11 мин.

Как правильно тормозить на велосипеде? Как избежать заноса и падения

Содержание

Умение вовремя и правильно остановиться позволяет избежать столкновений с пешеходами, автомобилями или другими препятствиями. Правильное сочетание обоих тормозов обеспечивает безопасное и эффективное вождение, сохраняя устойчивость. При правильном торможении велосипедист контролирует скорость, что особенно важно на спусках, в поворотах или в условиях плохой видимости. Это помогает избежать потери управления и падений. О том, как настроить тормоза на велосипеде, как они работают, какие есть особенности торможения в различных условиях – мы расскажем подробнее.

Как увеличить ресурс велосипеда? Простые действия, которые продлят жизнь байку

Как работают тормоза на велосипеде?

Тормоза на велосипеде работают за счет создания трения между колодками с ободом или ротором. Это трение замедляет вращение колеса, что позволяет контролировать скорость или полностью остановиться.

Ободные и дисковые тормоза: в чем разница?

Это два типа тормозных систем, используемых на велосипедах. Вот основные различия между ними:

  • В ободных колодки прижимаются к ободу колеса, а в дисковых к металлическому диску.

  • Ободные управляются только тросом. А дисковые и тросом и гидравликой.

  • У ободных эффективность торможения значительно снижается в дождливую погоду, когда как у дисковых оно хорошее при любых погодных условиях.

  • Ободные легче весом чем дисковые.

  • Дисковые тормоза для велосипеда сложнее обслуживаются чем ободные и требуют специальных инструментов.

  • Цена ободных дороже дисковых.

Гидравлические vs. механические тормоза – что лучше?

Механические – это хороший выбор для тех, кто ищет простоту, низкую стоимость и легкость в обслуживании. Они подходят для спокойной езды по городу или шоссе.

Гидравлические тормоза для велосипеда лучше подходят для экстремальных условий. Они дороже и сложнее в обслуживании, но обеспечивают высочайший уровень контроля.

Если вы катаетесь в сложных условиях (горы, длинные спуски, бездорожье), гидравлика будет предпочтительнее. Для повседневной езды или бюджетного варианта выбирайте механические.

Передний и задний тормоз: когда и как использовать?

Задний тормоз на велосипеде предпочтительнее нажимать на скользких поверхностях (мокрая дорога, грязь, лед). При езде на низкой скорости он позволяет мягко замедляться без риска переворота.

Передний обеспечивает основное тормозное усилие. Используйте его для быстрого замедления или остановки на сухих и ровных поверхностях, спусках.

При обычном торможении начинайте это с плавного нажатия на оба тормоза. После чего увеличивайте давление на передний.

На спусках тормозите прерывисто (нажимайте и отпускайте). При резких поворотах желательно их вообще не использовать.

Основные ошибки при торможении

Торможение кажется простым действием, но многие велосипедисты, особенно начинающие, допускают ошибки, которые могут привести к падениям, травмам или повреждению велосипеда. Расскажем об основных ошибках и о том, как их избежать.

Резкое использование переднего тормоза – риск перелета через руль

Это одна из самых распространенных ошибок велосипедистов. При остановке передним тормозом общий вес смещается вперед, поэтому тело наклоняйте назад. И если торможение слишком резкое, переднее колесо замедляется, а заднее продолжает двигаться по инерции. Это создает рычаг, который может поднять заднее колесо в воздух.

Нажимайте на передний тормоз постепенно, а не резко и сочетайте его с задним.

Использование только заднего тормоза и его последствия

На крутых спусках он не может обеспечить достаточное замедление, так как вес водителя смещается вперед, и заднее колесо велосипеда теряет сцепление с дорогой.

Если блокируется заднее колесо, то велосипед может занести, что приведет к потере управления.

Задний тормоз велосипеда должен использоваться в сочетании с передним.

Ошибки при торможении в поворотах

Это один из самых сложных и опасных моментов в велосипедной езде. Давайте разберем основные ошибки и как их избежать:

  • Если необходимо слегка сбросить скорость в повороте, нажмите на задний тормоз с минимальным усилием.

