17 мин.

Хоккеисты сборной России, о которых не хочется вспоминать

Вероятно, как и им самим – о сборной.

Егор Подомацкий

Есть три аксиомы хоккея, которые не подвергаются сомнениям: лед скользкий, шайба круглая, а у каждого вратаря сборной России должен быть хотя бы один наикрутейший матч в карьере. Такой, после которого следующие лет двадцать мы готовы прощать все его ошибки (кроме перехода в СКА, разумеется) и оправдывать несмотря ни на что. Сейчас не о случайных людях – вроде Алексея Червякова или Альберта Ширгазиева, непонятно как отметившихся в национальной команде – а о тех, кто много лет был основным или приезжал на большие турниры, вроде Олимпиады или Кубка мира.

Говорим Третьяк (важный момент – хоккеист Третьяк) – в голове финал Кубка Канады и самая вратарская победа со счетом 8:1 в истории спорта. Владимир Мышкин – это 6:0 на Кубке вызова-79, Николай Хабибулин – четвертьфинал Олимпиады-2002 с чехами, Евгений Набоков – сухарь с канадцами в Турине, Илья Брызгалов – финал с канадцами в Берне-2009, Сергей Бобровский – весь Кубок мира, Семен Варламов – финны на ЧМ-2010. А помните Макса Соколова на ЧМ-2002?  Матчи всей жизни были у Трефилова, Шталенкова, Еременко, Барулина…. Даже Олега Шевцова однажды бросили под финнов в 1998-м, и он затащил.

Тогда, в Базеле, Шевцов в экстренном порядке менял легенду ярославского «Торпедо»/«Локомотива» Подомацкого. Насколько лихо Егор играл за клуб в суперлиге, настолько невнятно выглядел в матчах за сборную России.

Для сравнения вот его линейка «клуб – сборная» без учета Евротура и прочих товарищеских матчей:

Сезон 97/98 – 30 матчей и 1,34 шайбы в среднем за игру в «Торпедо»; 2 матча и 9 пропущенных шайб в играх с Латвией и Казахстаном на ЧМ

Сезон 98/99 – 30 и 1,77 в «Торпедо»; 6 и 2,41 шайбы за игру на ЧМ

Сезон 99/00 – 30 и 1,50 в «Торпедо»; 3 и 1,29 на ЧМ, но поражение от белорусов

Сезон 01/02 – 48 и 1,5 в «Локомотиве»; 5 и 2,79 на ЧМ

Сезон 02/03 – 45 и 1,60 в «Локомотиве»; 5 и 2,50 на ЧМ

Сезон 03/04 – 57 и 1,90 в «Локомотиве»; 2 и 2,50 на ЧМ.

Да, некорректно сравнивать топовый клуб и оборону, которая годами выстраивалась Петром Воробьевым, со сборной России тех лет, куда приходилось звать таких защитников, как Александр Юдин. Да, в команде были лагеря из энхаэловцев и всех остальных, а тренеры уходили и возвращались так часто, что можно было запутаться. Но Петр Ильич всегда находился где-то при сборной, кроме того рядом с Подомацким были или Жуков, или Красоткин, или Гуськов, и ему не нужно было привыкать к площадкам, как вратарям из НХЛ. Ошибаться Егор меньше от этого не стал.

На шести чемпионатах мира с Подомацким сборная России завоевала одну медаль. В 2002-м Борис Михайлов плюнул на клубные связки и безумные цифры вратаря «Локомотива» в сезоне (0,99 шайбы в плей-офф, 94% отбитых бросков, чемпионство и «Золотой шлем») и при счете 0:3 в игре со словаками выпустил на лед Соколова. Вместо позорного разгрома в четвертьфинале мы получили три предынфарктных матча, финал и серебряную медаль, которой каждый игрок сборной обязан Максиму. Бронза Олимпиады в Солт-Лейк Сити? На ней Егор не провел ни одной минуты.

