8 мин.

Что такое эмпатия: основные черты и значимость в межличностных отношениях

Эмпатия в психологии – это способность замечать и понимать чувства окружающих людей, сочувствовать и уметь правильно реагировать на переживания собеседника.

Основоположником термина эмпатия стал немецкий философ Теодор Липпс. Он первым пришел к выводу, что мы познаем других только через собственные чувства. Взгляды Липпса разделяли соотечественники Вильгельм Дильтей и Карл Ясперс. Весомый вклад в развитии психологии внесли американцы Хайнц Кохут и Карл Роджерс.

Современные ученые считают эмпатию базовой чертой людей как вида. Понимая, что чувствуют окружающие, мы можем адекватно вести себя с ними. Это помогает выстроить прочные социальные связи: дружить, общаться, избегать конфликтов, уметь понимать причины поведения.

Содержание

  1. Понимание эмоций других людей

  2. Способность сопереживания

  3. Активное слушание и эмпатическое общение

  4. Эмпатия в работе и бизнесе

  5. Развитие эмпатии

  6. Заключение

Понимание эмоций других людей

Психологи выделяют три уровня эмпатии:

  • Низкий. При низкой эмпатичности нет предрасположенности к переживанию чувств других. Все крутится только вокруг вас. Зачастую люди с низкой эмпатией одиноки, живут замкнуто и нередко агрессивны.

  • Средний. При среднем уровне сочувствия человек умеет сопереживать, считывает эмоции собеседника, понимает его страхи. Он способен поддержать, но в тех ситуациях, когда не будет вреда его собственному состоянию.

  • Высокий. Людей с высоким уровнем сочувствия и считывания эмоций не так много. Они способны считывать даже малейшие изменения в настроении собеседника и дать именно то, что поможет. Такие люди общительны, умеют быстро настраивать контакт, не допускают конфликтов и стремятся найти компромисс.

Узнать свой уровень эмпатического восприятия помогает тест «Шкала эмоционального отклика», разработанный Альбертом Меграбяном и усовершенствован Эпштейном.

Взаимопонимание в жизни важно для умения понимать причины поведения собеседника и выстраивать коммуникацию. Когда проявляешь сопереживание проще понять, почему человек ведет себя так. Свои навыки можно применять в разных ситуациях — конфликты на работе, ссоры в семье, новые знакомства.

Способность сопереживания

Многие ставят в один ряд понятия эмпатии, сочувствия и сопереживания. Понятия достаточно схожи и все связаны с эмоциями человека, но есть и важные отличия.

Эмпатия в чистом виде это психо-когнитивный навык, его можно разделить на две составляющие. Первая — смотреть на ситуация глазами собеседника. Вторая — улавливать эмоции другого человека. На подсознательном уровне некоторые владеют навыком, но если вам сложно понимать причины поведения других, то его можно развивать.

Сочувствие выражается в эмоциональном или поведенческом отклике на переживания другого человека. Важно понимать, что без умения считывать переживания не получится сочувствовать собеседнику.

Сопереживание максимально близко к ощущению тех же эмоций, что и у вашего собеседника. Это состояние отличается тем, что вы пытаетесь не только разделить эмоции, но и поддержать его или окружить заботой.

Развитие эмпатических способностей благотворно сказывается на межличностных отношениях: в семейной и профессиональной сфере. Научившись понимать чувства и потребности окружающих налаживается общение, легче решаются спорные ситуации. С развитием способностей приходит понимание, что все мы разные, но в этом нет ничего плохого. Постепенно отношения в паре или семье становятся доверительными и более глубокими.

Активное слушание и эмпатическое общение

Эмпатическое слушание — это метод в психологии, который предполагает активное, вовлеченное слушание собеседника, путем отражения его чувств и эмоций. Эмпатическое слушание будет полезным не только на сеансе у психолога, но и в межличностных отношениях и бизнесе. Во время этого метода собеседник чувствует:

  • его слушают, а не говорят только о себе;

  • его мысли и чувства понимают;

  • его принимают таким, какой он есть.

Развивая навык эмпатического общения стоит забыть про фразы: да, ты накручиваешь, не бери в голову, разве это проблема, есть проблемы и хуже, тут не на что обижаться и так далее. При попытке указать на несущественность проблемы, вы принижаете партнера и отрицаете его право чувствовать.

Эмпатическое слушание решает три главные задачи:

  • помогает выговориться;

  • помогает пережить чувства;

  • укрепляет отношения.

По итогам эмпатического общения улучшаются взаимоотношения, человек становится добрее и терпимее к окружающим.

Для развития навыка потребуется время, собеседник и правила:

  • настроиться на общение — нельзя осуждать собеседника и воспринимать его мысли сквозь свои принципы;

  • очистить мысли — надо избавиться от посторонних мыслей, забыть про проблемы, заботы.

