6 мин.

АРКАДИЙ ЧЕРНЫШЁВ

Уважаемые любители шайбы и клюшки, в наших предыдущих встречах мы поговорили о стартовых чемпионатах Советского Союза. Я думаю, пришло время разнообразить повествование о славных традициях отечественного хоккея рассказами о его выдающихся представителях. Первый на очереди - легендарный тренер московского "Динамо" и сборной СССР Аркадий Иванович Чернышёв.

С хоккейной командой «Динамо» он проработал подряд 28 лет – с осени 1946 года, когда родился советский хоккей (первый сезон Чернышев был играющим тренером), по 1974 год – такого постоянства нет ни у кого в отечественном спорте! При Чернышеве динамовцы дважды были чемпионами СССР, дважды выиграли Кубок СССР, 9 раз становились серебряными призерами чемпионата СССР, 13 раз – бронзовыми.

Тренируя динамовцев, Чернышев на протяжении 15 сезонов был одновременно старшим тренером сборной СССР. Ведомая им советская ледовая дружина стала четырехкратным олимпийским чемпионом, 11 раз – чемпионом мира и Европы, дважды выиграла серебряные награды первенства мира, один раз – бронзовые и трижды серебро на первенстве Европы.

В 1954 году, когда сборная СССР отправлялась на свой первый чемпионат мира, легендарный Всеволод Бобров поставил перед руководителями советского спорта непременное условие – старшим тренером должен быть Чернышев. Бобров признавал только двух тренеров: в футболе – великого Аркадьева, в хоккее – Чернышева.

Интеллигентность, доброжелательное отношение к людям, не в последнюю очередь к журналистам – во всем этом у Чернышева не было равных в хоккейном мире. Много лет зная Аркадия Ивановича, не помню случая, чтобы он устроил скандал плохо сыгравшему хоккеисту или опустился бы до перепалки с нерадивым, мягко говоря, арбитром, чьи ошибки повлияли на исход матча. Он не умел вспыхивать, особенно по пустякам.

Не будь деликатным человеком, Чернышев и дня не смог бы проработать с горячим и темпераментным Анатолием Тарасовым. Но они сообща руководили главной командой целых девять лет, выиграв восемь чемпионатов мира, семь чемпионатов Европы и три олимпийских турнира.

Тарасов, например, не очень жаловал врачей, откомандированных в сборную СССР, считая, что большинство из них стремится едва ли не каждого игрока объявить больным, не готовым участвовать в очередном матче. Вспоминаю, как такие конфликты Тарасова с врачом гасил Аркадий Иванович. В свойственной ему мягкой манере он мог сказать коллеге: «Не надо, Толя, путать сферы влияния, доктор прав в своей вотчине».

Аркадий Иванович пользовался у болельщиков особой популярностью. Большая толпа сопровождала его после матчей, особенно на стадионе «Динамо», к станции метро. И он никогда не делал попыток отмахнуться от них. Наоборот, идя в плотном окружении, на ходу отвечал на многочисленные вопросы болельщиков: кто и куда перешел, кто привлекается в сборную команду и т.п. Отвечал по существу, конкретно, часто с юмором, пока не входил в вагон метро. Он обладал ясным умом, владел хорошим языком. Недаром его часто привлекали как автора отчетов, статей, обзоров.

Чернышев отлично играл в русский хоккей, выступая за команду «Динамо», когда она пять раз выиграла кубок СССР (чемпионаты страны не проводились), и в футбол, став двукратным чемпионом СССР, причем в 1937 году у динамовцев победа в чемпионате совпала с успехом в кубковом турнире.

В 1944 году руководители динамовского общества хотели заменить тренера Аркадьева, ушедшего в ЦДКА, Аркадием Чернышевым, капитаном команды, в которой что ни игрок был, то звезда. Он слыл подлинным вожаком, отличаясь не только надежной игрой, но доброжелательностью к партнерам.