  • Тормозите заранее, чтобы снизить скорость до безопасной перед входом в поворот.

  • Неправильное распределение веса. Наклоняйте велосипед в сторону поворота, но сохраняйте тело более вертикальным.

  • Вход в поворот на слишком высокой скорости. Если вы все же вошли в поворот на высокой скорости, постарайтесь плавно завершить его, не тормозя резко. Оценивайте поворот заранее и снижайте скорость до безопасной.

  • Входите в поворот с внешней стороны, затем смещайтесь к внутренней и выходите снова на внешнюю.

Техника экстренного торможения на велосипеде

Экстренное торможение на велосипеде – это важнейший навык, который может спасти вас от аварии или травмы. В критической ситуации важно действовать быстро, но при этом сохранять контроль над велосипедом.

Как правильно тормозить на высокой скорости?

Вот информация о том, как правильно тормозить на велосипеде при такой скорости:

  • Начинайте его с легкого нажатия и постепенно увеличивайте напор.

  • Тормозите плавно, чтобы не допустить блокировки колес.

  • Используйте оба тормоза и главное, чтобы не резко они были нажаты.

  • На высокой скорости торможение вызывает сильное смещение веса вперед. Чтобы избежать переворота через руль, сместите вес тела как можно дальше назад.

  • Если колесо блокируется, слегка отпустите тормоз.

Как избежать блокировки колес?

Вот основные рекомендации по избежанию блокировки:

  • Используйте оба тормоза одновременно. Использование только одного увеличивает нагрузку на одно колесо, что повышает риск его блокировки.

  • Делайте плавное торможение. Начинайте его с легкого нажатия на тормозные ручки.

  • Если чувствуете, что колесо начинает блокироваться, слегка отпустите тормоз.

  • Переносите вес тела назад, опустив пятки и отклонив корпус.

  • Нажимайте и отпускайте тормозные ручки короткими импульсами. Это особенно полезно на скользких поверхностях или при экстренном торможении.

Что делать, если велосипед начинает заносить?

Если велосипед начинает заносить, важно сохранить спокойствие и действовать правильно, чтобы избежать падения. При заносе заднего колеса перенесите вес тела вперед, чтобы увеличить нагрузку на переднее колесо и восстановить сцепление. А при заносе переднего, вес перенесите назад, чтобы разгрузить переднее колесо. Если заднее колесо заносит влево, поверните руль влево, и наоборот.

Если занос произошел во время педалирования, прекратите крутить педали или делайте это плавно, чтобы не усугубить ситуацию.

Избегайте резких поворотов руля или наклонов велосипеда, так как это может привести к потере управления. Если падение уже неизбежно, постарайтесь сгруппироваться.

Особенности торможения на разной поверхности

Торможение на разных поверхностях требует учета специфики сцепления колес с дорогой. Мы расскажем об основных особенностях этого и дадим рекомендации.

Как тормозить на мокром и скользком асфальте?

На мокром и скользком асфальте тормозить нужно с особой осторожностью, так как сцепление колес с дорогой значительно снижено. Расскажем, как безопасно тормозить в таких условиях:

  • Начинайте останавливаться заранее и увеличивайте давление на тормоза постепенно.

  • Передний тормоз нужно использовать с осторожностью и поэтому используйте его вместе с задним.

  • На мокрой дороге тормозной путь увеличивается, поэтому начинайте тормозить раньше, чем на сухом асфальте.

  • Резкое движение рулем или торможение в повороте стоит избегать, есть большой риск потерять управление.

Особенности торможения на грунте и бездорожье

Мы подскажем, как правильно тормозить в таких условиях:

  • На скользких поверхностях (грязь, мокрая трава, снег) легко заблокировать колеса при резком торможении. Чтобы избежать блокировки, рекомендуется нажимать на педаль короткими импульсами или систему ABS (такая система тормоза обычно имеется у горного велосипеда).

