Миллионеры поневоле. Кто руководит бардаком в КХЛ?
Новость про цирк с переносом матчей «Куньлуня» почти никого не удивила ведь? Китайский клуб подкинул очередное испытание КХЛ и её репутации, которые и так не в лучшем состоянии находятся после того, как в Шанхае установили «антирекорд посещаемости» КХЛ (550 человек на игре с «Нефтехимиком»), а молодёжная команда китайцев почему-то играет в Риге.
Так бы и осталось очередной «дичью» решение о переносе домашних матчей «Куньлуня» в Россию, потом обратно в Шанхай, а потом и вовсе об отмене матча 2 октября. Дичью, на которую у КХЛ комментариев нет, будто ничего и не случилось, обычное дело – вон, на той неделе «Локомотив» домашние матчи в Питере играл.
Если бы не одно «но». В связи с переносом матча 2 октября в Челябинск, а затем – с его отменой, представитель «Трактора» отдельно подчёркивал, что действовал каждый раз согласно письма из КХЛ, подписанного вице-президентом этой организации, Георгием Кобылянским.
И вот тут-то «паззл» начал складываться. Ведь в Новосибирске кое-что знают про «письма от Кобылянского».
Летом «Сибирь» проводила реалити-шоу, если помните. Хоккеисты-любители боролись за право «заключить» контракт на один день с командой «Сибирь», чтобы быть заявленными на стартовую игру сезона, а победил в итоге вратарь Сергей Громов. В этом месте сказка про болельщиков с улицы, которые могут выиграть в конкурсе, заканчивается: Сергей имел хорошую подготовку перед самим «реалити-шоу», тренировался на льду с Дмитрием Юшкевичем, да и вообще, не является «простым» болельщиком – он достаточно известен в узких кругах, а профессиональной карьере помешало в своё время, так скажу, медицинское предписание.
«Сибирь» благополучно наградила победителя, подписала с ним некий контракт – судя по отсутствию Сергея в базе КХЛ, контракт всё-таки был «фейковый». Однако одно дело – ваши медиа «активности» в межсезонье, и совсем другое – официальный матч КХЛ. Да, известны случаи, когда в НХЛ на раскатку с командой «Сан-Хосе» выходил тинейджер-инвалид, но, во-первых, Сергей Громов выиграл «реалити-шоу» в КХЛ, а не в НХЛ, а во-вторых, мы не знаем всей подноготной ситуации с участием того мальчика в раскатке «Сан-Хосе»: в Америке ничего не происходит на «авось», даже все эти истории о том, как в команде сломались три вратаря и на скамейке сидел (или даже вышел на лёд) сервисмен или продавец подержанных машин – это не «наобум», а благодаря специальным «страховочным» контрактам, которые имеют клубы НХЛ. А контракт – это страховка, зарплата, распределение ответственности сторон… форс-мажор, в конце концов. И КХЛ в этом плане не сильно отстала от НХЛ – есть контракты, они подкреплены страховками и так далее.
Сэм Тэгэсон (№20) на льду во время гимнов
Так вот, на раскатку в матче КХЛ собирался выйти игрок без контракта – просто по письму от КХЛ, которое было за подписью, как вы уже поняли, господина Кобылянского. Что в этом страшного? Ну, во-первых, этот случай совсем не похож на историю в Сан-Хосе, ведь там мальчик вышел на раскатку «полевым» игроком, и его задачей было покататься и побросать по воротам, в то время как Сергей Громов – вратарь, и ему надо было броски отбивать. А это, согласитесь, совсем другие броски, чем от таких же любителей на реалити-шоу. Второй момент – «Сибирь» бы рада заключить с ним настоящий контракт на день, да не может: Сергей не пройдет медицинский тест уровня КХЛ. Для любителей он в полном порядке. Для КХЛ – нет. Я хорошо помню, как «Сибирь» готовилась к первому матчу и, так уж получилось, видел со стороны ситуацию с Сергеем – это был настоящий переполох. Слишком многое было сделано, сказано, освещено, слишком большие «репутационные» потери ждали «Сибирь», если бы акция с Громовым отменилась - но всё к тому и шло, и вызван был этот хаос ровно тем, что письмо-разрешение от Кобылянского было получено безо всякой процедуры – просто вице-президенту КХЛ «понравилась идея», а в детали он не вникал.
Вообще, этот человек – уникальный в руководстве КХЛ. Ему часто что-то нравится или кажется, а в детали он не вникает. Так, в прошлом году Кобылянский пообещал, что при составлении календаря на 10-й сезон в Лиге учтут «положительный» опыт игр рижского «Динамо» в Таллине и могут еще пару «домашек» команде в соседней стране организовать. Зато не рассказал Кобылянский о том, почему Рига играла в Таллине – и совсем не потому, что «продвигает бренд КХЛ» по всей Европе. Если кто забыл – календарь 9-го сезона был готов фантастически, рекордно поздно, а некоторые стадионы КХЛ являются не просто хоккейными аренами, и не могут ждать из Москвы расписание матчей годами. Потому рижская «Арена» давным-давно решила, что в декабре 2016 примет не хоккей, а мотогонки. И «Динамо» просто негде было играть, точно как «Куньлунь Ред Стар», они бегали и распихивали матчи по другим городам. Но это же детали, что болельщики в Риге (на команду с серией из 11 поражений ходят всё равно больше, чем на чемпиона «регулярки» трех последних лет) брали абонемент на сезон, а получили «минус шесть домашних матчей». У Кобылянского главное - «положительный опыт».
