Овечкин у Рубикона: кто виноват и что делать? Часть I
Как известно, статистика - самая упрямая вещь в мире. Помноженная на усилия маркетологов и прочих мерчендайзеров высочайшего уровня, она, в том или ином виде, способна лепить идолов и возвеличивать президентов, умножать прибыль и покорять цивилизации. Не является исключением и хоккейная сфера, особенно, если речь идет о лучшей лиге на планете, о самых раскрученных игроках, вокруг которых строится не только (а зачастую и не столько) игра команды, но и многомиллионная империя по выкачиванию денег на билеты, атрибутику, брендовую одежду и многое другое. Опустим экономическую составляющую и попробуем разобраться в чисто спортивной. Наш сегодняшний герой - один из самых влиятельных, известных и, в то же время, противоречивых хоккеистов земного шара, лучший снайпер НХЛ XXI века, обладатель трех титулов самого ценного игрока сезона и массы других трофеев, но так ничего и не выигравший на клубном уровне нападающий "Вашингтон Кэпиталс" Александр Овечкин. По поводу левого края "Кэпс", как правило, крутятся два диаметрально противоположных мнения:
1. Он - гений, хоккейный мессия, машина для забрасывания шайб и перемалывания соперников, вот только с партнерами и тренерами не везет.
2. Овечкин - пустое место с пушечным броском, он попал в нужную команду и в течение всей карьеры "набивает статистику", эгоистически наплевав при этом на все остальное.
Как известно из истории, истина обычно находится где-то посередине крайностей. Чтобы докопаться до нее (если это вообще возможно, так как хоккей - это все-таки не высшая математика, а в значительной степени - вкусовщина, как кино) обратимся к нашей старой знакомой, которую Марк Твен сравнил с наглой ложью. Да, статистически, дважды два - в среднем будет четыре. Только речь в данном случае пойдет о статистике продвинутой, благо, североамериканцы буквально молятся на нее, давая нам возможность работать с цифирью (чего, увы, не скажешь про КХЛ, которая в виде advance stats предоставляет количество силовых приемов и блокированных бросков). Анализируя многочисленные данные и просматривая огромное количество видео, доступных рядовому болельщику, волей-неволей приходишь к выводу, что карьера Александра Овечкина обросла мифами не намного меньше, чем легендарные походы его тезки из Македонии. Есть мнение, что эти мифы прочно укоренились в сознании не только у болельщиков, но и у самого хоккеиста, создавая иллюзии величия и рисуя миражи. Первое, что необходимо сделать - это избавиться от них. В этой статье мы разберем самый большой, краеугольный миф, возникший вокруг Александра достаточно давно.
Итак, миф первый. "Идеальный бросок". Нужно только вывести Сашу на ударную позицию, а он легко порвет сетку ворот своим пушечным one-timerом.
На деле же выходит, что лучший снайпер планеты в свой самый удачный сезон не дотянул до отметки 15% реализованных бросков в створ ворот. При этом, если учитывать те броски, которые в ворота не попали (штанги, перекладины, мимо, выше и т.п.), то получается, что и планку десяти процентов Александр Великий с горем пополам преодолел лишь дважды. Т.е., в среднем за карьеру, чтобы забросить шайбу в ворота, Овечкин должен бросить 12 раз - это очень много для топового снайпера. Безусловно, левый крайний "Кэпс" обладает убойным броском, но, как видно из статистики, его главное орудие действует далеко не безошибочно.
Разумеется, все познается в сравнении. С кем можно сравнить Овечкина на предмет эффективности его чудо-броска? Наиболее уместно - с двумя другими топовыми снайперами поколения: россияниным Ильей Ковальчуком и канадцем Стивеном Стэмкосом. Во-первых, Ковальчук в "Атланте" выполнял схожие функции, во-вторых, у этих двоих тоже убийственный бросок. И они также чертовски опасны в большинстве.
