то есть всего одним перелетом в «конец географии» и переводит дух в родном городе, ожидая следующего соперника. Какие же уроки можно извлечь из, прямо скажем, не совсем простой серии?

 

Каким показался соперник?

    Во-первых, об «Амуре». Команда всего во второй раз в своей КХЛ-овской истории пробивается в плей-офф и вновь, как и в сезоне 2011/12, не проходит дальше первого раунда. Правда, прогресс налицо – в тот сезон, прошедший под знаком страшной трагедии с «Локомотивом», хабаровчане проиграли «Авангарду» все четыре встречи, теперь одну смогли зацепить. То, что команда Андрея Мартемьянова попала в кубковую восьмерку от Востока только в последнем туре, не умаляет ее заслуг – после ужасного старта (9 поражений в 11 играх) дальневосточники начали показывать хорошую игру, не пасовали перед авторитетами и дома, и в гостях, и заняли в итоге отнюдь не чужое, а свое проходное место, став одним из самых зрелищных и посещаемых в регулярном первенстве клубов. Отличный вратарь Метсола, побывавший на олимпиаде, опытнейшая оборонительная линия во главе с Дуайеном отечественного хоккея Виталием Атюшовым, игроками национальной сборной Чехии Коларжем и Йорданом, острое нападение, где сочетается мастерство Зогорны и братьев Ущениных с задором и энергетикой открытий этого сезона Бывальцева, Ли и Литовченко, образовали «гремучий» коктейль, «ядовитый» для любого соперника. Плюс твердая рука отличного в прошлом хоккеиста и прогрессирующего с каждым сезоном тренера Мартемьянова, плюс бешеная поддержка родной «Платинум Арены», которую «барсом» пришлось испытать на своей «шкуре». То, что соперники однажды встречались в плей-офф, почти 20 лет назад, в сезоне 1998/99 – не в счет – тогда робкий провинциал из Хабаровска был не четой только что ставшему сильнейшим в России моисеевскому «Ак Барса» и проблем в трехматчевой серии фавориты не испытали.

   Немаловажно и то, что «Амур» подошел к встречам с победителем Восточной конференции уже в «плей-оффном» тонусе, в котором он находился на протяжении почти всей «регулярки», в то время как дружине Билялетдинова приходилось не только молиться на быстрейшее восстановление после серьезных травм лидеров, но и решать мотивационные задачи. Выйдя в кубковый раунд, хабаровчане уже могли считать задачу на сезон решенной и действовать раскрепощено, в свое удовольствие. А вот не выиграй эту серию «Ак Барс» - этого никто бы не понял, да еще фактор акклиматизации и реакклиматизации, с которого, собственно, мы и начали свой анализ.

   В целом, свое впечатление по сезону, «Амур» подтвердил и в ходе серии. Метсола и оборона сыграли надежно, не рассыпавшись перед грозным нападением «барсов» ни в одном из пяти матчей и даже после потери своего лидера и капитана Атюшова. Креатива в атаке дальневосточники не показали, но, умея держать удар, они продемонстрировали высокий КПД извлечения максимума из минимума создаваемых голевых моментов, что проявилось во второй и пятой встречах. К тому же, именно они подали «барсам» пример того, как разыгрывать лишнего, за счет главным образом этого компонента, убедительно переиграв казанцев в первом ответном поединке. Так что «Амур» приглянулся, став достойным соперником и так «разогрев» «барсов», что последним пришлось одержать итоговую победу совсем не в «эконом-режиме».

 

Хорошо, что Азеведо травмировался так рано

    В середине октября «Ак Барс» в Санкт-Петербурге одержал одну из своих самых ярких побед на «гладком» этапе юбилейного чемпионата КХЛ. Ценность этой виктории над СКА была тем больше, что одержана она была без двух ведущих форвардов – Азеведо и Попова, травмированных в ходе выездного турне накануне встречи с «армейцами». С учетом того, что такая же участь постигла еще одного нападающего Малыхина, турнирные перспективы казанцев представлялись весьма смутными. К счастью, прогнозы не подтвердились и конференцию «Ак Барс» выиграл.

    Выскажу парадоксальную мысль – плохо, что лидеры нападения команды травмировались, и серьезно, но хорошо, что это произошло так рано, когда до плей-офф оставалось еще почти пять месяцев. Про сроки восстановления Попова сразу было сказано – «4 месяца», с остальными ситуация была неясной, но все успели восстановиться после Нового года, принять участие (в первую очередь Азеведо) в играх завершающей части первенства и подтянуть свои кондиции во время сбора и контрольных матчей периода февральской паузы в чемпионате.

   В итоге, можно сожалеть, что Азеведо по понятным причинам не смог составить Клинкхаммеру компанию на пьедестале Пхенгчанга, но, с другой стороны, серия против «Амура» показала, что лидер нападения «барсов» подошел к плей-офф свежим, изголодавшимся по игре, причем не только по тем ее компонентам, которые у него получаются лучше всего (голам и передачам), но и по силовым приемам и действиям в обороне. С тремя шайбами и четырьмя передачами наш миниатюрный канадец стал самым результативным в своей команде, причем сразу в трех встречах (№№1,2 и 4) именно голы Азеведо стали для «Ак Барса» победными!

   Если Попов (как и его постоянный партнер по игроцкой карьере Глинкин) пока находятся в «резерве главного командования», то Малыхин, пусть пока очков не набрал, без сомнения, поможет команде в следующих кубковых раундах. С его возвращением возросло число людей, умеющих «продавливать пятак» - теперь это не только Потапов и Клинкхаммер, ну а умение Федора создавать для партнеров удобные ситуации для завершающих бросков всем давно известно. Словом, если уж получать повреждения, то предпочтительно задолго до решающих матчей.

