Никита Задоров: «В России школьная программа намного сильнее, чем в Америке. Потом университет все переворачивает – американское высшее образование лучшее в мире»
Никита Задоров считает, что в России школьная программа намного сильнее, чем в Америке.
– Нравится ли вам школьное образование в Канаде? Знаю, что у многих в Америке есть вопросы по начальному и среднему образованию.
– Канада и Америка в принципе по школе одно и то же. Конечно, система отличается от российского образования. В России школьная программа намного сильнее, ты выходишь более подготовленным. Потом уже университет все переворачивает – американское высшее образование лучшее в мире.
Что касается школьного, тот тут все проще: дети не только делают уроки, зубрят, но и играют. Математика, английский, литература – все не такое сложное, как в России.
– Дочери хорошо и по-русски, и по-английски говорят?
– Старшая ходит пять раз в неделю в канадскую школу, плюс один раз в неделю на два часа к русскому репетитору. Нашли лицензированного русского учителя, которая преподает русскую программу. Дочка учится писать, читать и считать по-русски.
У нас правило дома говорить только на русском, на улице и в школе она на английском говорит. Старшая дочка похожа на меня, не затыкается, – сказал защитник «Калгари» Задоров смеясь.
Вместе с тем, конечно, и без него люди живут. Помнится, недавно в России была очень популярна статья (или серия статей?) в «Life», где сравнивался советский и американский школьники: американский представал недалеким любителем танцулек, а советский — чуть ли не профессором. Забавно, что оба прошли через практически идентичную карьеру: оба стали пилотами, а затем топ-менеджерами в небольших авиакомпаниях. Американец всю жизнь был зол на журнал, который в политических целях выставил его пустопорожним болваном :)
Школу сложно оценивать, потому что слишком много ролей она выполняет: помимо обучения это и воспитание детей, и просто занятие их на некоторое время, пока родители на работе... КПД школы очень низкий. Перегруженность?! Точно ли перегружена, если на выходе у нас выпускники, которые не знают ни истории, ни физики, ни математики?.. Т.е. огромный массив знаний компенсируется неумением его донести до детей и пофигизмом самих детей и их родителей. В общем, школу оценивать сложно. Замечу, что подобные проблемы типичны для большинства стран мира - ну, хотя бы просто потому, что преподаватели в школах по большей части не самые квалифицированные люди - даже в своих предметах. Хорошо, если учитель хотя бы хороший психолог и наставник и просто сможет убедить детей "учиться самим" - это уже большая часть дела сделано.
Вот эффективность вузовской программы оценивать проще... И тут замечу, что говорят абсолютно то же самое: "мне всё это не пригодится в жизни"... Возможно так и есть, особенно если этим так и не овладеть - как оно потом пригодится, если не умеешь? Но вот мне в работе пригодилось 80% всего того, что преподавали в универе (и плюс еще N% на самообучение). Школьные знания тоже использовались почти все - хотя бы для поддержания интересного разговора. Т.е. большая часть знаний не то, что не нужны - просто ими не владеют и не умеют применять в жизни.
Кажется Гуриев ещё в мою бытность старшеклассником говорил, что зачем в таком объёме химия и биология, которая никому кроме медиков и профильных учёных после школы не пригодится, зато экономика и правоведение, которые нужны всем, у нас только в профильных классах некоторых школ (по крайней мере в моё время было так, у меня экономики не было, я основы экономической теории сам изучал)
Хотя сейчас чего уже говорить - сейчас самыми важными предметами в росшколах будут разговоры о важном, военная подготовка и основы православия.
Другие мб вообще отменят за ненадобностью как бездуховные и вражеские, чуждые и не нужные русскому человеку