Подомацкий на чемпионатах мира – это ни одного полуфинала, ничья и поражение в матчах с белорусами, 3:3 в игре с Украиной и 1:2 с Латвией. И еще, я до сих пор не могу понять, о чем он думал в этот момент?

Кто не знает или уже забыл, это лучший чемпионат мира для Подомацкого и определяющая игра со шведами за место в плей-офф.

Сергей Гончар

Внезапно. Непонятно? Объясняем. Главное, что нужно знать: Гончар – лучший русский защитник в истории НХЛ после Сергея Зубова. И самый мастеровитый хоккеист, который более или менее регулярно играл в обороне сборной России за все время ее существования. У него великолепная карьера за океаном – более 1300 матчей, 800 с лишним очков за результативность, победа в Кубке Стэнли, три финала и пять поездок на звездные уик-энды.

По примеру Зубова, Малахова или Житника он мог найти сто одну причину забить на сборную России, так как вместе с ними пережил все радости совместной работы с ФХР, но этого не делал. Сергей не пропустил ни одного олимпийского турнира с 1998 года по 2010-й и взял там две медали, он два раза сыграл на Кубках мира и даже приехал на три чемпионата мира. И уже поэтому Гончар – большой красавчик.

Но раз уж мы договорились, что он топ, то и спрос с него соответствующий. Предположим, как с канадца Нидермайера, американца Рафалски, шведа Лидстрема и, допустим, финна Тимонена. Болельщики футбольной сборной Аргентины ведь злятся, когда Лео Месси не играет за их команду, как за «Барселону», так что «просто приехал» это мало. У Гончара за всю карьеру в сборной получился только один турнир, где он был настоящим Гончаром. Лидером обороны, классным атакующим защитником с убойным броском и невероятным видением площадки, который безжалостен к соперникам при реализации большинства и способен отдать передачу любой сложности. И все это было в его первых матчах за взрослую команду России – на Кубке мира-1996.

В остальном же игра Гончара вызывала больше вопросов и разочарования. Возможно, от завышенных ожиданий. Ты смотришь на его статистику в клубе и видишь два десятка голов за сезон, 50-60 очков. Заканчивается очередная Олимпиада – у Сергея в лучшем случае пара передач, хотя в большинстве его выпускали исправно. Постоянные и грубые ошибки у своих ворот, удаления еще можно объяснить. Игра в обороне никогда не была его сильной стороной, и в НХЛ он это компенсировал результативностью. В сборной – нет. Гончар для российских защитников как Павел Буре для нападающих. И когда в графе «очки/голы/передачи» у него пусто, это ненормально.

Показательны Олимпиады-2002 и 2006. Гончар в самом расцвете сил, он окружен классными партнерами и вроде бы в хорошей форме. Но в Солт-Лейк-Сити Сергей не набирает ни одного очка в шести матчах, а сборная России становится седьмой по реализации большинства и в главной игре с американцами транжирит все три попытки. По ходу турнира забил даже Дарюс Каспарайтис, по передаче зацепили Даниил Марков и ветеран Игорь Кравчук, а у Сергея – одни нули и наибольшее количество шайб, пропущенных в его смены в равных составах (3). Хм.

В 2006-м Гончар отдает две передачи в большинстве в матчах со Словакией и Латвией и в обеих играх зарабатывает по «минус 2» полезности. В плей-офф у него только три удаления, одно из которых оборачивается победным голом Пелтонена в полуфинале. Сборная России по итогам Игр четвертая, по реализации большинства – девятая. Хуже были только немцы, казахи и латыши. Единственный олимпийский гол в карьере Гончар забил в четвертьфинале с Канадой в 2010-м. Никто же не будет спорить, что вспоминать его не хочется?

С Гончаром в составе российская молодежка проигрывала Канаде со счетом 1:9, занимала 11-е место на домашнем чемпионате мира в Санкт-Петербурге и третье в Москве, была бита теми же канадцами со счетом 7:3 в Ванкувере. Со сборной он не выиграл ни одной золотой медали. 

