Как парусный спорт помогает в работе и что общего у IT и яхтинга
Рассказываем о связи парусов и бизнеса.
Те, кто летом приходил на тренировки, гонки и прогулки на нашей базе в Строгино, наверняка заметили, что в этом парусном сезоне акваторию украшают зеленые генакеры. И зеленые они не просто так: их подняла компания КРОК, благодаря которой наша база превратилась в главный ИТ-спот лета — место встречи с ключевыми клиентами и партнерами и просто комфортное место для работы и нетворкинга.
Мы поговорили с Еленой Волковской, директором по маркетингу КРОК, и Михаилом Гудовым, профессиональным яхтсменом и руководителем разработки частных облаков КРОК, и узнали, как в их жизнь вошел парус, чем он их привлек и как помогает в работе. А еще выяснили у основателей Силы ветра Максима Пинигина и Саши Сколкова, какие качества в нас прокачивают парусные гонки.
Первые впечатления от паруса
Елена Волковская: С парусом я познакомилась в прошлом году, когда мы компанией ходили на лодках вокруг Эгадских островов недалеко от Сицилии. Первые впечатления — восторг! Ощущение полета, безграничности, свободы. Ходить под парусом — как летать, особенно если научиться ловить ветер. Это был новый, абсолютно уникальный опыт, каждый день новые города, острова, бухты…
Мы ставили яхту в дрейф, ныряли в бирюзовую воду рядом с гротами из пористого скалистого туфа, встречали рассветы на палубе с ароматным итальянским кофе. И конечно же, много учились: настройке парусов, вязанию узлов и, главное, чувствовать ветер, волну, воду. Я очень рада, что в этом году в Строгино удалось больше прокачать свои навыки управления лодкой. Мы сформировали команду сотрудников КРОК, с которыми уже занимаем первые места на этапах парусного турнира Силы ветра в Москве.
Мы получили столько позитивной обратной связи, что даже разыграли полноценное обучение в Школе капитанов (теория и практика). Чтобы принять участие в розыгрыше, надо было пройти тест «Кто ты в море?» и оставить свои контакты, а победителя мы определили при помощи генератора случайных чисел в Telegram-канале КРОК 1 сентября.
Михаил Гудов: Первые впечатления от яхтинга: «Круто! Почему я раньше этого не делал?!» Мне очень нравится соревновательный спорт и дух приключений. Это стопроцентный мэтч! Я был месяц в экспедиции в Арктике на знаменитом паруснике «Петр I», на Камчатке и много где еще. Парусный спорт — это очень эстетично и интеллектуально. Мне кажется, любой мальчишка мечтает ходить под парусом.
Какие качества важны для того, чтобы ходить под парусом
Максим Пинигин: На мой взгляд, одно из самых важных качеств — быстрое принятие решений и стрессоустойчивость. Быстрое принятие решений нужно в парусных гонках постоянно: и во время старта, и во время огибания, и во время лавировки. Ты постоянно находишься в борьбе с соперниками, и победа зависит от точности и быстроты принятия решений. Зачастую нельзя взять паузу, подождать пару минут — тогда ты или пройдешь мимо знака, или возьмешь старт позже, или в невыгодном месте.
Стрессоустойчивость необходима, потому что частенько происходят события, которые могут загнать тебя в неподходящее эмоциональное состояние — например, тебя кто-то подрезал на старте или нарушил правила. Если яхтсмен начинает концентрироваться на этом, а не спокойно продолжать гонку, он точно больше потеряет. Может быть, он сможет выиграть протест, наказать виновного, но наверняка его объедет несколько лодок. Что касается качеств, необходимых тем, кто ходит в парусные приключения, то тут, конечно, очень важны спокойствие и рассудительность. В таких случаях, как правило, есть возможность подумать и принять верное решение.
Саша Сколков: Мне искренне кажется, что это неверное суждение и никакие особые качества для того, чтобы ходить под парусом, не нужны. Управлять яхтой может любой человек. Яхта — это сосуд, который вы сами наполняете смыслом. Можно никуда не выходить на яхте и пить пиво, а можно кататься по пляжам. Можно пересекать Атлантику, можно участвовать в сумасшедших гонках, можно брать на себя непосильные задачи, можно просто развлекаться и особо ничего не делать. Я не раз встречал тех, кто просто пьет пиво в марине, снимая лодку вместо отеля. И это, конечно, смешно, но почему бы и нет?
