11 мин.

«Монреаль» отказался от русских. Теперь там все плохо

И никаких перспектив.

Прежде чем говорить о нынешних провалах «Монреаля», вернемся назад. В апреле этого года после вылета от «Рейнджерс» ведущий TSN Тони Маринаро заявил, что команде необходима перестройка, которая, по его словам, назревала еще с 2009 года. Да, «Канадиенс» выходили в финал Востока в безумном плей-офф-2010, но сделали это во многом случайно – команду Джионты, Каммаллери и Плеканеца вытащил стоявший на ушах Ярослав Галак, который той весной показал лучший хоккей в своей жизни. Перспектив идти дальше у той команды не было – через два года «Хабс» заняли последнее место на Востоке и третье с конца во всей лиге, что неудивительно.

После этого провала власть в команде сменилась: генменеджером стал Марк Бержевен, который пригласил тренера Мишеля Террьена. Какие активы на тот момент имел Бержевен? У него были перспективные Пачиоретти, Суббан и Прайс, который уже ездил на Матч звезд, но еще не был общепризнанной звездой. Команде нужен был первый центр – и на драфте, который был больше богат защитниками, логично выбрали Алекса Гальченюка. Но и этого еще мало для построения контендера.

Впрочем, игра Прайса и оборона, организованная Террьеном, давала иллюзию, что «Хабс» близки к претендентам. Прайс выдал два сильных сезона, и команда даже с откровенно дрянной атакой набирала по 100 очков. Но как только Кэри надолго выбыл, «Канадиенс», начавшие осень 2015-го с девяти побед подряд, рухнули. Бержевен пытался и дальше точечно усиливать команду – ведь с таким вратарем, по его мнению, можно выигрывать прямо сейчас!

Отсюда растут ноги и у обмена Суббан – Уэбер. Террьен, по слухам, хотел более силового и системного парня, а Бержевен решил перейти в режим «win now» и приобрел более опытного и потихоньку ухудшающего игру защитника. Побеждать сейчас не вышло, и разговоры, что пора бы уже и взрывать, усилились. Но Бержевен пошел вразнос и устроил команде, возможно, худшее лето в истории.

Можно, конечно, представить, что нынешние действия Бержевена – гениальная многоходовочка с целью выбора на драфте Далина, Свечникова или Задины. Но простая арифметика: этим летом «Канадиенс» суммарно потратили на контракты (не считая юниоров и ахаэловцев) 160 млн долларов (84 – Прайсу, 33 – Друэну, 23 – Алзнеру, 14 – Гальченюку и еще по мелочи). Команды, которые сливают сезон, столько не тратят.

1

Плохое лето началось с драфта расширения: по абсолютно неведомой причине Бержевен решил защитить не Емелина, не Болье, а Джорди Бенна, который к тому моменту провел в «Монреале» всего 13 матчей. Бородатый брат звезды «Далласа» считался надежным защитником третьей пары, но не более того. Никаких перспектив для резкого скачка в его 30 лет тоже не виделось. В результате команда потеряла двух значимых защитников за вшивый пик третьего раунда.

Незадолго до этого Бержевен снова показал, что команда нацелена на все то же «win now» и отдал лучшего проспекта организации Михаила Сергачева (по мнению все того же Маринаро) в обмен на Джонатана Друэна. Франкофон, которого так не хватало в команде, где есть пунктик о национальности, должен был стать, как многим казалось, решением проблемы первого центра. Никого не смущало то, что Друэн – это, скорее, переученный центр, и фланг ему намного ближе и родней. Но все это вскрылось уже по ходу сезона.

После потери двух защитников основного состава и самого перспективного защитника франшизы самым логичным шагом стал отказ от продления контракта с третьим защитником основного состава. Шесть миллионов в год для Маркова – это слишком? Так ведь есть переговорный процесс, где стороны могли бы договориться о скидке. При этом у «Монреаля» остается 8,5 млн места под потолком – и даже завышенные требования Маркова можно было удовлетворить.

История с Радуловым стала разумным итогом странного лета. В прошлом году Александр стал одним из лучших подписаний межсезонья – он закончил чемпионат вторым бомбардиром команды, держа на себе звено, где формальным центром был Филлип Дано. Радулов давал не только очки, но и лидерство, и полезную агрессию. И тем более странно то, как «Монреаль» проводил переговоры с Александром о новом контракте: Бержевен публично говорил об отсутствии предложений у Радулова после открытия рынка, а позднее оказалось, что «Канадиенс» повторили предложение «Далласа» с опозданием. 

