Пальба по воробьям. Как Величкин в кресло вцепился
Крайне нестабильные результаты сезона не прошли для Ильи Воробьёва даром – «Металлург» расстался с тренером после поражения от «Лады» в матче, когда «Магнитка» выглядела действительно безнадёжно.
Впрочем, такую отставку обыденной для КХЛ, где по 15 тренеров в сезоне увольняют, не назовёшь. Илью Воробьёва в главные тренера «Металлурга» долго и упорно «готовили».
Вернувшийся в 2012 году в Магнитогорск после «ссылки» в КХЛ Геннадий Величкин принялся основательно строить команду на несколько лет вперёд, хотя возможности его и были ограничены – в частности, несколько длинных контрактов были подписаны до его прихода (в том числе – контракт Сергея Мозякина), и основные действия летом 2012 были сосредоточены на тренерском мостике. Главным стал Пол Морис, еще за несколько лет до того приезжавший в Питер на выставочные матчи НХЛ как главный тренер «Кэролайны», а штаб его сформировали легендарный Том Барассо (который, внезапно, не вратарей тренировал, а защитников), легендарный на местном уровне Сергей Гомоляко и Илья Воробьёв, 37-летний сын Петра Воробьёва, до того уже входивший в тренерский штаб «Локо» в МХЛ, но никакого иного серьезного опыта не имевший.
Поначалу казалось, что его функция – чисто переводческая; например, Воробьёв сопровождал Пола Мориса на всех пресс-конференциях. Такой тренер-переводчик из числа бывших игроков в нашем спорте встречается часто, однако у этой истории было важное «отличие». Когда Морис и Барассо после самого неудачного плей-офф в КХЛовской истории «Магнитки» (поражения в первом раунде) отправились домой, то Воробьёв остался, чтобы через год стать ассистентом у Майка Кинэна.
Этот факт и является отправной точкой теории о том, что «Металлург» в целом и Величкин в частности «вырастил» для себя главного тренера, дав ему самую лучшую практику на свете – работу бок о бок с молодым прогрессивным тренером из НХЛ (через два года после опыта в «Металлурге» Морис выведет в плей-офф Кубка Стэнли стрёмный состав «Виннипега», продолжает он возглавлять клуб и до сих пор) и с легендой НХЛ с колоссальным опытом. Так ли это на самом деле, или мы это себе придумали, а Величкин наше заблуждение поддержал – уже не важно.
Собственно, когда Воробьёв менял Кинэна на посту главного тренера «Магнитки», ситуация была совсем иной, нежели сейчас. Это случилось не после вылета из плей-офф от «Сибири», а после серии поражений, составившей… 2 матча. «Магнитка» в середине октября проиграла «Йокериту», затем «Салавату Юлаеву» - и через день с «Трактором», прямо по ходу домашней серии, случилась перестановка на скамейке. Что характерно, на результаты она не повлияла – в следующих 5 матчах команда теперь уже Воробьёва выиграла только 2 раза, но скорее это был жест», который показывал – время пришло.
Потом были два сверхуспешных сезона – с победой в Кубке Гагарина и с участием в финале Кубка Гагарина, который, правда, Воробьёв едва ли хочет вспоминать.
Однако, летом 2017 года в «Магнитке» случились самые значительные изменения состава за 4 года, но важен и подтекст. В 2011-2012 годах «Металлург» еще располагал грандиозным бюджетом, который позволял иметь в составе Сергея Фёдорова (по мнению Николая Прохоркина, получавшего 10 миллионов долларов в год) и проводить полную замену состава на ходу, легко отказываясь от чехов, Гелашвили, Кошечкина и Контиолы, взамен приглашая Мозякина, за свою профессиональную карьеру не выезжавшего за пределы Золотого Кольца. Собственно, один сезон 2011-2012 сожрал у ММК столько денег наличием в составе сразу и Фёдорова, и Мозякина (а ещё подъехали спасать валившуюся команду Даниил Марков, Сушинский и Твердовский), что свежеподписанный перед сезоном 2012-2013 Георгий Мишарин летом на турнире в Челябинске честно рассказывал старым друзьям из Екатеринбурга о том, что бюджет в «Металлурге» урезали чуть ли не в два раза.
После провального, как уже выше писал, сезона 2012-2013 Величкин пересмотрел философию формирования состава. Металлург-2012 – это Лисин в четвертом звене и Цукарелло с Гулашем – в третьем. Металлург-2013 – это уже более чёткое разделение на тех, кто играет, и тех, кто играть другим не даёт. Но то была и совсем другая КХЛ! Гораздо шире был рынок игроков, можно было найти серьёзное усиление в Европе, активно ехали игроки из АХИ или «скамеечники» НХЛ. Сейчас часто вспоминают сезон 2013-2014 как лучший в истории лиги, но важно признать другое – без той ситуации и тех условий Величкин не создал бы тот «Металлург». Другие клубы не прошли бы мимо играющих в Европе Криса Ли, Яна Коваржа и Джастина Ходжмэна, пусть последний и не заиграл в итоге.
