10 мин.

Как чемпионат мира не доехал до Канады. Первая часть

Всем привет!Обожаю, если честно, хоккейную историю - столько интересных событий породила эта замечательная игра. Одно из таких событий – отказ канадцев играть на чемпионатах мира и Олимпийских играх под эгидой ЛИХГ (под этим именем ранее скрывались парни из ИИХФ).

Дабы не насиловать мозг читателей, разбиваю историю на две части.Событие это у нас освещалось достаточно просто, захотели канадцы на чемпионаты мира своих профессионалов посылать, да обломало это благое, по их мнению, начинание на корню мировое хоккейное начальство. А “кленовые” обиделись, да сказали – играйте вы в свой хоккей без нас, еще попросите нас вернуться - на коленях приползете!

В общем и целом все так, но ситуация в мировом хоккее те годы, конец 60-х – начало 70-х, была интересной. Хоккей в мире был поделен на любительский и профессиональный. Любители играли в Европе и Северной Америке, участвовали в международных соревнованиях и параллельно многие делали вид, что работают и учатся.

2

Профессионалы выступали только в Северной Америке, в Национальной Хоккейной Лиге, а также в других лигах попроще. При этом, в международных соревнованиях они не участвовали, разыгрывая свои трофеи и в первую очередь Кубок Стэнли. На Олимпиады и чемпионаты мира их не пускали из-за их статуса, да и самим профессионалам все эти мероприятия были до лампочки, ибо в основном это были канадцы, а канадец – это диагноз.

Канадские любители с начала двадцатого века ездил на чемпионаты мира и Зимние Олимпийские игры, чтобы вволю поглумиться над европейцами, думавшими, что тоже чего-то в хоккее умеют. Иногда они брали с собой еще американцев - вдвоем-то веселее! После Второй Мировой войны в Советском Союзе тоже распробовали хоккей с шайбой и даже научились весьма неплохо гонять резиновый диск. Да так неплохо, что на первом же чемпионате мира разделали канадских коллег, а заодно и всех остальных, кроме шведов, с которыми решили обойтись ничьей.

При этом статус советских хоккеистов был любительским, потому что если признать, что игроки хоккеем зарабатывают, то сей гешефт приобретал признаки бизнеса. А за бизнес в СССР давали срок и немалый. Числились хоккеисты, как и многие другие спортсмены по военному ведомству, имели звания и прочие радости жизни, за исключением, конечно, несения непосредственных военных обязанностей. Похожую схему наладили и в Чехословакии, создав систему армейских клубов Дукла в Ийглаве, Кошице и еще кое-где, но и в других клубах выходили из ситуации. Не за еду играли и шведы, и только в Финляндии было, что-то более близко похожее на любительский хоккей, о чем с удивлением узнали наши советские тренеры, когда подались на заработки в страну Суоми.

4

В остальных странах на хоккеистов без слез смотреть было нельзя, да никто в принципе этим и не занимался.При этом в Союзе было немало также и самых настоящих любителей игравших в свободное от работы время, но посылать их играть с канадцами никто даже и не думал. Во-первых, кто его знает, чем бы это все закончилось, удары по международному имиджу страны КПСС очень не любила. А во-вторых, съездившие на Запад токари да слесари, могли неправильно понять специфику устройства капиталистического мира, и чего доброго начать доносить согражданам вредную их идеологической установке информацию.

5

С ”государственными” же “профессионалами” органы работали очень плотно, да и в поездах присматривали, страхуясь от идеологических недоработок на местах.Так вот все эти любители, и особенно сборная СССР, весьма чувствительно и регулярно ставили клизму своим канадским коллегам. Канадцы от этого злились, тем более что и до них стали доходить слухи о тонкостях организации хоккейного хозяйства в социалистических странах.

Каждый раз, когда любительские канадские команды получали с десяток шайб от советских хоккеистов, канадская пресса “утешала” расстроенный народ в духе того, что все это ерунда, у нас есть профессионалы, которые если, что могут как-нибудь собраться (например, в пятницу) и намять бока всем этим любителям. При этом морщащиеся от неприятных воспоминаний канадские любители, задавали вопрос: “Когда же собственно, наконец, все эти замечательные ребята соберутся? а то знаете очень неприятно как то… ”

Но их, само собой, никто не слушал – канадский народ утешался вплоть до следующей встречи с Советами на Олимпиаде или чемпионате мира, результат, которой был слегка предсказуем.И все бы ничего, но в 1970 году в городах Монреаль и Виннипег должен был состояться первый в истории чемпионат мира по хоккею, на его исторической родине в Канаде.

6

Спохватились канадцы после того как в декабре 1968 года на московском международном турнире “схватили” 0 – 6 от основного состава сборной СССР, а потом еще раз дважды также без шансов уступив экспериментальному составу Советов.Главный тренер канадцев Джэк МакЛеод делал жесты а-ля “а вы как хотели?”, объясняя поражения тем, что ряд его игроков выступавших в сборной в прошлом году Бродерик, О’Ши, Маккензи, Гленни и примкнувший к ним Дайнин “свалили” в профессионалы. К тому же многолетний лидер канадцев Карл Брюйер (или, как его называли наши комментаторы, Бревер, кстати, он же папаша экс-защитника НХЛ и сборной Канады Эрика Брюйера ) в сборную приехать не сможет тоже.