Из-за того, что яхтинг растет и в него вливается больше людей, он давно перестал быть субкультурной средой. Мы ведь давно отказались от мысли о том, что хорошему водителю нужны особенные качества. Управлять машиной может каждый, и каждый будет делать это по-своему. Поэтому и яхтсмену не нужны какие-то особые качества для того, чтобы войти в мир яхтинга, но управление яхтой и командой и пребывание в этой среде довольно много чему учит. Среда так устроена, что она сама лепит из тебя человека и воспитывает в тебе качества, которых, возможно, у тебя и не было.
Что общего у ИТ и яхтинга
Елена Волковская: Благодаря яхтингу можно открыть новые территории, расширить границы, узнать больше о себе и команде. Каждое путешествие будет непохожим на предыдущее — многое зависит от погоды, ветра, воды. Можно иметь план, но в то же время существует слишком много обстоятельств, которые могут измениться, когда ты уже в движении.
Мне кажется, что и в яхтинге, и в ИТ значимы умения принимать вызов и адаптироваться в любой обстановке. На лодке может быть задача как можно быстрее и оптимальнее достичь точки А, в ИТ также часто стоят задачи подобрать оптимальное решение для заказчика и оперативно его реализовать. А если решение инновационное, первопроходное, то и в яхтинге, и в ИТ нужно уметь идти в неизвестное, прыгать в «туман», естественно, опираясь на знания, навыки и приключенческий дух команды.
Достичь результата можно разными способами и путями, и если раньше были какие-то проторенные дороги, то за последние полтора года ИТ-ландшафт изменился кардинально: ни шоссе, ни тропинок — старые карты можно выбросить. Сейчас рабочий ИТ-ландшафт больше похож на море, где нет дорог, но есть ветер, звезды, лодка и команда.
Профессионализм команды прямо пропорционален масштабу задачи. Мы в КРОК работаем с большими предприятиями, у которых сложный и масштабный бизнес. Если сравнивать с яхтингом, это не одиночное лодочное путешествие, а скорее ледокол или лайнер. Для помощи в функционировании такого большого судна требуется команда, которая компетентна в различных направлениях: есть службы технической эксплуатации, пассажирская служба, радиотехническая служба. В КРОК, например, выделены центры компетенций по ИТ-инфраструктуре, бизнес-решениям, дата-центрам и сервисному обслуживанию. И для корректной и оптимальной работы все эксперты должны слаженно взаимодействовать друг с другом.
Внимание к деталям критично. Если на лодке неправильно завязать узел, если в ИТ допустить ошибку в коде, это может привести к провалу всего мероприятия. Ни в яхтинге, ни в ИТ нет права на ошибку, важен каждый элемент, каждое действие члена команды — все должно быть четко.
Михаил Гудов: Одинаковые софт-скиллы влияют на успешность в гонке и в ИТ: важно постоянно тренироваться, развивать навыки, разбирать ошибки, проходить кризисы и фокусироваться на результате. Когда понимаешь важность результата, выстраиваешь свою жизнь так, чтобы постоянно совершенствовать навыки и повышать профессиональное мастерство. Каждую субботу у меня гонки на швертботах, и эта дисциплина тренировок занимает 70% моего времени в парусе. Я приезжаю к 09:30, начинаю готовиться, снаряжаю лодку, смотрю на ветер, а потом несколько часов гонки.
Свою команду я агитирую регулярно тренироваться на швертботах «Луч» или «Лазер», так как именно на них становится понятнее, как чувствовать ветер и работать с парусом. Иначе не развить профессиональные навыки — они не возникают за один час или пару гонок. Нужно вложить те самые 10 тысяч часов практики, чтобы навыки превратились в инстинкты, привычки, интуицию. Например, у тактика нашей гоночной команды так развито чувство ветра, что она может сказать абсолютно четко, откуда дует ветер, даже не поворачивая голову.
Спортивный вайб, постоянное развитие и нацеленность на результат — это точно про КРОК и его проекты. Если говорить о проектной ИТ-команде, то, так же как и под парусом, крайне важны такие качества, как целеустремленность, самоотдача, преодоление ошибок, осознание важности и нацеленности на результат. У каждого члена команды есть свои навыки, которые зависят от конкретной позиции: у кого-то сильные аналитические способности, у кого-то наблюдательность (например, в отделе поддержки) или тщательность (отдел тестирования).