Похоже, что нечто «подобное» случилось и в этот раз. О дате XIX съезда Компартии Китая было объявлено 31 августа – задолго после того, как был опубликован календарь КХЛ. Несмотря на то, что сам съезд пройдёт в Пекине, к таким событиям в Китае отношение во сто раз более тщательное, чем в России – перекрытые шоссе и толпы ФСОшников покажутся детской шалостью. Рассказывают, что одной из причин того, что пекинская команда играет где угодно, но не в Пекине – сумасшедшая бюрократизация процесса. Скажем, в совещании перед матчем принимают участие по 20 генералов силовых ведомств, так как Пекин – столица страны, и там именно таков стандарт проведения мероприятия. Глупость? С нашей точки зрения – да, но в Китае вот именно так, во всех сферах. Ближайший съезд компартии – рядовое событие для нас, но ключевое для Китая – на нём 2300 депутатов должны избрать Си Цзиньпина на второй срок Генерального секретаря КП и увековечить его имя в уставе Партии, поставив его имя в один ряд с Мао Дзэдуном и Дэн Сяопином. Под это дело в Пекине собирается гигантское количество сил безопасности, часть из которых переброшена из Шанхая, после чего местные власти не могут, по их мнению, обеспечить должным образом безопасность матчей (550 болельщиков в опасности!) Как только возникла идея с переносом домашних матчей «Куньлуня» в Россию, в КХЛ быстренько это дело согласовали росчерком пера Кобылянского – тем более, что в такой ситуации ничего нового, в своё время из-за политического форума на выезде играл домашний матч «Барыс».
Вот только если с одной стороны проведение матчей в Шанхае напоролось на решение властей, то с другой – на мнение Майка Кинэна. Тот, как говорят, пришёл от идеи очередного переноса в ярость и нашёл в себе силы в ультимативной форме потребовать отстать от команды, которая и так еле ноги волочит от перелётов. Кинэн нынче в Китае и главный тренер, и генеральный менеджер.
В этой ситуации я не хочу оправдывать «рыпающийся» «Куньлунь», но хочу показать, что хоккей чуть сложнее в жизни, чем на бумаге на столе у министра спорта во время отчёта о головокружительных успехах! Нельзя просто так выпустить любителя на лёд, нельзя просто так команду по земному шару таскать. И уже начинают понемногу на ставший предельно «номенклатурным» хоккей огрызаться его лица – сейчас Кинэн, до того на неделе – Никита Кучеров.
Сергей Доброхвалов
Ну а авторам «номенклатурного» хоккея, вероятно, нет дела до всех этих деталей, как до сих пор нет никаких комментариев КХЛ по ситуации с матчем 2 октября – кто виноват? Кто покроет расходы «Трактора»? Кто извинится перед челябинскими болельщиками? У них совсем другие заботы. Например, коллега господина Кобылянского, «маркетинговый» вице-президент КХЛ Сергей Доброхвалов, на днях получил годовую премию, которую сам же себе и подписывал как руководитель организации. Говорят, что «маркетинговый» успех лиги и себя в частности он оценил в 10 миллионов рублей. Каков успех? Ну, сам Доброхвалов рассказывает о том, что развивает хоккей в Китае, запускает молодёжку китайскую в МХЛ (пока готовят китайских болельщиков к МХЛ, сама команда играет в Латвии) и проводит Матч Звёзд в Уфе, об организации которого я писал еще в январе. Полагаю, что Доброхвалов не пропустил ни одного дня по больничному и приходил на работу к 8 утра весь сезон, но неужели «китайский маркетинговый успех» или новые хоккейные карточки с игроками прошлого сезона стоят именно столько? То есть уничтоженная за год репутация босса, Дмитрия Чернышенко, и падение интереса к КХЛ у болельщиков – это достаточное основание для премии? Ой, и последний вопрос – никого ведь не удивляет, что один Доброхвалов – вице-президент КХЛ, а имя другой – увековечено, по словам журналиста Ильи Жегулева, в названии МАТЧ ТВ рядом с «Ч» - Чернышенко?
Вообще, цифра 10 миллионов – не только красивая, похожая на двоичный код. Она символическая. Рассказывают, что ровно столько зарплата у Дмитрия Чернышенко в «Газпром-Медиа», при дыре в бюджете в 28 миллиардов рублей и неподдельной гордостью самого Чернышенко – я «президент-волонтёр, не получаю ни копейки». Классно придумано.