«Мне выдан нож и автомат…»
2 августа исполняется 86 лет со дня первых прыжков с парашютом военнослужащих Красной армии, положивших начало созданию в СССР нового рода войск — Воздушно-десантных.
Или, как их сокращенно и очень уважительно называют в народе и в Вооруженных силах, — ВДВ.
Автор точно знает, что во времена советского государства и лучшего в мире спорта, как минимум, двое воспитанников отечественных хоккейных школ успешно отслужили в воздушном десанте. А один из них даже стал участником войны в Афганистане.
Оба они родом из нынешнего Екатеринбурга.
Первого зовут Дмитрий Гагарин, до армии он тренировался в знаменитой хоккейной школе «Спартаковец» и считался весьма перспективным защитником — мощным, высоким, выносливым. В 1986 году Дмитрий в составе сборной Свердловской области стал бронзовым призером Спартакиады народов СССР, а играя за свердловскую команду СКА-ШВСМ — чемпионом СССР среди молодежи.
Попасть, в отличие от большинства своих партнеров по команде, например, Валерия Иванникова, Евгения Мухина, Вячеслава Безукладникова и Сергея Осипова, в команду мастеров, Дмитрий не смог. А может, и сам не очень хотел.
Зато выдающиеся спортивные данные столь перспективного призывника очень даже оценили сотрудники местного военкомата, отправившие хоккеиста Гагарина в учебное подразделение ВДВ. Готовило оно пополнение для Ограниченного контингента советских войск в Афганистане…
Отслужив «как надо» два года, чемпион страны вернулся домой и даже сделал попытку продолжить хоккейную карьеру в свердловском «Луче». Летом 1989 года главный тренер «Луча» чемпион Европы среди юношей-1970 Владимир Прокофьев дал Дмитрию такой шанс. Но в конце тренировочных сборов сделал неутешительный вывод: для первой союзной лиги, в которой «Лучу» предстояло выступать, защитник-десантник, увы, не годится.
Впоследствии Дмитрий Гагарин играл во второй лиге за орский «Южный Урал» (в сезоне-1989/1990 провел 59 игр и набрал в них четыре очка) и отметился выступлениями за «Авангард» в первенстве родного города. После чего, увы, пропал из виду болельщиков и спортивных журналистов. Интересно, как сложилась судьба этого героического парня?
Любопытно, что вторым свердловским десантником из хоккея стал сын уже упомянутого выше заслуженного тренера России и бывшего капитана «Автомобилиста» Владимира Прокофьева — Андрей Прокофьев, срочную службу проведший в Гайжюнае (Литва). Правда, в отличие от Дмитрия Гагарина, в хоккей после демобилизации Андрей так и не вернулся, а занялся каким-то иным родом деятельности.
К слову, по стопам деда и отца пошел и Прокофьев-младший, тренирующийся сейчас в одной из детских команд «Автомобилиста».
Также год в ВДВ, в дислоцированной во Пскове 76-й дивизии, отслужил нападающий Дмитрий Попов, в сезоне-2013 сыгравший один матч за «Автомобилист» в КХЛ.
Вот выдержка из интервью игрока официальному сайту ВХЛ.
Дмитрий:
— …Сезон-2009/2010 в итоге я заканчивал уже в «Рыси», провел четыре встречи, а затем отправился служить…
— Весьма неожиданный поворот в карьере профессионального хоккеиста.
— По правде говоря со «Спартаком» расстались из-за моих проблем в дисциплине. По этой причине та предсезонка оказалась у меня скомканной, попасть в хорошие команды я уже не успевал, поэтому пришлось отправиться служить. Надо было что-то решать. А тут еще и мой лучший друг также пошел в армию. Да и отец, признаться, сказал свое веское слово в этом вопросе. Упираться было бессмысленно (смеется).
— Где довелось отдавать долг Родине?
— Служил год во Пскове. 76-я дивизия ВДВ, 234-й полк.
— Неужели и с парашютом прыгали?
— Да, и не один раз. Вышло вроде восемь прыжков.
— И как ощущения?
— Да как (смеется). Первый раз было конечно страшно, а потом… А куда было деваться?
— И все же в глубине души не сожалели, что вот так порвали с хоккеем?
— А я с ним и не рвал. Как была возможность, смотрел по ТВ игры КХЛ. Знаете, армия мне очень помогла. Было время что-то переосмыслить, пересмотреть свои взгляды на жизнь.
— Навыки хоккеиста как-то помогали?
— С точки зрения физических нагрузок многое я переносил намного легче, чем другие. Все же тренировки спортсмена большое дело, так что с этим у меня проблем не было…
Как известно, хоккей по степени популярности часто сравнивают с футболом. Так вот, если касаться службы отечественных футболистов именно в ВДВ, то тут у них будет явное преимущество. Ведь под вполне спортивным девизом этих войск «Никто, кроме нас!», в свое время отслужило сразу несколько довольно известных в СССР и России мастеров кожаного мяча.
Это, в частности, экс-игрок ФК «Уралец» (Нижний Тагил) и екатеринбургской мини-футбольной «ВИЗ-Синары» Олег Клешнин, сумевший после двухгодичной службы в Афганистане (в знаменитом 350-м полку 103-й дивизии ВДВ) поиграть даже за минское «Динамо» времен высшей союзной лиги Сергей Домашевич,
а также Александр Черкес, в свое время выступавший за «Факел», «Сокол», новороссийский «Черноморец», «Луч-Энергию», «Шинник» и «Ростов».
Наконец, нельзя не вспомнить и молча не выпить третий тост за другого солдата 103-й Витебской дивизии, только ее 357-го полка, рядового Юрия Сюткина.
Воспитанник футбольной школы свердловского «Уралмаша», он был среди тех, кто первым прилетел в Афганистан. И стал одним из первых, кто досрочно, уже в начале марта 1980 года, вернулся домой со страшной маркировкой «груз 200»…
«Мне выдан нож и автомат,
Я не Шварценеггер, а солдат,
Десантно-парашютной роты.
И если бы жизнь была кино,
То нам бы нравилось оно,
Но в жизни все серьезней до икоты…»
С праздником, вас, десантура!