В командной работе важны доверие и самоотдача. Как-то на гонку срочно был нужен четвертый человек. Откликнулся новичок нашей команды — практически ничего не умеет. Мы ему говорим: «Твоя единственная задача — сидеть и откренивать лодку на порывах, когда мы тебе скажем». И вот человек четыре часа пересаживается с борта на борт, лодка идет практически только за счет крена.
В процессе была нештатная ситуация: мы идем на левом галсе, другая лодка на правом, то есть надо уступить, а мне нужно резко сделать поворот, человек висит в открене, а мы в гонке и на кураже даже забываем дать команду и делаем резкий спортивный поворот, и левый борт с человеком уходит в воду. Мы в шоке, а он после поворота просто невозмутимо возвращается на свое место на правом борту и продолжает откренивать лодку. В результате мы не просто отлично погоняли, но и пришли с неплохим результатом.
Почему яхтинг так популярен в деловой среде
Максим Пинигин: Мне кажется, что яхтинг и парусный спорт позволяют отвлечься от суеты, которая постоянно преследует предпринимателей, бизнесменов и больших руководителей. Такая разрядка для мозга очень важна. Более того, в яхтенном комьюнити много людей занимается нетворкингом, и в принципе это не только спорт, это еще и лайфстайл-история — можно обсудить с коллегами гонку, а можно и сделки. В яхтинге возникает много деловых контактов и связей.
Саша Сколков: Я думаю, что популярность яхтинга в деловой среде вторична по отношению к тому, что в этой среде в принципе популярны командообразующие упражнения. Команды строят бизнесы, бизнесы создаются командами, и образовывать и обучать эти команды — важная задача любого, кто хочет построить большой бизнес, потому что слаженность команды будет определять ее успех в очень большой степени. Именно поэтому в деловой среде популярны корпоративы, стратегические сессии и командные развлечения, после которых из разрозненной команды получается слаженная.
Яхтинг — это одновременно и отдых, и впечатление, и общий пережитый опыт, и набор эмоций, которые ты можешь разделить только с теми людьми, с которыми провел время на яхте. А кроме прочего, это еще и огромный набор командных задач, которые не решить одному и можно выполнить только вместе. Парус очень явно показывает, насколько слаженная работа коллектива влияет на общий результат.
Чему учит яхтинг
Саша Сколков: Во-первых, конечно же, общаться с командой. Он учит эмпатии, коллективному мышлению, делить радости и проблемы друг с другом и в то же время нести ответственность за свою выделенную небольшую зону. Сегодня ты будешь человеком, который готовит еду, а завтра тем, кто настраивает конкретный парус.
Еще он учит принимать решения не быстро, но взвешенно. Чаще всего в мире моря, парусов и вообще движения по воде ответственность за принятое решение высока, а события развиваются медленно. И на принятие решений есть время. Яхтинг как раз учит тебя не бояться возникающих обстоятельств и делать максимум того, что ты можешь.
Яхтинг учит нас ответственности. Есть люди, которые вроде отлично работают в команде и принимают решения, но подсознательно не готовы брать на себя ответственность. Этот груз настолько тяжел для них, что они размазывают ответственность между людьми, и образуются коллективы, в которых вроде все что-то делают, но никто ни за что не отвечает. Для бизнеса это страшный сон. Яхтинг учит вас как капитана и члена команды этой ответственности. Если тебе что-то доверили, неважно, сам ты это на себя взвалил или капитан тебе что-то поручил, ты за это отвечаешь и это становится очевидным.
Нужно уметь делегировать: объяснять людям, как чем пользоваться, чтобы и с коллективом ничего плохого не сделать, и прийти к цели, какая бы она у вас ни была. Это абсолютная эмуляция того, что мы имеем в бизнесе. Корпоративная культура говорит нам, что сам ты в одиночку весь груз не вывезешь, но эту ответственность за все должен на себе нести. И яхтинг абсолютно точно этому учит.
