Трибуна
4 мин.

Что нужно знать о мотивации, если вы – родители начинающих спортсменов?

От команды Трибуны: привет! Вы в блоге фонда «Шалаш», который системно решает проблему трудного поведения. Фонд помогает учителям и родителям: дает им конкретные и проверенные инструменты, которые предотвращают серьезные негативные последствия и помогают справиться с трудным поведением детей на ранних стадиях с помощью развития учебных и социальных навыков.

В блоге сотрудники пишут о том, почему в спорте нужно защищать любых детей, даже тех, у кого встречаются трудности поведения: «Мы верим, что не бывает трудных детей — бывают дети, которым трудно».

Успех – у каждого свой

Чтобы помочь ребенку сохранять мотивацию, важно сначала разобраться, как она может быть устроена. Люди определяют и переживают успех по-разному — во многом это зависит от того, какая именно часть пути к цели мотивирует их продолжать прилагать усилия. Можно выделить два типа мотивации: 

  • Мотивация на достижение цели. Люди с этим типом мотивации ощущают себя успешными в процессе достижения цели — когда повышают собственную планку, осваивают новые навыки, прилагают максимум возможных усилий. Например, ребенок с мотивацией на достижение цели может получать больше удовлетворения от того, что во время футбольного матча ему удалось использовать новые способы передачи мяча, которые показывал тренер, а не от победы его команды в игре.

  • Мотивация на результат. Люди, мотивированные на результат, определяют успех через итог, к которому привели их старания. Этот тип также называют мотивацией на избегание неудач, потому что результат, как правило, можно оценить через сравнение собственных успехов с достижениями других людей. Люди, мотивированные на результат, получают ощущение успешности, когда достигают высоких результатов. Например, если их команда выигрывает в матче или они занимают призовое место в соревнованиях.

Конечно, это не значит, что ребенок может иметь только один вид мотивации — они могут по-разному сочетаться. Можно иметь высокую мотивацию на достижение цели и низкую на результат, а могут быть высоко мотивированным в обоих направлениях. 

Нельзя сказать, что существует какой-то тип мотивации, который можно считать более правильным и эффективным. Но исследования показывают, что мотивация сильно влияет на то, как человек переживает успех и справляется с неудачей, и сколько усилий готов прикладывать, чтобы добиться желаемого.

Например, высокая мотивация и на процесс, и на результат, считается преимуществом для спортсменов в соревновательных видах спорта, потому что делает одинаково важными и стремление к победе, и готовность учиться и работать над повышением личного максимума (Roberts, Treasure, & Kavussan, 1996; Tod & Hodge, 2001). Такое отношение к спорту помогает человеку менее болезненно переживать поражение — оно воспринимается не как личная неудача, а как естественная часть обучения.

Как мы объясняем себе неудачи

Понятия успеха и поражения не универсальны. Каждый человек по-разному объясняет для себя их причины, и это объяснение складывается из трёх основных факторов (Weiner, 1985): 

  1. Контролируемость. Как я влияю на результат? считаю ли я, что победа/поражение — это то, что я могу контролировать?

  2. Причина. Что или кто стало причиной победы/поражения? это внутренние факторы или внешние?

  3. Стабильность. Причины победы/поражения — это что-то временное или постоянное?

В начале XXI века ученые назвали еще два критерия, которые определяют наше отношение к событиям — это глобальность и универсальность. Под глобальностью подразумевается то, насколько широко влияние причин на результат. Например, причина, по которой команда проиграла в матче, влияет только на этот конкретный матч или от нее зависят и другие события в жизни человека? Универсальность — это количество людей, к которым относится причина события. Так человек может считать, что причина поражения в матче — плохая подготовка всей команды, или только его самого.

В спорте важен баланс между личной ответственностью и влиянием обстоятельств

Неудачи (даже гипотетические)  — это в целом очень чувствительная тема для разговора. Для спортсменов цена неосторожного замечания очень высока, и неудачный разговор может подкосить веру в себя, подорвать доверие к команде или вовсе снизить интерес и желание заниматься. 

Исследования показывают, что причины спортивной неудачи важно рассматривать в контексте событий, которые зависят от набора внутренних факторов. То есть неудачу важно присвоить себе: «да, это произошло, я проиграл». Но при этом относиться к ней как к временному явлению, которое с течением времени остается позади: «да, я проиграл. это неприятно, но это не значит, что я не могу выиграть. в следующий раз все может сложиться по-другому». (Coffee & Rees, 2009; Allen, 2010)

Такой подход помогает научиться брать на себя ответственность за любой результат — и за успехи, и за неудачи. Этот опыт ответственности в свою очередь помогает спортсмену почувствовать личный контроль для ситуацией, способность влиять на ее исход. В результате укрепляется самооценка и повышается внутренняя мотивация.

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Варвара Гертье

Не бывает трудных детей, бывают дети, которым трудно
Комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий