5 мин.

Лучший тяжелоатлет СССР закончил карьеру шокирующим поражением: как сильнейший человек планеты Власов это допустил?

Прошлые Олимпийские игры в Токио стали последними для великого тяжелоатлета Юрия Власова. 18 октября 1964 года он проиграл ещё одному мастеру из Советского Союза – Леониду Жаботинскому. Серебро стало слишком тяжёлой ношей для Власова, привыкшего побеждать, и он принял решение завершить карьеру. Тот год лишил тяжёлую атлетику легенды, перевернувшей этот вид спорта.

Совершенный человек

Про Власова всегда говорили и писали очень много. Трудно вспомнить другого спортсмена, которым бы восхищались настолько. Советский спортсмен изменил тяжёлую атлетику и доказал безграничность человеческих возможностей. Журналист Торстен Тангер даже величал Власова «образцом совершенного человека, соединившим в себе все качества, которые можно требовать от спортсмена».

Тем не менее, Власов не был тем типичным представителем тяжелой атлетики, который обычно рисуется в сознании масс. Юрий не был просто ходячей горой мышц. Его отличали хорошие умственные способности и начитанность. С раннего детства родители прививали ему любовь к книгам и учили быть любознательным. Всё это он пронёс с собой сквозь года. Возможно, именно жадное чтение способствовало ухудшению зрения спортсмена. Но тем он был колоритнее: на помост Власов выходил в очках. Они вкупе с недосягаемыми для соперников результатами породили в западных СМИ прозвище Сверхчеловек в очках.

Что примечательно, тяжёлая атлетика никогда не была для Власова первым приоритетом. В юношестве он любил бегать, метать гранату, толкать ядро и заниматься разными единоборствами. Штангу тоже жал, но делал это без особого энтузиазма. Однако всё изменилось в Военно-воздушной академии Жуковского, где тренер Евгений Шаповалов сумел убедить курсанта Власова, что тяжёлая атлетика – нужный ему путь.

Шаповалов не ошибся. Уже в 1957 году Юрий пополнил ряды главных претендентов на поездку на Олимпиаду-60 от СССР. Ему покорялись рекорды страны, а в 1959-м он одержал свою первую победу на чемпионате страны. В тот же год впервые стал чемпионом мира. С того времени вся борьба на помосте шла исключительно за вторую ступень пьедестала. С 1959 по 1964 он выиграл пять чемпионатов СССР, два чемпионата Европы, четыре чемпионата мира и Олимпиаду – поражений буквально не знал. Остальные же не знали, как подобраться к рекордам гения из Союза. Он их буквально штамповал. На Играх-60 в Рио Власов показал лучший мировой результат трижды. В своей первой попытке в заключительном элементе троеборья он снёс предущий рекорд и уже записал своё имя в историю: 520 килограмм – сумма Власова. Но не остановился. Во втором подходе он превзошёл самого себя – 530. Цифры по тем временам немыслимые, однако и это было не всё. Власов решил победить себя ещё раз. 537,5 килограмм – финальный (и феноменальный) рекорд.

Суммарно за пять лет своей спортивной гегемонии он установил 30 мировых рекордов и 40 рекордов Советского Союза. Он был самым сильным человеком в мире, и вторым по своей мощи в Союзе. Уступал только Хрущёву. А популярность Власова среди народа была сравнима с той, которой пользовался первый человек в космосе Юрий Гагарин. С ним Власов, к слову, был знаком: на кремлёвском предновогоднем праздновании в 1961-м Юрии за приятной беседой пили водку.

«Есть ли человек, который может выиграть у меня?»

Был ли Власов единоличным лидером Олимпиады-64? Не совсем. Его главным конкурентом всем виделся американский тяжелоатлет Норберт Шемански. Он успел потрепать нервы болельщикам Власова: на некоторых стартах Шемански добирался до рекордов Власова и претендовал на главную медаль, но не выигрывал. В 1962-м американец приблизился к победе донельзя – обошёл Власова в жиме и рывке. Но советского спортсмена тогда всё-таки спас его коронный толчок. Тем не менее, Юрий делал вид, что соперников не существует. В интервью перед Токио-64 он риторически спросил: «А есть ли человек, который может выиграть у меня?».

Как выяснилось, есть. Настоящим триумфатором Игр в Японии стал Леонид Жаботинский. К олимпийскому турниру он подходил с несколькими мировыми рекордами. Думали ли, что Жаботинский остановит Власова? Да, такие мнения просачивались в СМИ, но в большинство всё-таки верило, что Юрий турнир не отдаст.

Леонид Жаботинский

«Два сильнейших человека России – Никита Хрущёв и Юрий Власов – пали в один день»

Олимпийская дуэль началась с десятикилограммового преимущества Власова над соотечественником после жима. Рывок сократил отставание догоняющего Жаботинского в два раза, но даже после такого никто не думал, что Власов упустит золото. А Леонид, оказывается, даже пытался помочь сопернику в рывке.

— Начинаю рывок со 160. Юра — со 162,5. Я беру – он нет. И во втором подходе Власову вес не покоряется. Плёвый вес-то для него, но… Тут уж не до соперничества, не до личных амбиций. Подхожу к Юре: «Протяни повыше, вложись. И всё будет в порядке». Нуля нам нужно было избежать. И он рвёт злополучные 162,5 с третьего раза. Я в свою очередь фиксирую 167,5 во втором подходе, а следующие 172,5 мне не покоряются. И тут самолюбивый Власов решает доказать, что он и в этом упражнении сильнее: в четвёртом дополнительном рвёт штангу в 172,5 и устанавливает мировой рекорд. Но в зачёт троеборья вошёл результат на 10 кило меньше. Я же разрыв чуть сократил, — рассказывал Жаботинский «Чемпионату».

Толчок стал настоящей спортивной драмой. Когда Жаботинский в первой попытке взял несерьёзные 200 килограмм, все, включая Власова, посчитали, что за золото он бороться на намерен. Власов спокойно толкнул 210 и уже был готов примерять золотую медаль, поэтому и решил пойти на новый мировой рекорд – 217,5 килограмм. Жаботинский неожиданно принял вызов, но в своей второй попытке его не взял. Не справился и Власов в своей заключительной, но в чемпионстве почти не сомневался. А зря. Уже в следующем выходе на помост Жаботинский поднял штангу и... взял рекордный вес. Совершенный человек проиграл впервые за пять лет. Уже на следующий день во всех советских газетах красовался заголовок: «Два сильнейших человека России – Никита Хрущёв и Юрий Власов – пали в один день». Это была правда с небольшими поправками: Хрущёв оставил свой пост четырьмя днями ранее.

Церемония награждения, ОИ-1964 в Токио

Со своим вторым местом Власов не смирился и принял решение завершить карьеру. Из ещё одного интервью Жаботинского выяснилось, что Юрий даже не сохранил медаль:

– Вскоре Власов везде стал утверждать: мол, Жаботинский выиграл случайно. Пусть говорит… Знаю ещё, что в тот вечер, когда он мне проиграл, свою серебряную медаль в окно выкинул.