  • На неровной поверхности (кочки, ямы) торможение может быть неравномерным. Старайтесь тормозить плавно и заранее, чтобы избежать резких нагрузок на подвеску и потери контроля.

  • Избегайте резких движений. Тормозите заблаговременно, чтобы сохранить контроль над автомобилем.

  • После проезда через воду или грязь тормозные колодки велосипеда могут намокнуть, что снижает их эффективность, просушите их.

Как правильно тормозить на спусках?

Применяйте передний тормоз плавно, чтобы не заблокировать колеса. Используйте одновременно оба тормоза, чтобы обеспечить наилучшую устойчивость велосипеда. При езде со спусков займите правильное положение тела, сместив его назад, чтобы у заднего колеса было сцепление с дорогой.

Начните тормозить заранее, без резких манипуляций и не ждите последнего момента для этого. Нажимайте на передний тормоз с увеличивающимся усилием, одновременно используя задний тормоз на велосипеде.

При экстренном торможении старайтесь не поворачивать руль, чтобы вас не занесло.

Регулировка и уход за тормозами велосипеда

Процедуры по регулировке тормозов на велосипеде и уходу важны в его эксплуатации. Мы расскажем вам об основных моментах этих манипуляций.

Как настроить тормоза на велосипеде?

Настройка зависит от того, какие тормоза на велосипеде. Во всех вариантах изначально нужно убедиться в чистоте механизмов, повреждениях и износе.

В ободных отрегулируйте положение колодок. Устанавливайте ее так, чтобы она полностью прилегала к ободу, но не касалась покрышки. Передний край колодки должен быть немного ближе к ободу, чем задний.

В дисковых механических нужно отрегулировать положение калипера и ротора. Нажмите на ручку тормоза, чтобы колодки прижались к ротору и равномерно затяните болты крепления калипера. Затем отпустите тормозную ручку и проверьте, чтобы ротор не терся о колодки.

В гидравлических все то же самое что в механических, единственное если они стали мягкими, возможно, в системе есть воздух и нужно будет сделать их прокачку.

Как проверить исправность тормозных колодок?

Если требуется больше усилий чем обычно для остановки, возможно, колодки изношены. Осмотрите их на предмет износа. На их поверхности должны быть видны бороздки или насечки. Если они стерты до металлической основы, колодки нужно заменить.

Если вы заметили посторонние звуки (скрип, визг или металлический скрежет), и – это может указывать на износ и неисправность колодок.

Минимальная толщина резиновой части колодки должна быть 1-2 мм. Если резина стерта до металла, колодки подлежат замене.

Убедитесь, что колодки изнашиваются равномерно. Если одна сторона изношена больше, это может указывать на неправильную настройку тормозов на велосипеде.

Советы по регулировке переднего и заднего тормоза

Расскажем вам о том, как их отрегулировать:

  • Свободный ход ручки переднего тормоза для велосипеда должен составлять 2-5 мм, а педали заднего 10-20 мм. Если ход слишком большой или маленький, подкорректируйте его.

  • В механической тормозной системе регулируйте натяжение троса.

  • Если он гидравлический, то не забывайте о его прокачке и регулировке положения суппорта.

  • Производите регулировку внутри барабана. Откалибруйте положение колодок с помощью регулировочного винта или эксцентрика.

Безопасное торможение на велосипеде требует корректного использования, своевременной реакции и регулярного обслуживания тормозной системы. Главное, используйте сразу одновременно 2 тормоза и резко на них не жмите, особенно на передний. Смещайте вес тела назад, когда тормозите. Оценивайте ситуацию на дороге, тормозите заранее, держите руль прямо и в любой момент будьте готовы к маневру. Следуя этому чек-листу, вы сможете минимизировать риски и обеспечить безопасность на дороге. Если вы не уверены в своих навыках, пройдите курс мотошколы или тренировки по безопасному вождению.

Как выбрать амортизацию для велосипеда: хардтейл или двухподвес

Как улучшить управляемость велосипеда? Посадка, ширина руля, угол атаки