Как видно из таблицы, эффективность бросков Ковальчука и Стэмкоса значительно выше оной у Александра. Причем Илья даже после чудовищного (с точки зрения статистики) последнего сезона в "Нью-Джерси" все равно опережает Овечкина с приличным отрывом. Кстати, более правильным будет рассматривать Ковальчука времен "Атланты Трешерс", т.к. именно тогда он являлся чистым снайпером, как и Овечкин. Придя в "Девилс", он получил несколько иной набор функций и роль, скорее, пограничную между бомбардиром и плеймейкером, хотя речь сейчас не о нем.
Продолжим разбор полетов. Взглянув на кривые, представленные на диаграмме ниже, становится понятно, что зависимость количества забитых голов от бросков, которые генерирует Ови, прямая и почти не меняется на всем протяжении его карьеры (исключения из правил - сезон 11/12, когда при меньшей бросковой активности Александру удалось забросить больше шайб).
А это, в свою очередь, указывает на практически неизменный КПД его бросков. Стоит ли удивляться тому, что результативность Овечкина в ключевых матчах (как в "Вашингтоне", так и в сборной) оставляет желать лучшего: кто ж ему в матче с Канадой даст 12 раз по воротам выстрелить? Идем далее. В каких игровых ситуациях обычно забрасывает Овечкин? На второй диаграмме очень хорошо видна пропорция голов в равных составах, большинстве и меньшинстве. Впрочем, в момент численного перевеса соперника Александр стабильно много выходил на лед лишь в сезонах 2005/06 (суммарно 65 минут 52 секунды чистого игрового времени) и 2008/09 (73:25), а за последние четыре года в ситуациях "4 на 5" провел всего 7 минут и 56 секунд. Поэтому гораздо интереснее выглядит распределение шайб Ови в большинстве и в равных составах.
За свою карьеру в НХЛ Овечкин забросил 37,99% шайб, играя в численном преимуществе. Причем, начиная с сезона 12/13, этот показатель ни разу не опустился ниже 38%, обычно находясь на уровне 45-50%. Именно локаутный 2013-й год стал переломным, когда после двух не самых удачных сезонов (и не без помощи Адама Оутса - тогдашнего тренера "Кэпиталс"), россиянину удалось обрести второе дыхание. Оутс предложил концепцию "Овечкин - новый Бретт Халл", согласно которой Александру не нужно носиться с шайбой по всей площадке, обыгрывая соперников и расходуя энергию, а стоит сконцентрировать внимание на поиск свободных зон, чтобы открыться под передачу партнера и выстрелить по воротам.
Еще более наглядно изменение роли и модели игры Овечкина видно по гистограмме бросков. Нет, он не перестал угрожать воротам соперника в равных составах, но значительно увеличил количество бросков в численном преимуществе. Средняя доля "выстрелов" Александра в большинстве в долокаутный период - 28,37%. Зато начиная с локаутного года 2012/13, она ни разу не опустилась ниже 31%, достигнув своего пика (38,12%) в сезоне 2015/16. Отсюда, в общем-то, и берут начало текущие беды главной звезды "Вашингтона". Решив в среднесрочной перспективе проблему результативности Овечкина (а вместе с ней - и раскрутки бренда "Овечкин-лучший игрок мира", "Овечкин против Кросби" и т.д.), Оутс открыл ящик Пандоры, сделав Александра заложником большинства "Кэпиталс". Москвич, который и до этого был узкоспециализированным снайпером силового плана, изменил методику тренировок и манеру игры (приоритетом стала сила и бросок), потеряв динамичность и набрав за эти годы с десяток лишних килограммов. Разумеется, в решающих матчах плей-офф никто не даст колотить банки "с точки", следовательно, "офис Овечкина" в эти моменты уходит на сиесту. Справедливости ради, есть и положительная сторона: после того, как Ови обосновался в левом круге вбрасывания, эффективность его бросков в большинстве существенно возросла, сделав Александра одним из самых опасных игроков НХЛ при розыгрыше лишнего.