В итоге Бержевен отправился на рынок за защитниками и нахватал непонятно кого. Повезло Карлу Алзнеру: в «Вашингтоне» он какое-то время был лучшим домоседом команды, но после травмы стал крайне медлительным – и это в лиге, помешанной на скорости! Выцепил «Монреаль» Дэвида Шлемко – защитника, который никогда не поднимался выше блокирования шайб в третьей паре. Понабрав полную команду не очень быстрых оборонительных защитников, Бержевен внезапно понял, что банально некому отдать первый пас – и единственным вариантом стал 39-летний Марк Штрайт.

При всех этих факторах эксперты все равно считали «Монреаль» командой, которая будет крутиться как минимум в зоне wild card, рассчитывая на повторение истории сезона-2014/15. Но реальность пока другая.

Клоду Жюльену в «Монреале» дали весьма посредственных игроков и приказали выстроить из них чемпионский «Бостон». Надо понимать, что в «Бостоне» была не только знаменитая четвертая тройка и машины для хитов а-ля Адам МакКуэйд, но и лучший двусторонний центр лиги Бержерон, ненамного уступавший ему Крейчи, два молодых засранца Маршанд и Лучич, которые умели не только лезть под кожу, но и забивать. Ничего этого в «Монреале» не оказалось, а Галлахер и Шоу могут напоминать Лучича и Маршанда только с похмелья.

Очень показательны были приобретения на дедлайне, которые сделал Бержевен наверняка по просьбе Жюльена: Мартинсен, Кинг и Отт – два шкафа ростом за 190 и известный любитель врезаться во все живое. Только в хоккей они играть не умели и суммарно на троих набрали в «Монреале» аж два очка. Именно поэтому один из них в АХЛ, второй тягает баллоны в «Автомобилисте» (где тоже укатился в четвертое звено), а третий и вовсе завершил карьеру.

Да и лига изменилась. Начиная с сезона-2014/15, команды Жюльена и Дэррила Саттера, которые показывают схожий стиль и имеют схожий подбор игроков, вышли в плей-офф лишь один раз из пяти. Лига, помешанная на скорости, уходит от «Big Bad Bruins» и уничтожения всего живого в пыль. Хотя вообще никто не заикается об увольнении Жюльена, солидная доля его вины в этом тоже есть.

Например, в матче с «Чикаго» «Хабс» набросали 40 раз, но посмотрите их расположение – это же невменяемая карта бросков:

1

Половина бросков – набросы, большинство не из выгодных позиций, даже несмотря на то, что залетела неочевидная плюха от Плеканеца.

А вот так выглядит карта бросков здорового человека  – символично, что это как раз «Лос-Анджелес» против «Монреаля» набросал.

1

В нападении «Монреаля» центра пытаются переучить в вингера, а из вингера безуспешно пытаются сделать центра. При этом выдвигать какие-то претензии к Друэну было бы глупо: он единственный, кто хоть как-то тянет красно-синий Титаник – и при этом у защитника Сергачева, за которого его выменяли, все равно больше очков. Гальченюк мучается на фланге еще со времен царствования Террьена – и Жюльен только усугубил эту ситуацию. Увидев, что Гальчи – это не совсем двусторонний центр его мечты, он сослал американца на фланг четвертого звена. Сейчас Алекс играет на краю стартовой тройки, и все равно выглядит там не в своей тарелке.

Больше всех претензий сейчас к капитану Максу Пачиоретти. Когда фанатам надо было похвалить своего капитана, они всегда подчеркивали, что МаксПак – один из самых стабильных и недооцененных снайперов НХЛ. И это действительно так:

1

Но сейчас Пачиоретти снова стал для фанов «Patio-Ready» – парнем, который готовится отдыхать после непопадания в плей-офф. Факт, что у МаксПака были трения с Террьеном. Факт, что Пачиоретти не тянул команду в плей-офф, где его результативность сильно снижалась. И сейчас италоамериканца называют худшим капитаном в истории «Монреаля» – не только из-за игрового спада, но потому, что он очевидно не может разбудить команду.

