«Современный тренер бы сказал Фетисову: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину!»
Сайт RussianHockeyStyle.Ru начинает новую рубрику – «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле». Первыми на очереди оказались защитники, как представители дефицитного теперь амплуа. Как воспитывали игроков обороны в Советском Союзе и как с ними работают сейчас – пытаемся разобраться с Заслуженным тренером России, который решил остаться неназванным.
Защитник – проблемное амплуа в отечественном хоккее. Талантливыми нападающими Россия никогда обделена не была – фамилии лишний раз не нужно называть, одаренных вратарей – тоже достаточно. Но вот качественными игроками обороны даже ведущие клубы КХЛ укомплектованы не полностью. На трансферном рынке за них идет настоящая война. Проблема вскрылась и в связи с формированием состава на грядущий Кубок мира – больше всего вопросов вызвала именно оборонительная линия.
А ведь советская школа воспитывала защитников высокого уровня. Например, на драфте 1993-го года было выбрано 14 российских игроков этого амплуа, а в 2010-м – только лишь один! Хотя в последнее время ситуация изменилась и появились очень талантливые ребята – Никита Трямкин, Никита Задоров, Иван Проворов… На последнем драфте НХЛ под высоким девятым номером был выбран Михаил Сергачев. Но средняя прослойка все равно остается слабой.
Главное – это путь, благодаря которому ребята и становятся защитниками. Уже многие страны пришли к выводу, что с амплуа нужно определяться с 12-14 лет. До этого нужно дать ребятам возможность попробовать себя на разных позициях, ведь в старшем возрасте все может быть совсем по–другому… А как у нас – в нападении ставят тех, кто хорошо катается, кто забивает, а кто похуже или поздоровее – в оборону. То есть формируют ее по остаточному принципу.
Тренеры никогда не спрашивают: «Кто хочет играть в защите?». Но ведь перевод в оборону должен быть поощрением, а не наказанием. И защитник должен кататься даже лучше, чем форвард. Поэтому мало игроков обороны, которые передвигаются технично, без проблем. Если смотреть с трибун, таких хоккеистов на площадке можно пересчитать по пальцам одной руки. Любой полевой игрок должен уметь хорошо передвигаться – это основа основ.
Сейчас в пример ставят защитников из Швеции. Техника передвижения, владения клюшкой – у них всех на высоком уровне. А у нас этому уделяется мало внимания – тренер не может ждать. Он недавно начал работу, а уже совсем скоро – всероссийские соревнования, на которых у него обязательно требуют результат. Зачем это нужно? Даже с психологической точки зрения пацану рано играть на таком турнире. Если у защитника еще и вначале ничего не получается, он вообще может закончить с хоккеем. В некоторых школах и льда не хватает – за полтора часа успеть надо все. А как всегда крайний – защитник со своим катанием.
С защитниками нужно заниматься в любом возрасте, даже в клубах КХЛ. Уделять внимание движению спиной вперед, переворотам, торможению, столкновениям. Тогда включаются особые суставчики, которые при ходьбе и обычном катании не работают, и их нужно развить, укрепить и всегда поддерживать в хорошем состоянии.
Силовым приемам обязательно нужно учить. Когда ребенок уже более-менее овладевает техникой передвижения, тогда можно объяснять – как подкатываться к сопернику, как действовать коньками и вообще для чего нужен силовой прием. Но главное – не дать в борт, чтобы он зашумел и привел публику в восторг, а то, что защитник оставляет соперника вне игры и добивается для своей команды численного преимущества. Сколько еще времени пройдет прежде, чем он придет в себя и побежит помогать своим. А лучший вариант – выбросить за борт, пока он вылезет… Но, чтобы проводить силовой прием, не должно быть проблем с передвижением. Игрокам сейчас не хватает маневренности, правильного отката. Они бы не прочь столкнуться, но не успевают.
У Анатолия Тарасова было упражнение. Разбегаешься и врезаешься в лицевой борт – называлось «Бей канадца». Как это пошло? Сборная СССР приехала на чемпионат мира, и на ее тренировку вышли канадцы. И Анатолий Владимирович захотел их чем-то удивить. Хоккеисты разбегались, били изо всех сил в борт и быстро убегали. Тарасов кричал: «Бей канадца!». А те все спрашивают: «Что он кричит? Что он кричит?».
