5 мин.

«Пусть будет тренер плохой, пусть он ругает, а вы хвалите ребенка»

Детский тренер Артём Глинкин в интервью RussianHockeyStyle о том, как строить взаимоотношение с родителями.

Артём Глинкин – представитель челябинской хоккейной династии Глинкиных. Его отец и дядя – тренеры, брат тоже занимался хоккеем, двоюродный брат Антон – нападающий «Ак Барса». Он выступал на позиции защитника за молодёжную сборную Беларуси, ряд белорусских клубов (стал чемпионом Беларуси), а также «Мечел», «Газовик» и «Сокол». Сейчас Артём Глинкин тренирует «Трактор-2008» и считается одним из ведущих молодых тренеров лучшей челябинской хоккейной школы.

Взрослых людей уже сложно изменить. Можно изменить ребенка, но в каждом всё равно чувствуется внимание папы и мамы. Некоторые из них уже видят своего сына в КХЛ и НХЛ с подписанными контрактами. А если не получается, то кто виноват? Конечно, тренер. Приятно работать с детьми, у которых глаза горят, которые ловят каждое твое слово. Но если у ребенка совершенно ничего не выходит, обычно советуешь перейти в другой вид спорта. Но родители уверены: только хоккей. Даже по глазам видно, что мальчик не хочет заниматься, что ему это в тягость, а родители настаивают. Бывает, у родителей больше желания, чем у ребенка.

Есть родители, которые понимают: раз сказал тренер, значит надо. А некоторые все равно стоят на своем, появляется недопонимание, начинаются разные слухи – могут напридумывать очень многое и про тренера, и про составы. Поэтому мы их собираем и стараемся всё объяснить. Они понимают, но хватает на месяц, а потом начинаются разговоры и шушукание. Подходят и спрашивают: «Почему он во второй, третьей команде?». Пытаемся объяснить – ребенок сбавил в катании, в единоборствах, надо поработать над этим. Если он делает работу над ошибками, возвращаем в первую команду. Волнуются: «А как же КХЛ?». Успокаиваем: «Не волнуйтесь, все нормально, еще многое изменится». Поэтому надо больше общаться с родителями. Среди них очень много хороших, инициативных людей, которые всегда стараются помогать в организационном плане, постоянно выходят на нас с интересными предложениями.

Родитель всегда должен поддерживать ребенка. При любом результате. Бывает, что у мальчика не получилось, тренер его отругал. Приходит домой, а получает ещё больше и от родителей. В итоге он теряется, и результаты только ухудшаются. Пусть будет тренер плохой, пусть он ругает, а вы хвалите ребенка. Скажите ему: «Не получилось сегодня, постарайся завтра и всё получится». Криками дома ситуацию не улучшить.

Родители должны не вмешиваться в тренировочный процесс. Мы учим детей играть в пас, а некоторые родители, наоборот, запрещают это делать: «Играй на себя, индивидуально, ты должен много забивать». Понимаем, что они хотят, чтобы их ребенок был самым результативным бомбардиром, лучшим нападающим или лучшим защитником. Но хоккей – это командный вид спорта, нельзя каждый раз одному забивать, обыгрывая всю пятерку соперника.

Родитель не должен учить ребенка, как играть. Он может только подсказать в какой-то ситуации. Люди, сторонние от хоккея, часто понимают игру совсем неправильно. Получается, когда родитель говорит одно, а тренер – другое, ребенок начинает путаться. Сделаю так – папа дома наругает, сделаю по-другому – тренер наругает. Надо, чтобы наши (родителей и тренеров) мнения совпадали, тогда будет результат.

Амбиции родителей – это, конечно, хорошо, но надо, чтобы амбиции соответствовали игре. Бывает, что у ребёнка не получается, нет тяги к хоккею, но родитель всё равно видит его в КХЛ. Подходят к тренеру: «Раз у него не получается, значит вы виноваты, неправильно тренируете». Я им постоянно говорю, что пока ребёнку девять лет, всё ещё сто раз поменяется – кто был в третьей пятерке, может стать в первой. Мальчик растёт, впереди его ожидает переходный возраст, пока совершенно рано оценивать и делать какие-то выводы.

Когда мы занимались хоккеем, родители нас не видели и не знали даже, что мы делаем. Сейчас ситуация изменилась. Конечно, когда ребенок маленький, помощь родителей нужна постоянно – например, одеться, коньки завязать. Но дальше, мне кажется, большого участия папы и мамы не нужно. Только если сходить на игру и посмотреть, чему научился ребенок. А чтобы сидеть на каждом занятии – это лишнее. Знаю, что есть тренеры, которые выгоняют родителей с тренировок. Но я лично не против, грубых нарушений у нас никогда не было и работе они не мешают.

«Подкатки» – это палка о двух концах. Если видите, что у ребенка проблемы с катанием, подойдите к тренеру и спросите, как можно это изменить. Но как бывает – у ребенка с утра тренировка (лёд и земля), потом школа, а дальше идут ещё куда-то кататься. Ребенок приходит домой только в девять-десять вечера и учит уроки по ночам. Я говорю: «Пожалейте ребенка!» Ему только девять лет, а он находится под сумасшедшей нагрузкой – два льда, школа, уроки! Дети не отдыхают вообще, а к выходным, когда у нас игры, подходят истощенными. Ребенок не успевает восстановиться и усталость только накапливается. Начинается спад, а родители не понимают, что случилось. Иногда «подкатки» – это лишнее, все должно быть в меру. Лучше сходите побросайте вместе шайбу в выходной или пару раз запишитесь на дополнительные занятия. А лучшего всего в свободный день дать ему отдохнуть от хоккея, отвлечь, чтобы ребенок побыл с семьей. Не то в 12 лет он может подойти к родителям и сказать: «Я не хочу больше играть». К тому же, будут проблемы со здоровьем, например, с сердцем или коленями.

«Трактор-2008» мы с Владимиром Глинкиным взяли ещё с «ящиков», когда они учились кататься на маленькой площадке. Я привёл тогда на тренировку своего сына, а Владимир Васильевич и Виктор Михайлович Перегудов (прим. легендарный челябинский детский тренер) предложили выйти на лёд поработать. Втянулся, понравилось, и Владимир Васильевич, тренер с большим опытом, во всем всегда помогал. Приятно, когда есть результат, когда дети радуются. Вижу, что и родители счастливы, когда у ребенка все получается. Особенно приятно, когда они подходят и говорят «спасибо». Значит, вся наша работа была не зря.

Я всегда буду благодарен своему детскому тренеру Виктору Перегудову. Иногда хоккеисты, добившиеся успеха, говорят с благодарностью о своих родителях (что тоже правильно), а про тренеров, к сожалению, забывают. Хотелось, чтобы о нашем вкладе также помнили.

Другие тексты из серии «Как воспитать игрока в российском хоккейном стиле»:

«В первую очередь тренер должен воспитывать не хоккеиста, а человека»

«Современный тренер бы сказал Фетисову: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину!»

«Нашим вратарям не хватает рекламы»

«За океан нужно ехать сложившимся игроком»

«Хоккей – удел рабочего класса. Чем больше детей из простых семьей, тем лучше»