В мире корпораций и корпоративной культуры, где есть дедлайны, календарики и назначенные созвоны, создается ощущение прогнозируемости. Кажется, что мы все измерили и будущее нам понятно, мы забываемся в этом ощущении и живем в самообмане. На самом деле может случиться что угодно, и это будет что-то огромное, что изменит ход событий. Яхтинг показывает, что это нормально и это как раз и есть часть нашей жизни. Неважно, находишься ты внутри корпоративной культуры или посреди моря, яхтинг учит уменьшению страха перед неопределенностью и снижает твое желание рассчитать все настолько, чтобы все зависело одно от другого на 100%. Такого не будет никогда.
Как парусный спорт помогает в работе
Елена Волковская: Один из самых главных навыков для бизнеса (особенно сейчас) — это управление неопределенностью. Яхтинг отлично помогает прокачивать этот навык. Важно быть и чутким наблюдателем, и осознанным командным игроком, и человеком, который может быстро принять решение, которое повлияет на команду и на маршрут.
Сила ИТ для бизнеса, на наш взгляд, — это парус, который помогает использовать силу стихии, брать правильное направление и держать курс в меняющихся условиях. КРОК — технологический партнер, который с помощью силы ИТ помогает клиентам управлять ветром — штормовым, ураганным, тайфунным, — страхует от последствий шквальных порывов и, конечно, поддерживает бизнес, когда он наслаждается легким бризом.
Если говорить о том, как яхтинг помог в работе именно в этом сезоне, то могу сказать, что все свои рабочие встречи я проводила на споте Силы ветра в Строгино, где ходили лодки под зелеными парусами КРОК. Наши сотрудники встречались с клиентами и партнерами, участвовали в регатах и прогулках. Мы провели несколько командообразующих мероприятий на споте, и все отметили, как здорово было собраться (и потренироваться на яхтах!) в эстетике свободы и атмосфере водной стихии.
Михаил Гудов: Яхтинг помогает быстро принимать решения в критических ситуациях. Всегда что-то может пойти не по плану. За годы своей ИТ-работы и яхтинга я многого насмотрелся и точно знаю, что нет безнадежных критических ситуаций. Когда проходишь несколько «пожаров», разбираешь ошибки (что-то запуталось, в тебя прилетел порыв, парус в воде), ты прокачиваешь свое мастерство и следующий кризис пройдешь более подготовленным.
Яхтинг отлично помогает управлять проектами, временем и осознанно относиться к оттачиванию мастерства. Нужно уметь планировать последовательность работ и корректно оценивать зависимости и риски. В парусном спорте есть тренировки, на которых мы оттачиваем конкретные элементы: маневрирование, техника скорости, работа с тактикой, работа с яхтой, соревнование с противником. В ИТ мы используем различные подходы к анализу эффективности работы в зависимости от конкретной ситуации: ретроспективы, код-ревью, техдизайн-ревью и тому подобное.
Самое главное — непрерывное развитие. Я пишу цели, декомпозирую их до достижимых в ближайшее время, отслеживаю выполнение. Есть такой спортивный подход — вести дневник, в который ты записываешь все, о чем ты подумал про прошедшую тренировку. У меня за несколько лет этот дневник насчитывает страниц 500! Эта рефлексия помогает не только определить, какие навыки и в какое время ты будешь прокачивать, но и выйти на другой уровень абстракции, когда можешь смотреть на картину в целом.
Какую роль на лодке вы предпочитаете
Максим Пинигин: Так получается, что в большинстве случаев на лодке я капитан или рулевой, но я бы не сказал, что предпочитаю эту роль. Я готов к любой роли и считаю, что важна любая. Гоняюсь в командах, гоняюсь и на шкотах — и так же кайфую. Если кто-то авторитетный принимает за тебя решение, это отличный способ подсмотреть у него какие-то идеи, научиться. Эго у меня не просыпается, и амбиций быть только рулевым у меня нет — я кайфую в гонках на любой позиции.
Саша Сколков: Я предпочитаю быть капитаном. Так уж сложилось, что мне досталась роль одного из лидеров в нашем проекте, и для меня очень ценно делиться этим с людьми. Роль капитана в этом смысле очень подходит для того, чтобы попытаться кому-то передать свою точку зрения, чему-то научить, что-то рассказать, приоткрыть завесу тайны, которая, может быть, окутывает для непосвященного человека яхтинг. Мне нравится управлять этим организмом, учить команду чувствовать друг друга, давать им вместе или каждому из них в отдельности что-то, что им нужно и о чем они, может быть, пока не догадываются.
Интервью: Евгений Китаев