Но кому быть тренером – решал Лаврентий Берия, который предпочел назначить Якушина. После этого Чернышеву не нашлось места в основном составе, и он вместе с несколькими москвичами уехал на три года играть за возрождавшееся после войны минское «Динамо» (столичная организация «Динамо» часто в то время помогала одноклубникам спортсменами и тренерами). Бобров мне рассказывал, что ему трудно приходилось во встречах с минчанами, когда его «опекал» Чернышев, умевший сдерживать и другого знаменитого форварда – Григория Федотова. После возвращения из Минска Чернышев работал на протяжении нескольких лет тренером молодежной команды «Динамо», из которой вышли многие известные футболисты – Виктор Царев, Владимир Шабров, Юрий Володин, Лев Яшин.

Кстати, Яшин, помимо футбола, увлекался хоккеем, тоже стоял в воротах и был даже вторым призером чемпионата и обладателем кубка СССР 1953 года. Но Чернышев, как ни грустно ему было расставаться со Львом, рекомендовал его в футбольную команду мастеров, считая, что в футболе у Яшина будет славы больше, чем в хоккее, да и материальные условия у футболистов были лучше.

Динамовские руководители иногда предлагали Чернышеву тренировать и футбольную команду. Но Аркадий Иванович отказался. Не считал для себя возможным работать в одном строю с футбольными тренерами, чьи имена гремели по всей стране.

А вот что об Аркадии Ивановиче писал его многолетний друг, соперник и соратник Анатолий Владимирович Тарасов:

Будучи человеком в высшей степени интеллигентным, он никогда не позволял себе крикнуть на игрока, почти никогда и никого не наказывал. Знания, опыт Чернышев передавал своим хоккеистам терпеливо, не навязывая собственное мнение с позиций силы. Его жизненное кредо заключалось в том, что добро, человеческая правота в конце концов всегда восторжествуют.

У Аркадия Ивановича свои взгляды на хоккей, свои методы спортивной борьбы. Он не переделывал игроков, веря, что природа создала все к лучшему и ему, тренеру, остается направить умение и знания хоккеистов в нужное русло. Причем и в русло-то Чернышев направлял учеников деликатно, полагаясь на их совесть и преданность хоккею. Жаль, что не все игроки ценили столь вежливое обращение.

Лучше других Аркадий Иванович умел, увидев даже только раз соперника, подобрать ключи к нему, выбрать верные тактические решения. Я уже писал, что победой на Белой олимпиаде в Кортина д′Ампеццо сборная СССР во многом обязана старшему тренеру: сильный противник был измотан плотной обороной, а для победы использовались острые контратаки.

Его жизнь была согрета, нет, даже раскалена солнцем славы, а эпоха, в которую он возглавлял национальную сборную, стала неповторимой. Сменялись игроки, а команда СССР штамповала, словно передовое социалистическое предприятие, одну блестящую победу за другой. Это был знак качества советского, тогда лучшего в мире хоккея.

Аркадий Иванович Чернышёв (16 марта 1914, Нижний Новгород, Российская империя — 22 октября 1992, Москва, Российская Федерация) — советский футболист, хоккеист и хоккейный тренер.

Заслуженный мастер спорта СССР (1948). Заслуженный тренер СССР (1956). Полковник.

Чернышёв играл в составе разных клубов в чемпионате СССР, работал тренером клуба «Динамо» Москва (1946—1974), тренером сборной команды СССР, директором динамовской школы (1974—1983), а также председателем тренерского совета федерации хоккея СССР.

Чернышёв — чемпион СССР по футболу 1937, 1940. Чемпион СССР по хоккею с шайбой (1946/47) а также пятикратный обладатель Кубка СССР по хоккею с мячом (1937, 1938, 1940, 1941, 1948).

Под руководством Чернышёва клуб «Динамо» Москва дважды становился чемпионом СССР, а сборная команда СССР одиннадцать раз становилась чемпионом мира (1954, 1956, 1963—1971), одиннадцать раз Чемпионом Европы (1958—1960, 1963—1970) и четыре раза Олимпийским чемпионом (1956, 1964, 1968, 1972).

В 1999 году введён в Зал славы ИИХФ.

Кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени (1957, 1972), «Знак Почёта» (1965, 1968), ордена Дружбы народов (1984).

Имя Чернышёва носит один из дивизионов Континентальной Хоккейной Лиги.

Источники:

1. Хоккей: Малая энциклопедия спорта. / Сост. Брусованский А. М., Лукашин Ю. С., Рыжков Д. Л. — М.: Физкультура и спорт, 1990.

2. Энциклопедия спорта. "Аванта +′