Дмитрий Куликов

Что бы болельщики ни говорили о популярности хоккея во всем мире, она совсем невысока и уступает не только футболу, но и гольфу, настольному теннису и, не смейтесь, крикету. Да, в северных странах ситуация получше. Но все-таки 80 процентов из тех, кто способен следить за передвижением маленького черного кругляша по льду и не засыпать через десять минут, скорее всего, выберут повтор истории про то, как Тед Мосби встретит маму своих детей, чем посмотрят трансляцию обычного хоккейного матча.

Обычного, но не игру между Россией и Канадой. На любом турнире это самая привлекательная афиша, и на любом уровне это главная проверка для хоккеистов. Это самый сложный и престижный экзамен, и если сдал его на «отлично» хотя бы раз, отношение к тебе изменится.

Куликов умудрился завалить сразу несколько попыток, и кажется, что с ним сборная России вытащила несчастливый билет.

– юниорский чемпионат мира-2008. Финал. Канадцы рвут наших в Казани со счетом 8:0. Лажают все, Куликов (№11) завершает игру с «минус 4» – худшим показателем полезности во всей команде. Канадские звездочки Холл, Ходжсон и Шенн издеваются над Куликовым, как будто он не их ровесник, а младше лет на пять. Особенно усердствует паренек под седьмым номером – Джордан Эберле. Запомните эту фамилию.  

– молодежный чемпионат мира-2009. Полуфинал. Опять Россия, опять Канада, опять Эберле и опять Куликов. За пять секунд до конца третьего периода канадцы проигрывают 4:5, Джон Таварес в отчаянии набрасывает шайбу на пятак, а там караул. Такие матчи – безусловная реклама хоккея, но смотреть его после ошибки Куликова не хотелось долго. Россия проиграла по буллитам и осталась без финала.

– Кубок мира-2016. В полуфинале те же, но роль Эберле взял себе Сидни Кросби. Когда в середине первого периода кто-то из россиян потерял шайбу у ворот, и это привело к голу, разве оставались сомнения в том, кто ошибся?

Нет.

Есть ли хоть какая-то уверенность, что в следующем большом матче России и Канады Куликов опять не привезет?

Нет.

Нападающие

С выбором разочарований среди форвардов все не так очевидно. Даже у Алексея Яшина был провальный турнир в сборной и не один. И Павел Буре забрасывал по пять шайб не на каждой Олимпиаде, а доквебекские грехи Ильи Ковальчука вообще вспоминать не хочется. Ларионов бледно выглядел в Солт-Лейк Сити и явно занимал там место Сергея Брылина, но приглашение возрастного игрока уже было риском. У Алексея Жамнова – золото, серебро и бронза Олимпийских игр, но, в целом, забивал за сборную он немного. А у Овечкина все наоборот – много голов и ноль медалей ОИ.

К тому же нужно убрать случайных людей, как Иван Новосельцев, Александр Кувалдин, Игорь Варицкий, Федор Федоров, которые сыграли слишком мало, чтобы их можно было оценивать. И договоримся не трогать чемпионов Олимпиады в Альбервилле и парней, победивших в Квебеке в 2008-м, что бы ни происходило у них со сборной после золотых медалей. 

Артем Анисимов

Свой первый вызов в основную сборную России получил после окончания дебютного сезона в НХЛ – весной 2010 года. Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина готовы были сожрать за то, что они возят на чемпионаты мира и Евротуры одних и тех же Никулиных с Зариповыми, и 21-летний Анисимов как раз входил в круг тех молодых нападающих, кто через несколько лет в Сочи уж точно должен был порвать канадцев. Все это время его карьера в Северной Америке шла в гору. Он поиграл в топ-6 «Рейнджерс» и «Коламбуса», выбивал неплохие контракты и улучшал результативность. В конце концов, Артем оказался в звене Патрика Кэйна и Артемия Панарина в одной из лучших команд мира – «Чикаго», и это очень круто.

