Как понять и полюбить парусный спорт
Опыт нашего редактора.
Меня зовут Юля, я редактор раздела «Здоровье». Каждый понедельник у нас проходит планерка, последние две недели чаще всего обсуждаем Олимпиаду, и вот выяснилось, что многим непонятен парусный спорт: красиво, легко залипнуть, но что происходит – неясно.
Я часто пробую новые виды спорта, но по верхам: мой опыт по сравнению с другими яхтсменами ничтожен. Парусный спорт я тоже пробовала – ходила на тренировки в Питере, Сочи, Владивостоке, а год назад прошла обучение в Силе ветра в Нижнем Новгороде, на Волге. Расскажу, чему научилась и что поняла про яхтинг.
Надеюсь, что заинтересую и вы захотите сами выйти на воду или просто лучше представите, что происходит в акватории во время Олимпиады и других парусных гонок.
Как выглядит парусный спорт на Олимпиаде и в каких классах выступают спортсмены
На Олимпиаде спортсмены выступают в следующих классах.
Динги – малые парусные суда, экипаж – один человек. Как правило, по конструкции это швертботы, у такой яхты нет киля, а есть выдвижной плавник шверт. На Играх это «Лазер» (мужчины) и «Лазер Радиал» (женщины) и «470» (смешанные гонки). Но также швертботы бывают других классов – «Оптимист», на котором учатся дети, «Луч» – более прогрессивный, подходит для взрослых.
Яхта для одного: как тренироваться на такой же «одиночке», как у олимпийских чемпионов
Швертботы очень легкие и из-за особенностей конструкции могут переворачиваться. У обычной яхты посередине днища есть киль – вертикальная балка и утяжеляющий ее бульб, который не дает лодке перевернуться. Поэтому во время гонки лодка может почти горизонтально лежать на воде, но под воду она никогда не уйдет. А вот швертботы переворачиваются очень легко, поэтому спортсмены должны постоянно откренивать – отодвигаться в сторону, вывешиваясь за борт, чтобы уравновесить лодку.
Плюс швертботов в том, что спортсмен не зависит от экипажа. Весь спрос – с тебя одного. Но и успех полностью твой.
Скифы – легкие и быстрые лодки, экипаж – 2–4 человека. На Играх это классы «49-й» (мужчины) и «49-й FX» (женщины).
Многокорпусные яхты – состоят из нескольких корпусов, как правило, это катамараны и тримараны. На Олимпиаде это один класс, в котором соревнуются смешанные команды.
А вот более привычные яхты – однокорпусные лодки длиной более шести метров, на которых учатся спортсмены-любители и соревнуются в остальных регатах, – в Олимпиаде не участвуют. Классов яхт очень много, в регатах, где принимают участие разные лодки, их уравнивают с помощью коэффициентов, которые учитывают разницу в размерах и скоростных качествах. Например, я тренировалась на килевых яхтах Platu 25, GP-26, SV-20. Они отличаются размерами корпуса, высотой мачты, размером и количеством парусов, тем, сколько человек может находиться на лодке, может ли быть размещен на яхте мотор или нет, какие паруса могут располагаться на лодке (на Platu 25 – грот, стаксель, спинакер, на SV-20 – грот, стаксель, генакер).
Еще на Олимпиаде в парусный спорт входят кайтбординг и виндсерфинг. Вот две статьи, где наша коллега рассказывала о том, как пробовала эти виды спорта:
Вот только на Олимпиаде доски в кайтбординге и виндсерфинге имеют подводное крыло – гидрофойл. С его помощью спортсмены преодолевают сопротивление воды, скорость движения возрастает в разы – до 65–70 км/час.
Казалось бы – а в чем тогда соревнование, если у тебя есть ускоряющее подводное крыло? Но даже с фойлом спортсмен не выиграет, если не будет понимать физику ветра. Как он дует, насколько сильно, в каком месте ветер изменится, как окружение влияет на поведение ветра.
Какой формат гонок принят на Олимпиаде и в других соревнованиях
Парусных гонок много. Вы наверняка слышали про кругосветки и гонки из точки в точку, но на Олимпиаде другой тип соревнований – прибрежные гоночные дистанции. На таких стартах недалеко от берега выстраивается трасса с буйками и дается схема их прохождения, в которой нельзя перепутать пункты и условия.