  • научиться чувствовать — попробуйте принять всю боль, обиды, страхи, переживания. Важно научиться не разделять чужие и собственные личности. Только полное погружение.

  • не игнорировать. Нельзя отвлекаться, осуждать поступки, важно выразить сочувствие и сопереживание.

  • не стараться оправдать поведение. Ваше общение для того, чтобы поддержать собеседника и разделить его ощущения.

  • делать паузы. Паузы помогут обсудить ситуацию, обдумать сказанное.

Ваши мысли по поводу ситуации могут отличаться. Тот, у кого проблема есть сложности с ее решением, так как его одолевает гнев, обида, грусть и раздражение. Выговорившись он сможет пережить эти чувства и уже с чистой головой увидит то, как выйти из ситуации.

Эмпатия в работе и бизнесе

Эмпатия в бизнесе может как улучшить взаимоотношения в коллективе, так и навредить.

Начнем с минусов:

  • Четкое видение главной цели. Фокусировка на состоянии команды очень полезна. Это позволяет получить мотивированных сотрудников. В бизнесе возникают ситуации, в которых важно принимать жесткие решения, здесь излишнее сочувствие сыграет в минус.

  • Эмоциональная устойчивость. За эмпатические ощущения отвечает участок коры головного мозга, который принимает собственные и чужие эмоции как одно целое. Руководитель с излишне развитой эмпатией будет тонуть не только в своих переживаниях, но и проблемах команды. Как итог выгорание, депрессия, неэффективное состояние.

  • Авторитет руководителя. Воля чувствам может разрушить авторитет руководителя. Есть риск во время кризиса поддаться эмоциям и не принять жесткое решение. Коллектив может списать это на слабость.

Несмотря на минусы, взаимопонимание очень важна в бизнесе и работе. Важно научиться чувствовать, но не забывать про интеллект и аналитические способности. Правильный подход в работе — почувствовать, выявить причину, действовать.

Развитие эмпатии

Эмпатия — это навык, который развивается. Для изменения уровня восприятия эмоций других людей необходимо выполнять простые упражнения.

Люди вокруг нас. В общественных местах стоит присматриваться к окружающим, представлять, что они чувствуют, как прошел их день, какое у них настроение. Если вы общаетесь с кем-то, то мысленно задавайте вопрос: «Что чувствует человек, с которым говорите». Упражнение позволяет строить гипотезы, но с развитием навыка, ваши предположения будут точнее.

Активное слушание. Основа эмпатии — умение слушать и услышать человека. Перед собой необходимо поставить задачу — понять, что хочет донести собеседник. Во время разговора нельзя отвлекаться на посторонние вещи, важно поддерживать зрительный контакт. В перспективе это повысит умение налаживать контакты с незнакомцами и улучшит взаимоотношения с близкими, друзьями, коллегами по работе.

Читай и смотри. Фильмы, сериалы и художественные произведения — хороший тренажер для развития эмпатии. При знакомстве с новым произведением отслеживайте поведение героев, их мысли, эмоции. Постарайтесь отметить те моменты, в которые вы больше всего сопереживайте герою. Многие фильмы и романы созданы с детальной проработкой героев, причинами их действий.

Карта эмоций. Карту эмоций можно найти в интернете. В ней порядка 30 пунктов, что может ощущать собеседник и по какой причине. Полезно будет распечатать карту и выписать напротив каждой эмоции ситуации, в которых вы это ощущали. После можно совмещать переживания других с собственными и понимать причину их возникновения.

Перестановка ролей. Упражнение лучше проводить в кругу знакомых. Потребуется как минимум три человека. Необходимо придумать сценарий с разными ролями: жертва, манипулятор, злой покупатель, любящий скандалить или другие. После выбора ролей потребуется придумать сценарий, проиграть его три раза со сменой ролей. После проигрыша сценария необходимо поделиться эмоциями в каждой из ролей, что вы чувствовали при просмотре со стороны.

Заключение

Эмпатия — это способность человека чувствовать эмоциональное состояние других людей и ответному эмоциональному отклику. Быть эмпатичным — значит иметь возможность взглянуть на мир глазами других людей и почувствовать, что они чувствуют в данный момент.

При низкой эмпатии могут возникать проблемы в межличностном общении на работе или в семье. Чаще всего встречаются люди со средним уровнем эмоционального сопереживания. Если вы планируете стать более эмпатичным человеком, то можно выполнять упражнения, описанные в статье.

Стокгольмский синдром: когда злоумышленник становится «союзником»

Газлайтинг: манипуляция, которая разрушает доверие и самооценку