 

В «Ак Барсе» вновь есть звено-лидер

    В наше время наличие в команде ведущего звена в постоянном составе – не такое уж частое явление. Когда такое сочетание появляется и начинает давать результат в «Ак Барсе», его начинают сравнивать, сами понимаете, с какой тройкой. Звено Секач – Ландер – Азеведо сложилось не сразу – штаб Билялетдинова много экспериментировал с сочетаниями по ходу сезона, затем в дело вмешалось повреждение Азеведо. Но вот, тьфу-тьфу, не сглазить, и паззл собран. Легионерское звено «барсов» в серии с «Амуром» не только набрало больше половины (17 из 33) очков своей команды, оно действительно было первым по всем показателям – организовывало быстрые и победные голы, выходило при реализации большинства, проводило больше, чем другие тройки, времени на площадке. Что еще очень важно – все форварды – и Азеведо с его горячими португальскими кровями, и Секач, имевший в «регулярке» за 40 минут штрафа, и Ландер, которого постоянно бьют и провоцируют, играют очень дисциплинированно – 4 минуты на штрафной скамье на троих в пяти матчах – отличный показатель.

   Если уж сравнивать с кем это звено, то я бы вспомнил не трио ЗЗМ, а другое казанское звено легионеров – финскую тройку Капанен – Иммонен – Песонен, которую Зинэтула Билялетдинов бросил в бой в решающих матчах финальной серии против ХК МВД, завершившейся завоеванием «Ак Барсом» второго Кубка Гагарина. Давно в казанском клубе не было столь сильного сочетание форвардов-легионеров – отдельные персоны (вратарь Нильссон) или связка Азеведо – Меллер были еще недавно – в 2015-м, но чтобы целое трио! Ну а уж если кого и выделять из этой «троицы», то меня все больше удивляет Ландер. Человек не только забивает очень важные (да еще и самые быстрые) голы, не просто играет важнейшую роль на всех участках площадки, но и постоянно лезет в самую гущу борьбы. Удивительно, но Ландер, по идее, не должен выглядеть свежее своих партнеров – в отличие от Азеведо, который долго восстанавливался после повреждения и Секача, ездившего на Игры в Корее, но «затухшему» и посаженному в запас к концу турнира, Антон зажигал во всех играх своей сборной, став лучшим снайпером в ее составе. И вот горит по-прежнему ярко, остается надеяться, что и в следующих раундах порох у боевого шведа, готового играть даже с разбитым носом, и его партнеров, останется сухим.  

 

Еще раз об игре в неравных составах

    Лишний раз подчеркивать важность в плей-офф умения реализовывать большинство – все равно, что доказывать, что в хоккей играют на коньках, а не на лыжах. Вплоть до последнего, пятого матча, соперники действовали довольно недисциплинированно, но только в хабаровских играх смогли разыграть лишнего. Примечательно, что сделали это «тигры» и «барсы» по три раза. По общему количеству набранного штрафного времени, хабаровчане татарстанцев превзошли почти в два раза – 130 минут у «Амура»  и 66 у «Ак Барса». Но если мы уберем из этой статистики минуты, «намотанные», как показалось, не совсем адекватным дальневосточным канадцем Александром Пикаром, то получим вполне сопоставимые цифры. Во всяком случае, в последней встрече, в которой для команды Мартемьянова решалось все, а для казанцев – очень многое, соперники сыграли очень дисциплинированно, заработав всего 4 удаления на двоих. Возможно, одной из причин этого стало отсутствие Пикара…Как бы то ни было, «барсы» понравились тем, что почти не отвечают на провокации, вот только удаления за нарушение численного состава или при проведении вбрасывания желательно из арсенала команды совсем исключить.

   Что до реализации в целом, то у казанцев здесь есть большие резервы. За исключением матча №4, действия бригад большинства слишком академичны и предсказуемы. Вбрасывания выигрываем с большим перевесом, в зону входим легко, а потом, чаще всего, следует бесконечный перепас и редкие броски, которые оказываются либо неточными, либо заблокированными. Хорошо хоть, что традиционно сильная в последние сезоны сторона «Ак Барса» - нейтрализация большинства соперника – почти не дает сбоев. Это важно, потому что весьма вероятно, что нашим будущим соперником станет «Магнитка», в которой, даже без Зарипова, розыгрыш лишнего остается одним из важнейших козырей.

 

И куда же без «неприметного героя»?

   От Зарипова, Ткачева, Галиева и других лидеров «Ак Барса» (исключая легионеров) мы ждем большего. Завершая же этот материал, хочется сказать еще об одном уроке серии 1/8 финала – порою судьба как отдельных матчей, так и целых серий в плей-офф играют не те, кто играет на рояле, а те, кто этот рояль, простите за банальность, таскает. Когда матч №5 катился к овертайму, и перспектива второго дальнего перелета «Ак Барса» начала отчетливо вырисовываться, таким «неприметным героем» стал молодой Лямкин, цитату которого мы привели в преамбуле. Никто бы не сказал и слова упрека защитнику, если бы он за 7 минут до финальной сирены, дойдя до чужой синей линии, просто забросил шайбу в зону. Но, увидев, что подобрать каучуковый диск некому, Никита сам ринулся к лицевому борту и в борьбе с двумя соперниками выдал шикарный пас Свитову, которому оставалось только переправить шайбу Клинкхаммеру на пустой угол. Находчивость защитника и мгновенное принятие им единственно верного решения обеспечили самый важный гол серии, а партнеры Лямкина (как и он сам) записали себе первые баллы за результативность. Солисты солистам, но историю успеха во встречах на «выживание» часто пишут скромные настройщики инструментов. Лишь бы смекалка не подводила…