Когда я проходила яхтенное обучение в Нижнем, всего на тренировках было 10 экипажей на четырехместных лодках. В конце – соревнование между всеми яхтами, три «заезда». Задача в каждом – финишировать с позицией как можно выше. Соревнований на подобных «больших» яхтах на Олимпиаде нет, но происходящее на трассе очень похоже.
Вот как наш инструктор и судья Мария Сулоева объясняла прохождение трассы.
«На дистанции будет судейское судно – большой серый катер, и стартовый буй – пирамидальный черный. Также будет два знака – большие цилиндрические буи. Первый знак на дистанции всегда выставлен против ветра. Стартовая линия – тоже против ветра. Поскольку яхта против ветра прямо идти не может, то первый участок дистанции придется лавироваться, то есть идти галсом, поворотами. Затем обязательно левым бортом – очень важный момент, мы огибаем знаки левым бортом – проходим первый знак, не касаясь его. Касание является нарушением, в этом случае нужно скрутить оправдательный оборот 360 градусов, то есть раскрутиться на месте. Это нужно делать как можно раньше, сразу после инцидента.
Затем мы двигаемся на второй знак, который выставлен ниже по ветру, соответственно на него мы идем с генакером (дополнительный большой парус – Спортс). Огибаем его точно так же, левым бортом, снова идем лавировкой, то есть поворотами, на первый знак, опять его огибаем левым бортом и пересекаем ту же линию, где стартовали, то есть финишируем. Получается, что дистанция – это старт–1–2–1–финиш».
Вроде несложно, да? Сейчас расскажу, как это выглядит на самом деле. Но перед этим еще один технический момент. Есть разные форматы гонок: гонки флота – стартуют все яхты сразу; матч-рейс – дуэль двух лодок; командные гонки – как матч-рейс, только с каждой стороны в дуэли участвует несколько лодок от команды, что позволяет применить тактику – одна лодка прижимает соперников, другая – пытается прошмыгнуть вперед.
Какие виды соревнований и яхт бывают
Как прохождение дистанции выглядит изнутри, когда ты – часть экипажа
У нас была как раз гонка флота: вдоль виртуальной стартовой линии выстраивается десять яхт, каждая длиной по шесть метров, с восьмиметровыми мачтами, торчащими в небо. Все наготове, ветер и течение сдвигают нас с выбранных позиций – яхта не может зависнуть в одной точке, а конкуренты стремятся занять более выгодное место. Звучит стартовый сигнал и все рвутся к первому бую, выталкивая соперников.
Так как мы идем против ветра, то должны постоянно переходить с левого галса на правый, чтобы не попасть в мертвую зону, когда ветер дует в парус.
Всего на наших яхтах три паруса: два основных, один дополнительный. Основные паруса: большой треугольник – грот, маленький треугольник впереди – стаксель.
Рулевой задает направление, и, чтобы повернуть в нужную сторону, мы перекидываем паруса с наветренной на подветренную сторону. А для этого нужно очень быстро тянуть шкоты – веревки, привязанные к парусам.
Рулевой кричит: поворот! Ты, ответственный за стаксель, срочно травишь шкот и перепрыгиваешь на другую сторону, с которой быстро добираешь веревку, подтягивая к себе край паруса, чтобы он не обвис и не трепыхался на ветру, а надулся до нужного уровня. Твой товарищ ослабляет шкот, держащий гик – большую перекладину, к которой нижним краем крепится грот. Вы пригибаетесь и перепрыгиваете на корточках, потому что над вами летит тяжелый гик. Если не успеть пригнуться, гик своей силой просто снесет в воду. После того, как галс изменен, а вы сели на новую сторону, гика-шкот нужно очень быстро натянуть, чтобы грот не болтало в воздухе.
Так мы движемся против ветра. Переходим на правый галс, то есть наветренный борт (в который дует ветер) становится правый, поворачиваем налево. Снова поворот! Теперь мы должны идти направо, то есть так, чтобы ветер дул в левый борт. Снова травим шкоты, одним выпадом переливаемся по палубе, и быстро-быстро добираем шкоты с другой стороны.
