6 мин.

Первому игроку приготовиться. Финал конференции для «Трактора» – не такая утопия, как казалось еще осенью

К команде Анвара Гатиятулина пора присмотреться внимательнее.

Такое уже было. Перед сезоном 2015/2016 перед «Трактором» была поставлена задача пройти два раунда плей-офф и дойти до финала конференции. Конечно, всегда нужно стремиться к самым главным вершинам, но объективно говоря в тот момент истории челябинский клуб не был готов к таким большим победам. По многим причинам.

Плюс расклады сил в конференции были другими. За своим вторым кубком собиралась «Магнитка», конференцию выиграл «Авангард», «Сибирь» выглядела сильной и у Андрея Скабелки все еще было очень хорошо, «Ак Барс» был пятым (и проиграл «Салавату Юлаеву» в первом раунде). А у «Трактора» было море проблем, перестройка на ходу и несбалансированный состав, даже несмотря на действующие контракты Максима Якуцени, Дерона Куинта, Андрея Попова и Антона Глинкина.

И уже осенью все пошло совсем не так, как планировалось. Андрей Николишин перегрузил игроков, утратил взаимопонимание с лидерами и в ноябре закончил работать в «Тракторе». Анвару Гатиятулину досталась команда, находящаяся вне зоны плей-офф, изможденная физически и психологически. Тогда новому главному тренеру и клубу в целом нужно было делать множество параллельных историй, помимо попытки выйти в плей-офф: приводить хоккеистов в нормальные кондиции, перебирать состав под свое видение игры, смотреть в будущее. Нет, конечно, «Трактор» включился в гонку и практически отыграл отставание от восьмого места (на выходе минус три очка от «Нефтехимика»), но объективно говоря, уже в декабре ни о каком финале конференции никто не вспоминал.

Челябинск в 2016-м просто не попал в плей-офф.

Два года спустя в «Тракторе» вернулись к идее финала конференции. Да, в сентябре и октябре эта цель выглядела как-то даже идеально недостижимой. «Трактор» оказался в центре циклона – из-за многочисленных травм, кадровых вопросов, традиционных осенних траблов в игре, на этот раз вызванных попыткой использовать новую концепцию и сместить акценты на атаку. Но ситуация выправилась. И теперь для решения задачи у команды, кажется, есть все необходимое.

Вот самые важные составляющие.

Опыт главного тренера +

Три месяца до истечения контракта Анвара Гатиятулина +

Конкурентоспособный состав и уровневый бюджет +

Конъюнктура на востоке

А теперь подробнее.

Опыт главного тренера

Для главного тренера «Трактора» – это второй полный и третий в карьере сезон в КХЛ. В каждом из них он проявлял себя с наилучшей стороны. Сначала – как антикризисный менеджер. Затем – как перспективный молодой тренер, выработавший свой фирменный узнаваемый стиль, который – что важно – приносит результат.

Сейчас Анвар Гатиятулин – один из главных козырей «Трактора». Это находящийся в возрасте прогресса специалист, ни на секунду не прекращающий совершенствоваться. С ним нравится работать хоккеистам: в каждом из трех сезонов Гатиятулина в КХЛ в его командах была отличная раздевалка. Он стрессоустойчив: и в сезоне 2016/2017, и в сезоне 2017/2018 Гатиятулин и его команды проходили через крайне тяжелые времена (оба раза – осенью) и благополучно из черных полос выбирались.

Перед главной частью сезона 2017/2018 в бэкграунде Анвара Гатиятулина – 146 матчей в КХЛ, 76 побед (62 – в основное время) и общие 97 матчей с набранными очками.

Три месяца до истечения контракта Анвара Гатиятулина

Контракт главного тренера «Трактора» с клубом истечет 30 апреля 2018 года. Это обстоятельство также должно сыграть за Челябинск в Кубке Гагарина, так как мы имеем дело с чистой воды мотивацией. Все просто: Анвару Гатиятулину нужно что называется прямо здесь и сейчас показать товар лицом. Два попадания в плей-офф в двух полных сезонах в КХЛ у него уже есть. Нужен следующий шаг. А лучше несколько.