В сборной России большого прогресса нет. Он все еще где-то на уровне фарм-клуба – им затыкают дыры, кидают из звена в звено, и не всегда понимают, как использовать с максимальной эффективностью. Хотя, казалось бы, Анисимов – идеальный хоккеист для систем Билялетдинова и Знарка. Он универсален, бьется в защите, несмотря на боль, и может создавать в нападении, не ворчит на урезанное игровое время и быстро прощает Александра Лидогостера. Артем вроде бы всегда при сборной, но вспомните хотя бы один его матч на уровне третьего центра большой страны? Не против датчан или белорусов на групповом этапе, а в плей-офф приличного турнира. ЧМ-2014 в Минске? Договорились же, приличного турнира.

Чтобы не забираться в дебри, возьмем последний Кубок мира.

Полуфинал с Канадой (3:5) – у Анисимова ноль очков и «минус 2».

Финал чемпионата мира-2015 против Канады (1:6) – у Анисимова ноль очков и «минус 2».

Легендарный четвертьфинал чемпионата мира-2013 против США (3:8) – у Анисимова ноль очков и «минус 2».

Олимпийский турнир в Сочи он завершил с нулем очков и полезностью «минус 1». Всего в 52 играх за сборную у Анисимова четыре гола и больше штрафных минут, чем очков (14 против 22). Даже Антон Белов забивал чаще в это время. И ладно – голы для игрока его стиля не главное, но он же отдает свои микроматчи. Со вбрасываниями у центра «Чикаго» тоже не очень – процент выигранных единоборств болтается у отметки в 50%, а в меньшинстве, где он часто выходит, наши постоянно находятся в аутсайдерах.

От нападающего «Чикаго» точно ждали другого.

Михаил Сарматин

Ветераны первых чемпионатов России любят ворчать, рассказывая об уровне игроков, родившихся после развала Союза. Выучка у молодежи не та, руки деревянные, игру не чувствуют, не катаются спиной вперед, баллоны не таскают и вообще тьфу. Вот мы в их годы…

В их годы лучших хоккеистов суперлиги возили по льду неосновные составы Финляндии и Швеции, и провал на любом международном турнире, кроме «Приза Известий», можно было предсказать заранее. К концу 90-х на чемпионатах мира справляться со звездами «Динамо» и «Спартака», «Авангарда» и «Ак Барса» научились даже швейцарцы и словаки без Бондры и Шатана. Что уж говорить о топах. Призывы отказаться от «зажравшихся легионеров» из НХЛ, создать команду из хоккеистов только российских клубов казались привлекательными до тех пор, пока неуехавшие не заваливали очередной этап Евротура с разницей шайб 3:9 или 5:11.

Владимир Воробьев был лидером «Динамо» в 1996-м, но на чемпионате мира зацепил две передачки, провалил полуфинал с Канадой, оставшись без медалей. Долго привыкал к сборной Максим Сушинский, почти не проявили себя в национальной команде Вячеслав Безукладников, Олег Белов и Вадим Епанчинцев. Но никто не бесил и не разочаровывал больше, чем пара форвардов «Ак Барса» Алексей Чупин – Михаил Сарматин.

На протяжении всего сезона – и не одного, а нескольких – их наигрывали  в клубе, не разлучали в сборной и даже селили вместе в гостинице. Им давали игровое время в разных ситуациях, несмотря на то, что при реализации большинства на лед сразу рвались энхаэловцы. После неубедительных турниров казанцы получали новый шанс, но начинался чемпионат мира – и опять ничего. Чупин хватал шайбу и мчался вперед, не замечая никого по сторонам, а мощный по меркам российской лиги Сарматин не мог ни открыться, ни потолкаться на пятаке. В матчах с французами, казахами или латышами они были королями, но соперники посильнее сразу же показывали их реальный уровень. Взаимопонимания будто и не было.

От Чупина шла хоть какая-то острота, а Сарматин был королем столкновений с партнерами за воротами, проигрывал единоборства у бортов, много удалялся и вообще все делал невпопад. Вот, что говорил Игорь Дмитриев после ЧМ-1997 (у Михаила 9 матчей, гол в пустые ворота немцам и две передачи): «Связку Чупин – Сарматин мы тащили весь сезон. Они должны были внести больший вклад на чемпионате мира».