Так мы проходим первый буй, становится понятно, почему так важно правильно прицелиться – неопытный рулевой может не рассчитать место для поворота, а команда затупить, запутаться в канатах, споткнуться, упасть. А рядом вообще-то конкуренты, сбоку на тебя несется махина и грозится притереть к бую. Опять же, неопытная команда может испугаться, не рассчитать скорость, время, коснуться буя. Тогда по правилам им придется раскрутиться на месте. Но если даже идти вперед сложно, потому что нужно быстро пересаживаться и травить-добирать веревки, то чтобы сделать полный оборот вокруг своей оси и не встать в мертвой зоне, нужно еще больше слаженности и скорости.
После первого буя мы идем полным курсом – двигаемся по ветру, он дует прямо в парус. Чтобы набрать хорошую скорость, мы сразу же после поворота ставим генакер – третий огромный парус. До этого я сидела на гроте, бросаюсь к трюму, откуда вылетает генакер, моя задача – схватить верхний край паруса и отправить вперед, в правильное место, чтобы он не застрял между вантами и стакселем и не упал в воду – это нас очень сильно замедлит.
Генакер вылетает за несколько секунд, мы меняем позиции, я беру в руки стаксель-шкоты, товарищ по команде контролирует генакер – берет брасы, веревки, крепящиеся к нижним углам этого паруса. Когда генакер набирает воздух, скорость вырастает, удержать его крайне сложно, поэтому нужна сила. На тренировках мы использовали простые строительные перчатки, они стираются в ноль, шкоты скользят, их не удержать, поэтому на гонку сокомандник надевает две пары перчаток.
Когда мы работаем с парусами, звучат команды «увалиться» и «привестись». Увалиться – увеличить угол между носом лодки и направлением ветра, привестись – взять круче к ветру. В этот момент мы снова травим и добираем шкоты, но не так сильно, как при поворотах. Увалиться – значит травим, привестись – добираем. Когда в гонке адреналин зашкаливает, направление легко перепутать, а если переборщить и натянуть или добрать слишком сильно, то паруса затормозят всю лодку.
Мы доходим до второго буя, здесь нужно очень быстро убрать генакер, мы снова вскакиваем, тянем нужные тросы, складываем генакер, кидая часть его в трюм, но так, чтобы он в следующий раз снова правильно вылетел, не запутавшись. Это происходит с лодкой кого-то из соперников – они не успевают утянуть огромный, тяжелый парус вниз, не хватает сил, скорости, и парус полощется в воде, а лодка встает – в этом «заезде» они окажутся последними.
После второго буя снова идем против ветра. Снова движение галсами, снова перелетать с борта на борт. Доходим до первого буя, снова быстро вытягиваем генакер, летим к финишной линии. Все это повторяется из раза в раз, в каждом новом «заезде». Наша яхта приходит четвертой, потом третьей, потом первой.
При этом я не могу описать ход гонки – просто не знаю, что происходило у соперников. Все, что я вижу – паруса, шкаторины, стаксель-шкоты и гик. Иногда сквозь отверстия между парусами прорываются части других яхт: вот я вижу, как одна из них несется прямо на нас, вот-вот протаранит, но наша опытная рулевая кричит, и я не успеваю испугаться, потому что выполняю указания.
И это все – всего лишь гонка для начинающих. Что уж говорить о крупных регатах, где флот достигает сотни яхт, соревнованиях один-на-один на Олимпиаде или трансатлантических переходах как на Vendée Globe или The Ocean Race.
Какие еще бывают гонки
Есть офшорные гоночные дистанции, которые затрагивают акватории разных стран, требуют пересечений морей и океанов – например, командная Ocean Race Atlantic в 2026-м стартует в Нью-Йорке, а финиширует в Барселоне, яхтам нужно пересечь Атлантический океан. Кайф офшорных гонок и особенно кругосветок – в неочевидности. Лодки выходят одновременно, побеждает тот, кто придет первым, но путь долгий, а в море может произойти что угодно.
В некоторых гонках на яхте находится полноценный экипаж из нескольких человек, как на The Ocean Race и Кубке Америки. Но есть и одиночные гонки, например, знаменитая кругосветка Vendée Globe – в ней около 30 смельчаков пересекают земной шар. Команда есть только на берегу – в штабе, а на лодке каждый сам по себе. Если случится поломка, они должны все починить самостоятельно, не принимая помощь со стороны и не причаливая к берегу.