Эффективность броска Овечкина именно в большинстве довольно высока. Но не является лучшей. В среднем за карьеру он реализует 14,93% своих выстрелов в створ ворот, играя в РР. В пересчете на общее количество бросков, этот показатель составляет 10,24%. У Стэмкоса эффективность значительно выше - 18,59% и 12,76% соответственно. У Ковальчука эпохи "Трешерс" он чуть ниже - 14,18% и 9,17%, но здесь стоит взять в расчет разные точки броска. "Офис Ковальчука" располагается не в левом круге вбрасывания, как у Александра, а почти у самой синей линии, откуда забросить шайбу гораздо сложнее, т.к. у вратаря остается чуть больше времени на реакцию. Да и просто попасть в ворота с 17-18 метров гораздо сложнее, чем с 10-12.
К примеру, вот голы, заброшенные Овечкиным с помощью щелчка (а именно им бросают с самых дальних позиций) в сезоне 2013/14:
Как видно, 85% голов Овечкина, забитых щелчком - из кругов вбрасывания, еще несколько - на полтора метра дальше. Теперь посмотрим на шайбы, которые забросил щелчком Стивен Стэмкос в сезоне 2015/16:
"Точка" Стэмкоса еще ближе, но разброс шире, две шайбы залетели издали, остальные - из круга вбрасывания. А вот голы Ильи Ковальчука в сезонах 2006-2009 за "Атланту Трешерс":
Думаете, что после его перехода в "Девилс" он стал щелкать с других точек? Вовсе нет, "те же и муж", вот, полюбуйтесь:
Если брать в расчет броски в равных составах, то этот показатель у Александра не просто далек от идеала, но и существенно уступает конкурентам. Кроме того, в последнем сезоне Овечкин показал просто катастрофические цифры по реализации бросков в равенстве: 7,48% для бросков в створ ворот и 5,25% для всех бросков в сумме, с учетом промахов.
Держа в голове, что сам по себе бросок Саши хуже не становится, можно сделать вывод об ухудшении позиции для атаки ворот при игре 5 на 5. В виду того, что подвижность Овечкина заметно упала, защитники соперника оставляют ему все меньше пространства для нанесения качественных бросков, вынуждая Ови «шмолять» откуда попало. Средние показатели Александра за карьеру также не впечатляют: 11,12% и 7,75% соответственно, особенно на фоне цифр Ковальчука и Стэмкоса. Для Ильи этот показатель составляет 14,12% и 10,31% (а если брать в расчет период, проведенный в "Трешерс" - 16,37% и 12%), для Стивена - 16,53% и 11,79%. Согласитесь, разница довольно существенная.
Сопоставляя различные виды бросков (щелчок, кистевой, snap shot, "с лопаты", подставления, добивания и т.д.), приходишь ровно к такому же выводу: главное оружие Александра Овечкина пусть не во всем, но проигрывает в эффективности основным конкурентам. Несколько лет назад для Ови это не являлось проблемой, т.к. он брал своим напором и "наэлектризованностью", интенсивностью игры. Но в последние годы говорить об этом не приходится, хотя количество бросков нападающего "Кэпиталс" относительно постоянно (за исключением последнего сезона), что заставляет сделать вывод о том, что часть этих самых бросков явно идет "в никуда", в ущерб командным действиям. Так это или нет - читайте в следующей части, в которой мы проанализируем индексы Корси и другие основные показатели №8.
Подписываюсь на Ваш блог.
Продолжайте, очень интересно.
Автор наверно думает, что бросить по воротам, там более в створ - это так просто. Он думает, что "все бы так делали", но "смысла нет", и только "Овечкин стату набивает", "подводя команду".
Автору: способность опасно бросить в створ - ТАЛАНТ игрока. Делать это более 10 лет, не снижая показателей - МЕГАТАЛАНТ. Видимо вы этого не знали. Не благодарите.