Здоровье
5 мин.

Ларионов и Дюпин практикуют голодание, чтобы «выводить шлаки» и быстрее восстанавливаться. Работает?

На днях Юрий Дюпин, вратарь футбольного клуба «Сочи» и чемпион России-2024/25 в составе «Краснодара», рассказал про свои эксперименты со здоровьем.

Например, как сидел по трое суток только на воде, чтобы вывести шлаки и токсины.

В похожем ключе периодически высказывается и легенда хоккея Игорь Ларионов. В недавнем интервью он вспоминал, как три недели голодал, чтобы поскорее восстановиться после травмы: описывал состояние эйфории в период голодовки как «солнце в ноябрьском небе».

Звучит сомнительно, но такие истории от профессиональных спортсменов все-таки наводят на мысль: «Может, тоже так очиститься, чтобы стать энергичнее и здоровее?»

Сейчас разберемся, есть ли в этом смысл.

Во время голодания действительно возникает эйфория. Она дает ложное чувство оздоровления

Дюпин и Ларионов описывают один и тот же феномен.

«На третьи сутки тренироваться тяжело, но ощущение легкости есть», – говорит Дюпин. «Выхожу на улицу – а у меня солнце. Ясный взгляд», – отмечает Ларионов.

Звучит впечатляюще: тело очищается, мысли проясняются. Кажется, это и есть признаки оздоровления. Но что на самом деле происходит с телом?

Узнали у Марка Ульриха, спортивного врача-нутрициолога, который работает с профессиональными спортсменами из НХЛ, КХЛ, РПЛ: «Многие, кто практиковали продолжительное голодание – сутки, двое и более – отмечают ощущение легкости, ясности ума, подъема настроения. Это часто интерпретируется как «перезагрузка организма», детокс или активация скрытых резервов.

На деле же такая эйфория – не признак оздоровления, а результат адаптационного ответа мозга на энергетический дефицит. Когда уровень глюкозы падает, печень начинает синтезировать кетоновые тела – альтернативный источник энергии для клеток, в том числе нейронов.

Кетоны, особенно β-гидроксибутират, способны модулировать дофаминовую и серотонинергическую активность, создавая субъективное ощущение ясности и эмоционального подъема. В какой-то мере это напоминает легкий психостимулирующий эффект. Но за него придется «заплатить».

У спортсмена, да и у любого человека, который практикует длительное голодание, неизбежно начинается чрезмерный катаболизм – потеря мышечной массы, страдает иммунная система, развиваются дефициты микро- и макронутриентов (кальция, цинка, железа)».

А как же аутофагия и вечная молодость?

Аргумент №1 фанатов жестоких голодовок – аутофагия, или процесс клеточного очищения, который продлевает молодость и помогает в профилактике многих болезней. 

Но до сих пор никто так и не доказал, что здоровому человеку нужно регулярно сидеть по трое суток на воде, чтобы жить дольше. Наоборот, в последние годы теория о пользе аутофагии регулярно подвергается обоснованной критике. 

Ее польза доказана только у некоторых животных и в культурах клеток. У них голодание действительно стимулирует регенерацию и продлевает жизнь. Результаты в экспериментах на людях не показали значимой пользы. Да и сам основоположник теории не раз высказывался о том, что аутофагия не применима к людям. 

Зато вред подобных голодовок доказан однозначно. 

Доказанные риски:

  • аритмия;

  • артериальная гипертензия;

  • ухудшение восстановления после физических нагрузок;

  • парадоксальное повышение плохого холестерина в крови на фоне общего похудения;

  • тромбозы;

  • снижение вариабельности сердечного ритма.

В отношении профессиональных спортсменов подобные эксперименты и вовсе опасны.

Вот что об этом говорит Марк Ульрих: «Длительное голодание запускает не детокс, а рост воспаления: после 48 часов повышаются уровни воспалительных маркеров – CRP, IL-6 и TNF-α. Особенно выражен негативный эффект у людей с гипертонией и хроническими воспалительными заболеваниями.

Единственный возможный плюс таких экспериментов с питанием – контроль калорийности рациона, но это жесткий и стрессовый способ управления весом, который легко приводит к потере мышц и расстройствам пищевого поведения. Калорийность можно контролировать без вреда для здоровья».

Что со шлаками и токсинами? От них правда нужно избавляться?

В медицине термином «токсины» называют вещества, которые попадают в организм извне и отравляют его. К ним относят яды, бактериальные токсины, алкоголь и его суррогаты, некоторые лекарственные и психоактивные вещества, тяжелые металлы. За их обезвреживание и выведение отвечают печень, почки и кишечник. 

Когда они не справляются, развивается интоксикация – с отеками, сильной слабостью, зудом кожи, нарушением сознания, судорогами. Человеку в таком состоянии нужна экстренная медицинская помощь, а не марафоны голодания. 

А вот слово «шлаки» в современной доказательной медицине почти не используется. Раньше так иногда называли «азотистые шлаки» – продукты обмена вроде мочевины и креатинина. У человека с нормально работающими почками они не накапливаются, и главное – голодание не поможет их вывести. 

Детокс-программы, смузи, чаи, спа-процедуры с обещанием вывести токсины в лучшем случае оказываются просто более-менее здоровым питанием, массажем и отдыхом. Все это может быть приятно и частично полезно, но не потому, что вымывает мифические шлаки, а потому, что временно снижает количество потребляемых калорий, соли, алкоголя.

Поэтому, если печень и почки не беспокоят, намеренный детокс организму не нужен – он и так неплохо справляется. А если есть проблемы, то это повод для очного визита к врачу.

***

А вы как относитесь к добровольным голодовкам?

Больше статей о здоровье и здоровом образе жизни:

Фото: Sergey Elagin/Business Online, Ralph Kerpa/Global Look Press; unsplash.com/Dominik Martin