8 мин.

Как ухаживать за тормозами велосипеда? Настройка, замена колодок, регулировка

Тормозная система на велосипеде относится к одной из самых важных. От качества регулировки тормозов горного велосипеда или других видов, зависит безопасность на дороге, а порой и жизнь велосипедиста. В этой статье мы рассмотрим основные типы, как обслуживать тормоза для велосипеда, особенности их настройки, замены колодок и их регулировка, а также дадим практические советы по уходу за тормозной системой.

Как ухаживать за велосипедной вилкой — правильная смазка, давление и сервисное обслуживание

Какие бывают тормоза на велосипеде?

Для того чтобы разобраться с настройкой велосипедных тормозов, для начала нужно понять, какие есть виды. Наиболее популярными и востребованными являются дисковые, ободные и гидравлические. Есть еще механические и с ножным тормозом, но они используются реже.

Ножной тормоз используют в основном на городских велосипедах. Торможение происходит за счет вращения педалей назад. В механических тормозах на велосипеде используется трос для передачи усилий от ручки к колодкам. Они довольно просты в уходе и конструкции, но менее мощные, чем остальные виды.

Ободные тормоза на велосипеде работают за счет прижатия колодок к ободу колеса. Они просты в обслуживании и ремонте, но менее эффективны в мокрую погоду и требуют регулярного ухода.

Дисковые тормоза для велосипеда состоят из тормозного диска, прикрученного к втулке колеса и тормозной машинки (калипер), внутри которой находятся колодки. Есть механические и гидравлические виды, а также комбинированные варианты. Чем больше диаметр ротора, тем эффективнее работает система. Гидравлические тормоза для велосипеда в отличие от механических, работают за счет жидкости, которая передает усилие от ручки к колодкам. За счет этого достигается плавное торможение. Гидравлические тормоза – одни из самых сложных в обслуживании.

Настройка тормозов на велосипеде своими руками

Перед каждой поездкой надо проверять тормоза. Сделать это довольно просто. Надо зажать поочередно передний и задний тормоз на велосипеде, создайте на них давление, попробовав провезти байк вперед. Если сдвинуть с места не получается, значит система исправна.

Наиболее популярные неисправности ободных тормозов:

  • Износ колодок. Можно определить визуально. Замена нужна если стерлась половина. Для замены надо использовать новую колодку и шестигранник.

  • Искривление обода. Если есть такая проблема, то во время движения обод будет цепляться за колодку. Это ведет к ускорению износа и ухудшению наката.

  • Поломка тормозных рычагов. Слабое место тормозов – пружина, которая возвращает тормозные рычаги в исходное положение. Потребуется замена тормозов.

  • Износ тормозного троса. Усилие от тормозной ручки на колодки передается посредством троса. Он может порваться, выйти из строя из-за загрязнения, ржавления, залома. Потребуется замена троса.

  • Износ тормозной рубашки. Трос тормоза находится внутри рубашки. Если она повреждена, то потребуется замена.

Настройка и обслуживание дисковых тормозов на велосипеде более сложная задача, но причины неисправности почти такие же, как и у ободных. Чтобы проверить износ колодок надо снять калипер и извлечь колодки. Критический износ – 60-70%. Во время обслуживания надо проверить тормозную машинку на наличие загрязнений. В случае с гидравлическими тормозами, замена колодок происходит аналогичным образом. Дополнительно вам потребуется следить за уровнем и качеством тормозной жидкости. Ее замена потребуется, если попал воздух в систему. Для корректной работы тормозов, смазку надо менять раз в год. Сделать это можно с помощью специального набора для прокачки тормозов велосипеда.

Регулировка тормозов велосипеда в домашних условиях

Регулировка тормозов велосипеда позволяет поддерживать эффективность работы, а также снизить вероятность поломки.

Расскажем, как отрегулировать задний тормоз:

  • Проверьте натяжение троса. Ослабьте болт крепления и настройки его так, чтобы колодки касались обода при нажатии на ручку.

  • Отрегулируйте положение колодок. Они должны располагаться параллельно ободу и находится на расстоянии в 1-2 мм от поверхности.

  • Проверьте работу тормозов. Нажмите на ручку и убедитесь, что колодки надежно прижимаются. Работа тормозов должны быть плавной, но эффективной.

Если у вас на велосипеде передний тормоз дисковый, то процесс регулировки незначительно отличается. Сперва надо проверить работу ротора. Снимите его и проверьте, есть ли механические повреждения. Следующий этап – проверка износа тормозных колодок. Удалите следы грязи и масла с ротора и тормозных колодок. Обязательно посмотрите на состояние тросиков. Если есть поврежденные жилы, то трос меняете на новый. Аналогичного ухода требует т рубашка.

Для дисковых гидравлических тормозов обязательно проверяется утечка смазки. Если ее нет, можно переходить к финальному этапу настройки. Проверьте ровно ли установлено колесо, надо исключить перекос в любую из сторон.

Замена колодок тормозов велосипеда

Тормозные колодки подвергаются большой нагрузке и со временем стираются. Если вовремя не их менять, то эффективность торможения будет падать. Для замены вам потребуются новые колодки, безворсовая тряпка, ключи подходящий размеров, узкогубцы, очиститель, резиновые перчатки.