В Советское время были и защитники, которые могли постоять за партнеров, жути навести. Александру Рагулину скорости не хватало, но он использовал свою массу. Гусев, Васильев, Лутченко могли въехать и, как говорил Анатолий Владимирович, оставить значок на память. У Зинэтулы Билялетдинова катание было похуже, однако он компенсировал это жесткостью, дисциплинированностью. Геннадий Цыганков поставит на стол кулак – как пол-литровая кружка! Такие Тарасову нравились – сильные и волевые, и он не обращал внимание на какие-то недостатки. Хоккеисты могли что-то не уметь, но с лихвой возмещали это за счет других талантов. Игорь Ромишевский – атлет, у него были повышенные физические качества, плюс сила воли. Он рассказывал, решающий матч чемпионата мира против чехов и сборная СССР осталась в меньшинстве втроем. Выбросили шайбу – поехали меняться. Но Анатолий Тарасов кричит: «Играть!». Ромишевский развернулся и обратно побежал. Сил нет, опять выбросили, и он приехал к бортику. Тарасов: «Я не сказал «смена»!». И так полностью две минуты отыграл. Анатолий Тарасов знал, чем каждый игрок ценен и старался использовать эти качества и затушевывать недостатки. В этом – тренерское мастерство.
Тарасов говорил: «Не проиграть. Хоть как, хоть зубами». Делай что хочешь, но не уступи. Для защитника это особенно важно. А если тебя три или четыре раза обыгрывают – все. Пусть соперник лучше передачей обрежет, но никак не обыграет один в один. Но сейчас все снова упирается в катание. Современные защитники должны откатываться в борьбе, а у нас они отходят раньше времени, перестраховываются – неуверенно себя чувствуют, коньки подводят.
Очень важна и первая передача, это всегда красиво и неожиданно. Главное здесь – не точность, а своевременность. Защитник, бывает, готов сделать пас, а форвард из-под опеки еще не освободился. Однако сейчас нападающие думают не как забить гол, а как успеть вернуться и отобороняться.
Защитник с хоккейной школы должен понять, что он универсальный игрок – отоборонялся, отобрал шайбу, запустил вперед нападающих, поддержал атаку, бросил и забил гол. Наш хоккей по своей сути – атакующий, комбинационный. Для защитника было всегда важно умение действовать в нападении. Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов уже играли в современный хоккей, подключались в атаку – и полезно, результативно. При этом они успевали вернуться, догнать соперника на красной линии и выполнить свои оборонительные функции. Анатолий Тарасов считал, что у Владислава Третьяка нельзя забирать его работу. Если защитник даже не сможет вовремя возвратиться, ничего страшного – пусть вратарь будет в тонусе. Соперник забьет семь, а мы – восемь. Цель была – атака все время.
Но нынешний тренер бы обязательно Фетисову сказал: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину! Не смей подключаться!». Сейчас главное не забить, а не пропустить. Современный российский тренер считает: нападающие должны располагаться так, что в случае потери шайбы успели отзащищаться. А Тарасов считал так: вы должны обороняться таким образом, что в случае перехвата шайбы смогли бы убежать и забить гол. Сейчас доходит до абсурда. Если защитник катается лучше нападающих, много забивает, то это – беда. Его называют нарушителем игровой дисциплины. С другой стороны, тренеры не знают, как такого хоккеиста использовать, как построить под него игру. Ведь это все и есть творчество, которого теперь так не хватает.
Один из известных тренеров КХЛ перед игрой как-то сказал своим хоккеистам: «Мы начинаем со счета 0:0, уже одно очко есть. Так что задача – не пропустить». И игрокам творческим, атакующим, которые любят хоккей не за изнурительные тренировки, а за красоту, это сложно принять. Все время только на оборону, главное сейчас – не ошибиться. А постоянный страх ошибки придает неуверенности, не дает молодым игрокам развиваться, не позволяет показывать то, чем всегда славился наш хоккей – творчество.