1

Внезапно, канадское хоккейное руководство почувствовало близость большого “полярного лиса”, причем у них же на родине, при своих же болельщиках. Общественность кипела, поэтому президент Канадской хоккейной любительской ассоциации (CAHA) Эрл Доусон провёл для возбужденного населения сеанс массового группового релакса, заявив, что в недалеком будущем есть вариант посылать на мировое первенство не любительскую сборную, а одну из профессиональных команд НХЛ – Торонто Мэйпл Лифс или Монреаль Канадиенс. По сути, Доусон, дав сигнал наверх, сказал следующее: на равных с Советами мы играть не можем, нужны профи, SOS!

А тут еще, видимо, и сборной СССР было как то мало того, что они сотворили с канадцами дома и отправились в январе наступившего 1969 года добивать сборную Канады у нее на родине. Результат – 10 побед над Канадой в 10 матчах.За такие дела канадская спортивная пресса устроила своим хоккеистам форменный разнос сравнив сборную СССР с командой НХЛ, а канадскую команду со сборной задрипанного колледжа. Особую печаль вызвало то, что игры проходили по любительским правилам, что означало невозможность лупцевать противника по всей площадке, как вздумается канадцам. Канадцы на это наплевали, начали гоняться за советскими игроками, и получили в ответ так, что мало не показалось. Апогеем этого цирка стало требование капитана канадцев в одном из матчей проверить защитную амуницию Александра Рагулина на предмет наличия там вшитых свинцовых вставок. Уж очень больно было после контактов с советским защитником. Вставок не оказалось, и канадцам поплохело окончательно.

7

 

В начале марта сборная Канады, составленная из любителей и бывших профессионалов (была и такая практика, что вообще делало бессмысленным разделение на профи и любителей) отправилась в Стокгольм на чемпионат мира, а в Торонто с шампанским и официантками презентовали новую организацию Хоккей-Канада (Hockey Canada). Цель новорожденной организации ставилась амбициозная: подобрать „по возможности наилучшую команду“ для выступления на чемпионате мира 1970 года, который пройдет на родине хоккея – в Монреале и Виннипеге.Командовать организацией разрешил промышленнику из Калгари Максу Беллу, на подхвате министр здравоохранения Манро. Тут же рядом, на всякий случай исполнительный директор НХЛ Алан Иглсон, известный своими жестами средним пальцем руки в стороны советских милиционеров и болельщиков во время матча СССР – Канада в 1972 году в Москве, он же почетный зэк канадской пенитенциарной системы, но уже по другому делу.

8

Ну и пригласили разных деятелей любительского хоккея, например, Бауэра, первого в мире тренера-священника, и многострадального МакЛеода, скорее всего как действующего тренера, а может и просто так поглумиться на досуге.Радостный Доусон заявил, что теперь-то у них есть все, чтобы собрать супер команду, и привлечь в нее лучших профессиональных игроков.

Попутно наш герой поинтересовался у правительства на тему свободных денежных средств, на реализацию этих масштабных планов.В правительстве, рассудив, что люди вроде собрались приличные, приняли решение подкинуть 200 тысяч долларов. Хоть доллары были и канадские, но сумма получилась вполне себе приличная.

Нашлись, естественно и завистники из соседних лиг, которые прикрываясь масками критиков и скептиков, обозвали правительство и новую организацию нехорошими словами, объяснив это тем, что ни хрена из этой затеи не выйдет, профи не поедут, а с любителей толку как с козла молока и деньги на них тратить бессмысленно.На все это Доусон показал критиками неприличные жесты (видимо научился у Иглсона), и чтобы было неповадно, Хоккей-Канада добилась слияния CAHA с Хоккейной лигой Восточной Канады (те же любители, но не такие крутые), под началом CAHA.

Тем временем сборная Канады на чемпионате мира в Стокгольме была вхреначена в лед не только советской командой, но и хоккеистами ЧССР и Швеции, в итоге заняв четвертое место. Канадская верхушка поняла, что надо в темпе снаряжаться на летний конгресс ЛИХГ и пробивать решение по привлечению профи.

Брать решили числом, снарядив на конгресс в швейцарском Кран-Сюр-Сьерра сразу 15 юнитов, из числа только официальных лиц. Поехал вместе с ними и президент НХЛ Кларенс Кэмпбелл, который выступил перед делегатами, рассказав о прелестях профессионального хоккея. Пообещал организацию семинаров для судей за счет НХЛ и показал фильм о том, как весело и интересно проходят игры в хоккей на профессиональном уровне,

9

в конце которого, в кадре внезапно появился премьер-министр Канады с призывом сделать чемпионаты мира открытыми.

10

Делегаты были в шоке, и проголосовали за изменения в правилах:

1. Уравнять любительские и профессиональные правила игры, разрешив “хитовать” противника не только в своей зоне, но и по всей площадке.

2. Заявлять до 9 профессионалов в каждую команду, но только в качестве эксперимента на ЧМ-70, и только из минорных профессиональных лиг без всяких энхаэловцев.

3. Считать “восстановленными любителями” игроков перешедших из профессиональных команд не за полгода до турнира (как раньше), а всего за шесть недель.

По сути, последний пункт намекал на то, что канадцы могут заявить кучу бывших профи, так как выделить с десяток человек за несколько недель до старта в Канаде было проще пареной репы.

Но самую главную проблему “группа в полосатых купальниках” не решила – ЛИХГ так и не решилась признать чемпионаты мира открытыми. Что естественно, вызвало у канадцев бурное негодование. Когда же они еще и показали расписание турнира, конгресс просто выпал в осадок – перед каждым матчем сборной Канады у хозяев планировался отдых, а у главных соперников, и в первую очередь, СССР накануне игры канадцы щедро натыкали игровые дни. Посмотрев на этот “шедевр”, расписание канадцам вернули на доработку. Продолжение следует…