Что нужно знать о мотивации, если вы – родители начинающих спортсменов?
От команды Трибуны: привет! Вы в блоге фонда «Шалаш», который системно решает проблему трудного поведения. Фонд помогает учителям и родителям: дает им конкретные и проверенные инструменты, которые предотвращают серьезные негативные последствия и помогают справиться с трудным поведением детей на ранних стадиях с помощью развития учебных и социальных навыков.
В блоге сотрудники пишут о том, почему в спорте нужно защищать любых детей, даже тех, у кого встречаются трудности поведения: «Мы верим, что не бывает трудных детей — бывают дети, которым трудно».
Успех – у каждого свой
Чтобы помочь ребенку сохранять мотивацию, важно сначала разобраться, как она может быть устроена. Люди определяют и переживают успех по-разному — во многом это зависит от того, какая именно часть пути к цели мотивирует их продолжать прилагать усилия. Можно выделить два типа мотивации:
Мотивация на достижение цели. Люди с этим типом мотивации ощущают себя успешными в процессе достижения цели — когда повышают собственную планку, осваивают новые навыки, прилагают максимум возможных усилий. Например, ребенок с мотивацией на достижение цели может получать больше удовлетворения от того, что во время футбольного матча ему удалось использовать новые способы передачи мяча, которые показывал тренер, а не от победы его команды в игре.
Мотивация на результат. Люди, мотивированные на результат, определяют успех через итог, к которому привели их старания. Этот тип также называют мотивацией на избегание неудач, потому что результат, как правило, можно оценить через сравнение собственных успехов с достижениями других людей. Люди, мотивированные на результат, получают ощущение успешности, когда достигают высоких результатов. Например, если их команда выигрывает в матче или они занимают призовое место в соревнованиях.
Конечно, это не значит, что ребенок может иметь только один вид мотивации — они могут по-разному сочетаться. Можно иметь высокую мотивацию на достижение цели и низкую на результат, а могут быть высоко мотивированным в обоих направлениях.
Нельзя сказать, что существует какой-то тип мотивации, который можно считать более правильным и эффективным. Но исследования показывают, что мотивация сильно влияет на то, как человек переживает успех и справляется с неудачей, и сколько усилий готов прикладывать, чтобы добиться желаемого.
Например, высокая мотивация и на процесс, и на результат, считается преимуществом для спортсменов в соревновательных видах спорта, потому что делает одинаково важными и стремление к победе, и готовность учиться и работать над повышением личного максимума (Roberts, Treasure, & Kavussan, 1996; Tod & Hodge, 2001). Такое отношение к спорту помогает человеку менее болезненно переживать поражение — оно воспринимается не как личная неудача, а как естественная часть обучения.
Как мы объясняем себе неудачи
Понятия успеха и поражения не универсальны. Каждый человек по-разному объясняет для себя их причины, и это объяснение складывается из трёх основных факторов (Weiner, 1985):
Контролируемость. Как я влияю на результат? считаю ли я, что победа/поражение — это то, что я могу контролировать?
Причина. Что или кто стало причиной победы/поражения? это внутренние факторы или внешние?
Стабильность. Причины победы/поражения — это что-то временное или постоянное?
В начале XXI века ученые назвали еще два критерия, которые определяют наше отношение к событиям — это глобальность и универсальность. Под глобальностью подразумевается то, насколько широко влияние причин на результат. Например, причина, по которой команда проиграла в матче, влияет только на этот конкретный матч или от нее зависят и другие события в жизни человека? Универсальность — это количество людей, к которым относится причина события. Так человек может считать, что причина поражения в матче — плохая подготовка всей команды, или только его самого.
В спорте важен баланс между личной ответственностью и влиянием обстоятельств
Неудачи (даже гипотетические) — это в целом очень чувствительная тема для разговора. Для спортсменов цена неосторожного замечания очень высока, и неудачный разговор может подкосить веру в себя, подорвать доверие к команде или вовсе снизить интерес и желание заниматься.
Исследования показывают, что причины спортивной неудачи важно рассматривать в контексте событий, которые зависят от набора внутренних факторов. То есть неудачу важно присвоить себе: «да, это произошло, я проиграл». Но при этом относиться к ней как к временному явлению, которое с течением времени остается позади: «да, я проиграл. это неприятно, но это не значит, что я не могу выиграть. в следующий раз все может сложиться по-другому». (Coffee & Rees, 2009; Allen, 2010)
Такой подход помогает научиться брать на себя ответственность за любой результат — и за успехи, и за неудачи. Этот опыт ответственности в свою очередь помогает спортсмену почувствовать личный контроль для ситуацией, способность влиять на ее исход. В результате укрепляется самооценка и повышается внутренняя мотивация.
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Варвара Гертье
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий