Истоки. Первый чемпионат
В России как дореволюционной, так и послереволюционной особой популярностью пользовался хоккей с мячом. Хоккей с шайбой практически не культивировался. Однако несмотря на это в 1911 году Россия вступила в Международную лигу хоккея на льду (ЛИХГ). Однако вскоре Всероссийский хоккейный союз вышел из ЛИГХ в связи с малой распространенностью хоккея с шайбой в России.
После 1917 года в хоккей с шайбой играли в основном студенты спортивных учебных заведений. В 1932 году в СССР состоялась серия матчей хоккеистов клуба "Фихте" Германского рабочего спортивного союза. За советскую команду выступали игроки русского хоккея, преимущественно футболисты, игравшие зимой в русский хоккей. Были сыграны товарищеские (без зрителей) матчи: сборная Москвы - "Фихте" и "Динамо" (Москва) - "Фихте". Известно, что шайб в ворота гостей было заброшено в обоих матчах больше 10. Первый официальный матч ЦСКА - "Фихте" - результат 3:0, затем состоялись два матча германской команды со второй сборной Москвы, оба выиграла советская команда 6:0 и 8:0. Об этой игре писал «Физкультура и спорт» (1932 г. № 9): «Игра носит сугубо индивидуальный и примитивный характер, весьма бедна комбинациями и в этом смысле не выдерживает никакого сравнения с „бенди“. На вопрос, следует ли у нас культивировать канадский хоккей, можно ответить отрицательно…», положительного ответа пришлось ждать 15 лет. Точкой отсчета в развитии отечественного хоккея с шайбой считается решение Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту о проведении розыгрыша чемпионата СССР в сезоне 1946-47 г.г.
В первые годы организацию соревнований осуществляла Всесоюзная секция хоккея, а с 1959 года – Федерация хоккея, объединявшая хоккей с мячом и хоккей с шайбой, которая в 1967 г. разделилась на Федерацию хоккея (хоккей с шайбой) и Федерацию хоккея с мячом и на траве.
22 декабря 1946 года матчами в Москве, Ленинграде, Каунасе, Риге и Архангельске стартовал первый чемпионат СССР по хоккеюДвенадцать коллективов, подавших заявки на участие, были разделены на три подгруппы: «А», «Б» и «В». Победители после игр в один круг выходили в финальную группу, где в двухкруговом турнире решалась судьба чемпионства. А, команды, занявшие вторые места в подгруппах, выходили в утешительную группу.
По неизвестным для меня причинам к играм утешительной группы была допущена команда из города Каунас. И уже эти четыре команды, играя в один круг, распределяли места с четвертого по седьмое. Стоит отметить такую немаловажную деталь тех матчей как продолжительность игры и высота бортиков: матчи тогда продолжались не по 60 минут как в Северной Америке, а по 45 минут как в Европе, а бортики не дотягивали в высоте даже до самых низких норм. Бортики были очень низкие, ничем не закрепленные, отъезжавшими в сторону при первом же соприкосновении с ними. Ни о какой силовой борьбе у таких бортов, в современном ее понимании, речи идти не могло.
Первенство было довольно скоротечным: с 22 декабря 1946 года по 26 января 1947 года. Так как чемпионат был первым, вполне естественным было наличие пробелов в его организации. Газета «Советский спорт» критиковала организаторов матча в Киеве: «Следует отметить, что в Киеве нерадиво отнеслись у организации первой встречи по канадскому хоккею. Архангельцам, приехавшим в день игры, пришлось просидеть на вокзале более 4 часов. Работники Украинского комитета физкультуры не позаботились о встрече хоккеистов и не забронировали для них места в гостинице. На стадионе (директор тов. Афанасьев) борты хоккейного поля были сделаны наспех и при каждом прикосновении шайбы падали. Заснеженное поле не очищалось в перерывах». Матчи первого первенства обслуживались всего двумя судьями. Один главный и один линейный. Никаких судей информаторов, никаких судей за воротами. Отсюда и частые ошибки судей, которые журналистами прощаются и списываются на высокий темп игры. Ведь не каждый сможет уследить в одиночку за всем происходящим на площадке.
В послевоенное время, когда даже не была еще отменена карточная система, хоккеисты испытывали большие трудности с экипировкой. Вот как рассказывает об этом игрок московского «Спартака» Анатолий Сеглин: «Игроки некоторых команд выходили на лед кто во что горазд – одни в футбольных трусах, надетых поверх рейтуз, другие – в сатиновых шароварах, третьи – в байковых тренировочных костюмах. Чтобы защитить ноги от ударов шайбы и клюшки, покупали в спортивных магазинах тяжелые вратарские щитки для русского хоккея и привязывали их к голени. Они хоть и затрудняли бег, но спасали от травм. Это потом стали ездить за формой в Прибалтику, где с довоенного времени остались мастера шить хоккейные доспехи. – А клюшки? – С ними вообще отдельная история. Канадских клюшек не было. А "русачи" играли, кто чем, – правила-то этого не запрещали. Был в ЦДКА такой полузащитник Давыдов, он играл с низкой посадкой и делал клюшку "метелочкой" с отлогим крюком, помогавшим загребать мяч. Бобров и Виноградов предпочитали очень крутые крюки – они сильно били по плетеному мячу "нахлюпом", то есть не сбоку, а чуть сверху. Этот удар изобрел Якушин, ставший позже прославленным футбольным тренером. Кстати, он сам использовал в игре две клюшки, одна из которых была тяжелая – чтобы бить пенальти. Но в канадском хоккее все клюшки в ту пору были стандартные, не делились на те, что под правую руку, и те, что под левую. А главное – мы не умели их мастерить. Да что там, как с ними обращаться, и то не знали».
Удалось в плане экипировки удивить публику ужгородскому «Спартаку», игроки которого до войны имели опыт международных игр. Они вышли на матч в подгруппе «В» с московским «Динамо» в полной хоккейной экипировке, но этого оказалось недостаточно – матч окончился со счетом: 23:0 в пользу динамовцев. Особняком стоит сама техника игры, которую пришлось на скорую руку осваивать советским спортсменам. Придя из русского хоккея, они привнесли его элементы в хоккей с шайбой. Несмотря на всю похожесть двух видов спорта: канадского и русского хоккея, стремление добиться успехов на маленьких площадках канадского хоккея пришлось ломать множество привычек. Одной из них являлось распределение функций игроков на площадке между нападающими и защитниками. Уже с первых матчей и журналисты, и игроки отметили, что в отличие от русского хоккея, в канадском проводить резкую границу между нападающими и защитниками нельзя. Тем более что этой перестройке пришлось иметь место только в клубах РСФСР и УССР, тогда как, не имея опыта игр в хоккей с мячом прибалтийцы играли так изначально.
Так, например, прибалтийские защитники на площадке находились на относительно существенном расстоянии друг от друга, в отличие от хоккеистов из Российской Федерации, которые по привычке в обороне держались близко друг к другу, что позволяло их легко обходить. Но эти недостатки в обороне компенсировались игрой в нападении. Атаки, например, московского «Спартака» были быстрыми, размашистыми, хоккеисты, обладая хорошей маневренностью, легко обходили тихоходных защитником. Нетрудно заметить, что все эти способности спортсмены принесли с собой из русского хоккея. Были проблемы у хоккеистов при обращении с шайбой. Довольно много времени уходило на освоение такого, казалось бы, простого, элемента как поднятие шайбы. «Дважды шайба попадает в штангу таллинцев. Сказывается техническая слабость ленинградцев, не умеющих еще поднимать шайбу», - говориться в отчете о матче подгруппы «В» между ленинградским и таллиннским «Динамо». Так же критикуется и ведение шайбы клюшкой.
Хотя клюшки – это отдельный разговор. Клюшки для канадского хоккея кардинально отличаются от клюшек в русском хоккее и формой и размерами. И, соответственно, меняется техника. Но особенно непривычным оказывается играть клюшкой вратарям, которые в русском хоккее этой самой клюшки вообще лишены. Поэтому адаптация у вратарей проходило особенно тяжело. Доходило дело даже до курьезов: игравший за ЦДКА М. Петров по прозвищу Балда как только к его воротам приближался соперник, тут же клюшку отбрасывал в сторону. Мешала она ему. Но от критиков из «Советского спорта» доставалось не только неопытным москвичам и ленинградцам, но и прибалтийцам. Так попали под критику игроки рижского «Динамо», которые очень любили просто-напросто запирать соперника в его зоне, что до поры до времени приносило результат, но однажды эта тактика сыграла с ними злую шутку. Такая нацеленность на ворота естественно предполагала расслабленность в защите, чем удачно воспользовались спартаковцы Москвы: достаточно было оставить в средней зоне нападающего, чтобы обыкновенные выбросы шайбы перерастали в выход «один на один» с вратарем, а то и в гол. В итоге в том матче верх одержал «Спартак» со счетом 6:4.
Недостаточно привыкнув к правилам канадского хоккея, хоккеисты, как отмечают журналисты, не использовали весь потенциал такого элемента как смены во время игры, позволявшие взвинтить темп или держать его на одном уровне на протяжении всего матча. Использование численного перевеса, игра за воротами, а так же расстановка игроков во время вбрасываний оставляли желать лучшего.
После восемнадцати матчей предварительного круга в трех подгруппах право бороться за золотые награды получили коллективы: ЦДКА (Москва), «Динамо» (Москва), «Спартак» (Москва). После первого круга основной группы самыми призрачными шансами на чемпионство, казалось, обладало «Динамо», которое проиграло обе встречи: с ЦДКА 2:3 и со «Спартаком» 0:1. С двумя победами же подошел ко второму кругу ЦДКА: 3:2 и 1:0 победив соответственно «Динамо» и «Спартак».
24 января 1947 года «Динамо» обыгрывает «Спартак» с крупным счетом 6:1 и сохраняет шансы при определенных раскладах побиться за первое место, и одновременно фактически хоронит надежды «Спартака». 25 января «Спартак» в упорной борьбе победивший ЦДКА 2:0 подарил первенству «финальный» матч, которые нечасто имеют место в турнирах, играющихся по круговой системе. Но вышло именно так, что поражение ЦДКА отложило дело до последнего матча, в котором ЦДКА было достаточно сыграть вничью, чтобы завоевать первыми в СССР звание чемпионов по канадскому хоккею. Но в напряженном поединке, состоявшемся 26 января, победило «Динамо» обеспечившее себе первое место по разнице забитых и пропущенных шайб.
Состав чемпионов: Михаил Степанов, Михаил Ухмылов, Борис Бочарников, Василий Комаров, Михаил Якушин, Олег Толмачёв, Всеволод Блинков, Николай Поставнин, Николай Медведев, Сергей Соловьёв, Василий Трофимов, Аркадий Чернышёв (играющий тренер).
Как раз вчера смотрел отчёт о первых матчах чемпионата 46-47 в СовСпорте за 24-е, кажется, декабря 46 г. - немного необычно, конечно:)
Согласен с предыдущим оратором, разбейте большой абзац на маленькие, тогда будет легче читать. Фотки и отдельно опубликованная статистика только украсят ваш великолепный материал