В 2017 году, когда «Магнитку» покинули разом Крис Ли, Зарипов, Антипин, Береглазов и Сёмин, ситуация стала совсем иной. «Рынок» был совсем скудный, игроки готовы ждать шанса в АХЛ, конкуренция за российских игроков с ЦСКА – не высочайшая, а просто невыполнимая. В этих условиях, Величкин «перестраховался», взяв «опытных» Элиссона, Денисова и даже Игоря Григоренко, но «опыт» не сыграл – от того же Элиссона явно ждали большего, а Григоренко уже не в команде. Пытались «оживить» команду серией обменов, выцепив Пивцакина, Кокарева и Чибисова, однако и эти действия не дают эффекта. Тут, впрочем, важно вспомнить, с чего начинал в «Металлурге» Пол Морис – он поставил в первую пары обороны Виктора Антипина, имевшего к тому времени опыт игры в КХЛ в виде пары смен. Кинэн через год дал единственный карьерный шанс Владимиру Малиновскому, сыгравшему полный сезон, а также продолжил «развитие» Ярослава Косова. Продолжил ли их «опыт» Илья Воробьёв? Несомненно, да – целая группа молодых игроков сыграла в КХЛ в сезоне 15-16, «поставив» в основу Калетника и Железкова, а в 16-17 буквально со школьной скамьи в основу запрыгунл Григорий Дронов.
Однако, такие эксперименты хороши при устоявшейся основе и при широком доверии руководителя, которого, как мы теперь видим по отставке в команде, идущей в зоне плей-офф за неделю до перерыва на Евротур, у Воробьёва не было. Интересно, что проблем у него было гораздо больше, чем кажется – скажем, он так и не приступил к полному выводу Василия Кошечкина из состава, так как иметь Самсонова на замене, а Артёма Загидуллина – в резерве, является непозволительной роскошью для любого тренера мира. Но прошлогодний успех, когда «Магнитка» лихо вскочила в финал КГ, по пути уничтожив тот же «Ак Барс», создал обманчивое впечатление того, что всё идёт по плану. И та реакция на то, что происходило в финале, когда борьбы не получилось вообще никакой – это не история про то, как в борьбу идентичных, абсолютно равных соперников вмешались коварные полосатые агенты, и вот этот «Отдай им Кубок, отдай» - это то ли самообман, то ли самовнушение. Проблемы «Магнитки» именно тогда и начались, но едва ли Воробьёв будет объяснять Рашникову, что нынче в КХЛ на Востоке конкуренция такая, что в финал выходит просто тот, у кого проблем меньше.
Сейчас-то как раз понятно, что СКА по делу именно переигрывал «Магнитку», как сейчас её переигрывают, а не пользуются временными трудностями, «Лада» или ХК Сочи. Мог ли сложиться финал, сыграй в нём все матчи Самсонов или Загидулин? Ответа на этот вопрос нет. Может, только Майк Кинэн догадывается.
Теперь Илья Воробьёв без клубной работы, хотя и остался в штабе сборной. На самом деле, никто о его квалификации не спорит, но господин Величкин сам оказался в ситуации, в которой месяц назад неприятно ощущал себя его коллега по руководящим органам КХЛ, господин Савицкий. В ситуации, когда ты сам эту кашу заварил, выхода только два – или увольнять виноватого, то есть себя, или изображать активную «пожарную» деятельность, «сливая» невинных и спасая свою ниже спины. Так в Риге во всех проблемах оказался виноват не горе-президент, поставивший штаб без опыта работы руководить сильнейшим составом за пару сезонов, а сам Озолиньш и легионеры. В «Магнитке» же так просто Элиссона с Денисовым на мороз не выставишь, потому под горячую руку попали пара игроков глубины состава, молодые из «Лисов», как бы перечёркивая стратегию команды последних лет, а потом и сам Воробьёв. Хотя казалось, что этот самый Воробьёв – главный актив «Магнитки», старательно Величкиным взращенный. А тут – такая жертва… не ценой ли собственного места, Геннадий Иванович?
Что будет с Ильёй Петровичем дальше? Многие потирают руки, предвкушая его назначение в «Динамо», «Торпедо» или даже ЦСКА, но это в КХЛ совершенно не факт. Тренировать тут может кто угодно – школьный друг президента, громкое имя прошлых лет или даже Александр Андриевский. Да что там говорить, если у нас есть живой пример «Амура». Команда проводит лучший сезон со времён Ханну Йортикки, идёт совсем рядом с плей-офф при том, что домашних матчей осталось больше, чем гостевых почти в два раза, держится это всё на феноменально раскрывшихся молодых российских игроках (Олег Ли к концу сезона наберёт очков больше, чем за всю предыдущую карьеру), а тренирует их Андрей Мартемьянов. Этот тренер «отжог» еще в 2012 году, после Илья Бякина сумев из абсолютного аутсайдера «Автомобилиста» сделать как минимум крепкую команду, после чего не получил больше ни единого шанса в КХЛ, год просидел без работы, пару сезонов в ВХЛ тренировал, в прошлом году появился помощником в «Амуре», а когда там сняли главного – во второй раз за карьеру собрал из осколков команду, которая умудрилась поправить турнирной положение в конце сезона и лично влияла на участие соперников в плей-офф, поставив эффектный шлагбаум «Сибири».
Так что ждать нового назначения Илья Воробьёв может непрогнозируемо долго. Может, для сборной это и к лучшему.
Денисов, Пивцакин и Шаус не оправдали надежд: они допускали много грубых ошибок в обороне. Из за этих ошибок команда проигрывала матчи, ведя в одну-две шайбы в третьем периоде. Кроме того, появилась еще одна проблема - во вратарской линии. Кошечкин в этом сезоне не выручает так, как было в прошлых. Раньше, если Мозякин и Ко не забивали, то Вася стоял стеной до какой нибудь шальной шайбы от условного Тимкина. Сейчас этого нет. В общем, объективно, не стоит искать одного виноватого в поражениях.
Просто факт:
замена главного тренера по ходу сезона в Металлурге несколько раз приносила результат команде в виде главных трофеев и медалей.