Пошаговый алгоритм замены колодок тормозов велосипеда:

  • Шаг 1. Снимите колесо с велосипеда для лучшего доступа к тормозным колодкам. Своевременная замена колодок убережет ротор от повреждения. Его ремонт обойдется дороже, поэтому важно следить за состоянием всей системы. Сняв колодки не нажимайте на ручку.

  • Шаг 2. Раздвиньте поршни калипера с помощью специального инструмента или пластиковой монтажки. Это поможет избежать повреждения новых колодок.

  • Шаг 3. Снимите шайбу или пин, удерживающие колодки, и выкрутите удерживающий болт. В зависимости от конструкции, колодки можно снять сверху или снизу.

  • Шаг 4. Измерьте износ колодок штангенциркулем. У каждого производителя свои требования к максимальному уровню износа.

  • Шаг 5. Тщательно протрите калипе. Можно использовать изопропиловый спирт или специальные средства. Очистите также тормозной ротор, чтобы избежать загрязнения новых колодок.

  • Шаг 6. Установите новые колодки в калипер, убедившись, что они смотрят в правильную сторону. Закрутите соединительный болт и поставьте колесо обратно на велосипед. Отрегулируйте положение калипера и «притрите» новые колодки в безопасном месте.

Заменить тормозные колодки для ободных тормозов проще. Для этого надо ослабить натяжение троса и снять старые колодки, на их место установить новые, надежно закрепить. Перед поездкой проведите регулировки натяжения троса и положения колодок.

Прокачка тормозов велосипеда

Прокачка тормозов велосипеда нужна, чтобы избавиться от воздуха, который попал в цилиндры или трубки системы. Это мешает правильной работе тормозов.

Понять, что вам требуется прокачка, можно по следующим признакам:

  • колодки находятся в нормальном состоянии, при этом тормоза не схватываются при полном нажатии на ручку;

  • при нажатии ручка проваливается;

  • при резком нажатии на тормоза, начинается торможение, но ручка продолжает плавно идти дальше.

Расскажем, как прокачать тормоза на велосипеде, чтобы они стали работать эффективно и надежно. Сперва надо подготовиться к процедуре. Установите тормозную ручку так, чтобы расширительный бачок был горизонтально и смотрел вверх. Наденьте кембрик на болт прокачки и опустите его в бутылку или другую емкость для сбора излишков тормозной жидкости.

С помощью звездочки на 3-4 мм открутите крышку распределительного бачка. В него аккуратно налейте тормозную жидкость до верхнего уровня. Далее потребуется прокачать тормоза. Вам необходимо несколько раз нажать на тормозную ручку, пока не почувствуете, что она нажимается туго. Нажмите и удерживайте ручку. Слегка открутите болт прокачки и добавьте жидкость в расширительный бачок. Закрутите крышку расширительного бачка, убедившись, что она плотно закрыта.

Финальный этап – проверка работы тормозов. Проверьте работу тормозов, нажимая на ручку несколько раз. Тормоза должны работать плавно и эффективно.

Следуя этой инструкции, вы сможете правильно прокачать гидравлические дисковые тормоза и обеспечить безопасность и надежность вашего велосипеда.

Советы по уходу за тормозами горного велосипеда

Уход за тормозами горного велосипеда имеет свои особенности, так как они подвергаются большим нагрузкам и воздействию внешних факторов. Расскажем, как ухаживать за тормозной системой.

Проверьте передний тормоз, нажав на него и пытаясь сдвинуть велосипед с места. Переднее колесо должно остаться на месте, заднее, за счет инерции оторвется от земли. Если тормоза не держат велосипед, их надо отрегулировать. Аналогично проверьте задний тормоз. Вы не должны сдвинуть велосипед с места. Если заднее колесо прокручивается, надо отрегулировать тормозную систему.

Следом проверьте тормозные ручки. Тормоза должны срабатывать при нажатии на ручки на одну треть. При полном нажатии должен оставаться зазор между ручкой и рулем. Также проверьте тросы на наличие повреждений. Все элементы тормозной системы надо своевременно очищать от грязи.

Список популярных ошибок при ухаживании за тормозами горного велосипеда:

  • неправильная настройка тормозов может привести к снижению эффективности и аварийным ситуациям;

  • износ тормозных колодок и других компонентов может привести к серьезным проблемам, поэтому нельзя игнорировать их состояние;

  • для гидравлических тормозов важно использовать специальные жидкости, если использовать неподходящую смазку, то эффективность работы будет ниже.

Это наиболее популярные ошибки в обслуживании горного велосипеда.

Регулярный и своевременный уход за тормозами велосипеда – залог вашей безопасности во время езды.

Базовые рекомендации, которые помогут следить за состоянием тормозной системы:

  • регулярно проверяйте состояние тормозов, чтобы избежать поломок и продлить ресурс системы;

  • своевременно меняйте тормозные колодки или диски – эти компоненты подвержены максимальной нагрузки, поэтому со временем истираются;

  • правильно настраивайте тормоза, чтобы они работали эффективно;

  • используйте качественную смазку и инструменты, чтобы продлить срок службы тормозной системы.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете поддерживать тормоза велосипеда в рабочем состоянии и наслаждаться безопасными и комфортными поездками.

Как выбрать тормоза для велосипеда: ободные VS дисковые, механика VS гидравлика

Как выбрать амортизацию для велосипеда: хардтейл или двухподвес