Проходит год, слово берет Александр Стеблин: «Взяли из «Ак Барса» самых лучших – Сарматина и Чупина. Весь сезон играли вместе, стали чемпионами России. На них все равняются. И на ЧМ-1998 они выглядели довольно бледно. Ничего не показали». Ничего – это по голу в матчах с командами Казахстана (8:4) и Латвии (7:5) из положительного, и бестолковая беготня с грубыми ошибками в обороне из отрицательного. На свой третий чемпионат мира Сарматин поехал без Чупина, а играл с другим центром «Ак Барса» Алексеем Кудашовым. Обоих после турнира за глаза называли туристами. А что еще сказать после шести матчей с нулем очков и 10 минутами штрафа?

Валерий Буре

Младший брат Павла Буре – самая переоцененная российская звезда НХЛ, которая и не звезда вовсе. Любой аргумент против перебивают ноль в графах «голы в плей-офф», «выигранные серии плей-офф», «количество раз, когда Валерий выводил свою команду в плей-офф, будучи ее лидером». Возможно, он единственный игрок в НХЛ с 400 очками в регулярках и такими провальными показателями в кубковых матчах, но сейчас не об этом.

Мы можем помнить его по голу Гашеку в Нагано, по красивой истории о команде братьев, а также по приглашению на ЧМ-1994 из юниорской лиги Канады, что подчеркивает уровень бардака, который тогда был в сборной России. В той команде Михайлова на место в составе претендовал еще Александр Селиванов (35 голов за сезон в «Спартаке»), но «Ванкувер» Павла Буре горел 1-3 в своей серии плей-офф, и «Русская ракета» примчалась бы в любую точку света, чтобы поиграть с Валерием. В итоге «Кэнакс» спаслись и дошли до финала Кубка Стэнли, Селиванова не дозаявили, а в четвертьфинале с американцами Буре-младшего посадили в запас, когда положение стало критичным.

У Валерия есть олимпийские серебро и бронза, но вопрос о том, насколько он был нужен тем командам, волновал даже после победных матчей. Особенно, как он оказался в первом звене в Солт-Лейк Сити.

Абзац из материала «Спорт-Экспресса» от февраля 2002 года.  

– Вы-то сами не считали приглашение в сборную некоторым авансом? – спросили после матча Валерия Буре, который вернулся на лед после операции на колене лишь за месяц до Олимпиады.

– О каком авансе может идти речь, когда человек трижды забивает по 25 шайб за сезон! – довольно жестко ответил Карманная Ракета. – Я – один из всего лишь пяти или шести российских хоккеистов, которым такое удавалось. Мои результаты налицо, а что до травмы, то о моем выходе на лед задолго до начала Игр было доподлинно известно. Так что никакой проблемы здесь не вижу.

В сборной Фетисова Буре-младший был более медленным клоном Максима Афиногенова, который в свою очередь был ухудшенной копией Буре-старшего. Если учесть, что оба брата играли в одном звене и действовали в очень похожей манере, неудивительно, что их центр Алексей Жамнов почти не получал шайбу, и вся тройка на Олимпиаде стреляла холостыми. Единственный гол на тех Играх Валерий забил в большинстве на групповом этапе американцам, а когда его помощь действительно была необходима, он, как когда-то его брат, не смог справиться с Майком Рихтером. В том полуфинале «Карманная ракета» могла переводить игру в овертайм, но растерялась и бросила кое-как.

ВИДЕО

В своей первой игре за сборную Валерий забросил две шайбы в ворота Великобритании. В 18 следующих – всего три. Показатели Сергея Березина, которого так и не удалось посмотреть на Олимпиадах с игроками НХЛ – 23 гола в 36 матчах.

Фото: REUTERS/Grigory Dukor; Gettyimages.ru/Al Bello; РИА Новости/Алексей Куденко, Григорий Соколов; REUTERS/Ruben Sprich, Andrew Wallace