Если хотите понять, как это сложно – посмотрите фильм «Гонка века» с Колином Фертом. Это фильм, основанный на истории Дональда Кроухерста, который участвовал в похожей гонке Golden Globe в 1969 году. Он не собрал достаточно денег от спонсоров, вышел на воду на технически незавершенной яхте, постоянно боролся с поломками и в итоге утаил от организаторов реальное положение. Кроухерст вел ложный судовой журнал и передавал ложные координаты, так что все думали, что он вот-вот выиграет. Проблема в том, что его бы неминуемо вычислили. До сих пор непонятно, что произошло точно – сошел ли он с ума или расчетливо покончил жизнь самоубийством, тем не менее, до финиша он не дошел и пропал без вести в Атлантике.
В чем же тогда кайф паруса, если все так сложно
Несколько лет назад я сходила в яхтенное путешествие по Канарам и уже знала, в чем кайф – живешь и спишь прямо на лодке, не зависишь от другого транспорта, переходишь с острова на остров за несколько часов, – но не знала, куда двигаться дальше в яхтинге. В чем кайф спортивного яхтинга и соревнований я не понимала, так что спросила об этом Игоря Ковалевского, директора питерского филиала «Силы ветра». Он ответил так:
«В регатах надо учитывать очень большое количество факторов. На результат может повлиять течение, погода, неверно выбранный парус. Ты, например, не взял штормовой стаксель с собой, а был шторм и ты не смог идти. Метеорология, лоция (рельеф дна и пути безопасного плавания – Спортс), навигация – это все надо учитывать. Технические характеристики лодки, особенности команды...»
Я заметила, что это шахматы на воде, раз нужно так много думать, а Игорь ответил, что именно поэтому говорят, что заниматься яхтингом – значит играть в шахматы под душем из холодной воды.
«Очень много неизвестных вещей, на которые ты повлиять не можешь. Горизонт планирования имеет условные 3 дня, и даже в эти 3 дня может многое измениться. Или, например, ты можешь купить веревку для паруса – очень хорошую, самую дорогую, лучшую. Она прошла сотни проверок, но человеческий фактор, легкий брак на производстве – и она рвется. В шахматах же все легко просчитывается, фигуры не ломаются».
Так в чем же кайф парусного спорта? В осознании, что ты с помощью знаний, анализа и небольших физических усилий можешь справиться со стихией.
При этом яхтинг доступен всем. В парусном спорте много девушек – в экипажах они могут быть рулевыми, капитанами, могут сидеть на шкотах и быть баковыми. Девушки совершают трансатлантические переходы в одиночку и управляются с яхтами ловко и профессионально. Они соревнуются на Олимпиаде наравне с мужчинами – есть смешанный класс, где в одном экипаже находятся мужчины и женщины.
История самой юной яхтсменки, обогнувшей Землю. Как совершить кругосветку в 16 лет
Чтобы заняться яхтингом, не нужно знать вообще все о ветре, навигации, устройстве яхты. Нет такого, что нужно изучить всю теорию и только потом выходить на воду. Наоборот, в этот спорт легко войти новичку: теория запоминается именно на практике, когда видишь, как ведет себя парус, и сам тянешь веревки. Через две-три тренировки сложные голландские термины запоминаются, и ты уже не путаешь стаксель со спинакером, брасы со шкотами, и помнишь, как точно называется толстенная перекладина, которая может прилететь в лоб.
Если на «одиночках» все зависит целиком от одного человека, то в командном яхтинге наоборот – команда страхует как новичка, так и опытного яхтсмена, потому что ошибиться может каждый. В этом особое удовольствие – собирать команду, в которой каждый идеально знает отведенную роль, но может подстраховать другого, встать на его позицию, и при этом не обвинять, если человек допустил ошибку.
Парусный спорт не накладывает ограничений, а в ответ дает свободу: на яхте ты ни от чего не зависишь. Только ты, яхта, парус и ветер, который вас несет. Когда ветер надувает генакер и яхта поднимается над водой, ощущаешь себя как в полете. Да, ветер – не вечный двигатель. Когда он стихает, идешь медленнее, иногда часами ждешь перемен. Но когда ветер снова поднимается, ты можешь его приручить.
Как безопасно соревноваться на яхтах и что будет, если подрежешь соперника. Все о гоночных правилах
«Главное – не бояться»! Как в 60 лет обойти весь мир под парусом?
Фото: Сила ветра; Gettyimages.ru/Phil Walter, Clive Mason, Brian Carlin/Team Vestas Wind; East News/Sebastien SALOM-GOMIS / AFP