В любом случае Анвар Гатиятулин будет желанной фигурой на тренерском рынке КХЛ в самое ближайшее время, это не вызывает никаких сомнений. Тем более, при таком сильном и влиятельном агенте как Юрий Николаев. За Гатиятулина говорят дела, у него отличная репутация. Но победы в плей-офф способны придать карьере любого специалиста другой вид. С ними переговоры о новом контракте с «Трактором» (пока клуб молчит по этому поводу) или не с «Трактором» (не хотелось бы) будут строится совсем иначе.

Конкурентоспособный состав и уровневый бюджет

Генерального менеджера «Трактора» Евгения Губарева серьезно критиковали на разных пит-стопах сезона, периодически – по инерции (ну, вы понимаете), иногда – справедливо (плюс один год к контракту Кирилла Кольцова? зачем?!). Но нельзя отрицать очевидного: ему удалось собрать очень крепкий состав, не уступающий ни одному из конкурентов по конференции практически по любому из общепринятых параметров. Возможно, за исключением «Ак Барса» и «Салавата Юлаева». Причем эту работу стоит рассматривать в динамике сезона – так как определенные трансферные акции происходили что называется по мере возникновения проблем.

Посмотрите, как отлично в Челябинске проявляет себя Иван Вишневский. Подписанные по ходу сезона Никита Никитин и особенно Евгений Рясенский заставили забыть о проблемах в обороне. Ник Бэйлен (по истории подписания и переподписания которого можно написать отдельный лонгрид) закрыл большинство и вопросы по креативу в атаке со стороны защиты. Рихард Гюнге оказался если не сильнее Жиля Брюле, то точно уместнее в Челябинске в этой команде в данный конкретный момент истории (вспомните, где сейчас «Куньлунь» с канадцем и «Трактор» со шведом?!). Про Игоря Полыгалова уже сейчас можно смело говорить, что он стал настоящим открытием для «Трактора»: нападающий проводит очень сильный сезон (по результативности – третий в карьере) и идеально подходит моделям Анвара Гатиятулина и вписан в них.

Добавьте к перечисленным Максима Якуценю, Пола Щехуру, Алексея Кручинина, а также челябинскую молодежь (например, стретегическое подписание Владислава Сухачева до 2020 года) и получите очень симпатичную картину.

Кроме того, не стоит забывать, что у «Трактора» очень даже уровневый бюджет для решения вполне себе интересных задач. По информации Championat.Com, зарплатная ведомость клуба – 761 640 291 рублей, бонусы – 186 235 000 рублей. Общая сумма – 947 875 291 рублей, это шестой показатель для востока.

С такими деньгами вполне реально пройти сквозь два раунда плей-офф и добраться до финала конференции.

Конъюнктура на востоке

Расклады сил в конференции сегодня кардинально отличаются от тех, что были два сезона назад. В этом тоже шанс «Трактора».

Здесь штормит «Салават Юлаев», перестраивается «Магнитка» (у которой уже нет того самого магического первого звена из 2016), находится в глубоком кризисе «Авангард», которому вообще еще надо просто попасть в плей-офф, не кажутся чем-то особенным и заоблачным ни «Автомобилист» проводящего последний сезон в тренерской карьере Владимира Крикунова (в сезоне «Трактор» выиграл два из трех уральских дерби), ни симпатичный малобюджетный и свежий «Нефтехимик» Андрея Назарова.

Да и в целом, вопрос ведь не в том, что у конкурентов проблемы и все или почти все плохо. А в том, что «Трактор» стал сильнее. В это не верит никто за пределами Челябинска, но это объективно так.

Фирменный хоккей Анвара Гатиятулина, сбалансированный состав, великолепная атмосфера в раздевалке, уверенность команды в своих силах, победная волна, одна из лучших в лиге бригад вратарей (тем более, если у Павла Францоуза все хорошо сложится на Олимпиаде), очень серьезное и стильно играющее легионерское звено, прилично работающее большинство – все это также способно сыграть за «Трактор» в Кубке Гагарина. Должно сыграть.

Кажется, Челябинску пришло время ввязаться в новую серьезную драку. Она может получиться по-настоящему эпической.