Из-за отсутствия вменяемого центра «Монреаль» толком не может проводить позиционные атаки или хотя бы отдать два-три точных паса подряд. Лучшее время Томаша Плеканеца закончилось, Филлипа Дано нельзя рассматривать как игрока топ-6, а Майкл МакКэррон так и не вырос в него. При этом в пуле проспектов единственный топовый центрфорвард – Райан Пелинг, который пока играет в NCAA, где хоккеисты обычно задерживаются надолго.

Но атака «Монреаля» и в последние годы не была сильной стороной. Больше всего убивает защита команды. На предсезонке приобретения Бержевена проявили себя настолько плохо, что в первую пару рядом с Уэбером ворвался играть Виктор Мете – 100-й номер драфта-2016, которого вообще не рассматривали как игрока основы перед началом этого сезона. И при этом он на старте выглядит едва ли не единственным нормально играющим защитником команды.

Защита «Хабс»  – чудовищно медлительна и неповоротлива. Особенно это было видно в матче с переломанным «Анахаймом», который играл фактически без первой пятерки и забил 12 голов за шесть матчей  – «Монреалю» получил от него шесть за матч. Грант и Вагнер, которых подняли из АХЛ только из-за травм, выглядели скоростными монстрами на фоне защиты «Монреаля». Даже 35-летний Каммаллери смотрелся энерджайзером против слоупоков из Квебека. Особенно выделяется пара Алзнер – Петри: когда к не самому надежному Петри рядом поставили Алзнера, некоторые прекраснодушные фаны предположили, что это будет лучший партнер непутевого Джеффа. Ага, конечно.

1

Алзнер не успевает выбить шайбу с пятачка и толкает Вагнера уже после того, как он начинает праздновать

1

Чудовищное нечто от третьей пары «Монреаля», которая дружно ломанулась от шайбы и оставила Кутюра в одиночку перед Прайсом

Подробно рассмотрим один из голов Каммаллери. Вот Камма и Алзнер у ворот:

1
1

Каммаллери с легкостью оттесняет Алзнера...

1

И без проблем добивает в ворота.

Фактически в «Монреале» некому подключаться в атаку – как это здорово делал, например, Брэндон Монтур. Авантюра со Штрайтом продолжалась два матча, после чего пришлось расторгать контракт. Теперь единственное оружие «Монреаля» здесь – броски Ши Уэбера. Дошло до того, что фанаты с надеждой ждут выздоровления Шлемко, который мало чем отличается от дэвидсонов и беннов в этом составе – просто потому что надеяться больше не на кого.

Уход русских игроков при всех прочих факторах оказался едва ли не смертельным. Во-первых, Марков и Радулов играли ведущую роль в розыгрыше большинства. Оно было не лучшим в лиге, но 21 передача наших игроков в большинстве позволяла держать его на пристойном уровне. Ушел еще и Болье (10 передач) – и оказалось, что в большинстве «Монреаля» уже просто некому возить шайбу и дирижировать игрой – сейчас у «Хабс» 28-е место в лиге по этому показателю.

Марков и Емелин оказались цементирующими факторами для защиты «Хабс». Совпадение ли, что провал команды в сезоне-2011/12 пришелся на сезон, который Марков пропустил почти полностью? Роль Генерала в создании командной атмосферы также сильно недооценена. К Емелину можно относиться по-разному, вполне возможно, что он переоценен. Но это один из лучших силовых защитников лиги, который был одним из тех, кто держал на себе меньшинство (после его ухода «Монреаль» в меньшинстве упал на 24-е место).

Команде нужен взрыв – и теперь это очевидно всем. Но о чем тут говорить, если у «Канадиенс» теперь висит 18 млн на контрактах Уэбера и Прайса? Фанаты «Монреаля» с ужасом ждут окончания контракта Пачиоретти, который может получить от щедрого Бержевена чек на 7-8 млн в год. Пул проспектов практически вычищен в погоне все за тем же «побеждать сейчас».

Условная «Аризона» в ближайшее время может проигрывать хоть 15 игр подряд, но будет козырять: «У нас Келлер. У нас Доми. У нас Дворак и Фишер. И ГМ у нас самый молодой». Еще пару лет они могут оправдываться болезнями роста. У того коллектива, что собрал Бержевен, нет никаких перспектив для роста, кроме одной – Прайс встанет на уши и затащит.

Фото: Gettyimages.ru/Richard Wolowicz, Bruce Bennett, Minas Panagiotakis; REUTERS/Jean-Yves Ahern-USA TODAY Sports